АУКЦЫОН  Под прямыми солнечными лучами

Звуки о питерской презентации нового альбома Аукцыона.

В первый день лета группа Аукцыон презентовала альбом "На солнце" в петербургском концертном зале "Aurora Concert Hall". Поклонники ждали новую пластинку 5 лет - в клубе яблоку негде было упасть.

Альбом стал доступен в интернет-магазинах за две недели до презентации, а записали его еще в октябре прошлого года. Впервые музыканты "Ы" работали на студии "Мосфильма", и закончили запись всего за 8 дней. Концерт начался композицией "И день, и ночь", наполненной характерной для Аукцыона полиритмией. Стихи авторства Дмитрия Озерского в этой песне никак не хотят сцепляться с нотами, шестеренки прокручиваются на холостом ходу, и композиция звучит как стихотворение, прочитанное нараспев под музыкальную импровизацию (на записи здесь можно услышать вокал дебютировавшей в "Аукцыоне" жены Леонида Федорова - Лидии).

На задник сцены весь концерт проецировался видеоматериал художников из Екатеринбурга: преодолев некоторое сопротивление, он влился в концертное действо и придал ему максимальную гротескность: плотный звук, создаваемый семерыми безудержно импровизирующими музыкантами, накладывался на чрезмерно абстрактный видеоряд. Каждая композиция звучала не меньше десяти минут. Но тот, кто хоть раз с середины двухтысячных бывал на "Ы", знает, что на них перестаешь быть просто посетителем рок-концерта и становишься полноценным участником мелодико-медитативного хеппенинга.

Номера щедро перемежались сольными выступлениями Олега Гаркуши, который, освещаемый одиноким лучом прожектора, зачитывал свои милые безыскусные стихотворения: "Она была актрисой", "Злое похмелье", "Когда очень любишь" и пр. Второй прозвучала мистическая композиция "Пропал". В странном расслабленном фанке соединились детские стихи и предчувствие скорой гибели. Что случилось с героем? Он пропал - значит умер, и тенью бродит по миру? Или, наоборот, глупый мир выпустил его из сетей, потерял из виду, и он счастливо и свободно "летал и хохотал, как ветер"? Замечательную песню Федоров исполнял в обычной манере: с неизбывной тоской во вкрадчивом голосе и улыбкой на лице. Немного взбодрила задумавшуюся публику третья композиция и лучший "боевик" альбома - "Чайки", этакая геройская тема про неуловимых мстителей на турецкий манер. По заднику сцены полетели силуэты птиц. Начавшись с о свойственного "Аукцыону" околовосточного соло, "Чайки" разлетаются в уши слушателей длинными гласными, интонациями Высоцкого. Труба блистательного джазового трубача Юрия Парфенова и саксофон звезды аукцыоновских духовых Николая Рубанова замечательно то по очереди солируют, то заходятся в согласии. На длинном-длинном проигрыше Гаркуша устроил импровизированный диалог на дудочке с виртуозным саксофоном Рубанова.

"Вы лучшие!" - пробасил кто-то благодушный, когда закончилась композиция. "Спасибо", - пропищал детским голосом Гаркуша. "Христос Воскресе!" - заметил бас. "Воистину Воскресе!" -поддержал Гаркуша и начал читать новое стихотворение. На этот раз ему помогали музыканты группы, устроив авангардную какофонию, под которую фронтмен довольно мучительно для слуха нараспев прочел-провыл свою известную поэтическую мелодраму про знакомство с двумя пьяницами.

Тут по экрану потекла вода, и началась непривычно лиричная композиция "Плыть" - приятная атмосферная баллада с неяркой мелодией. Звучал несвойственный "Ы" гитарный перебор, и было похоже, что Федоров просто поет кавер на БГ. И ему это удивительно шло. На экране все плыли и плыли три женщины, и было спокойно и легко. "Не уронить, не изменить, лишь бы плыть". Из медитации публику вывела композиция "Сынок" - на новом альбоме она заглавная. Роковая, по-панковски резкая и тяжелая, пронизывающая и пронизанная безнадегой, где смычок Волкова пилит прямо по нервам. На экране закольцовывалось изображение: черно-белый актер с торчащими волосами в стиле Джонни Роттена, съедал какую-то гадость и становился кроваво красным. "Расти, расти без радости", в общем. После очередного длинного-длинного проигрыша, не оставив ни одного живого в зале, деды-дымоделы смилостивились и заиграли тягучую "Фа-фа", знакомую любителям группы до единой ноты, где снова зашлась в гениальном соло шедевральная труба.

В перерыве между песнями Гаркуша обратился к залу: "У меня радостная новость. Я праздную два дня рождения, и вот скоро, 23 июля, будет 20 лет, как я не пью. Подумайте об этом: ты либо пьешь, либо нет. Если нужна помощь - обращайтесь". И группа грянула "Все вертится", самую радостную песню "Ы" из альбома "Птица", популярность которого Федорову сотоварищи еще не удалось повторить за все 20 с лишним лет. В честь такого дела Николай Рубанов ненадолго присоединился к танцам Гаркуши. На протяжно-распевной "Луна упала" трубач достал ноты, а Федоров слегка фальшивил. Бесхитростный, ритмичный и очень энергетический текст то ли возвращает во времена раннего "Аукцыона" ("Волчица"), то ли обращается к лирике обэриутов: "Не здесь, но где-то далеко/ сижу один, пью молоко, /хожу в кино, дружу с женой, /люблю соседку за стеной". Кстати, музыканты долго выбирали название альбома между "На солнце" и "Луна упала", видимо придавая особое значение этой композиции.

Завершили основную часть концерта старенькая "Огонь""На Солнце" и "Мир тает", самые напевные из альбома. Казалось, медитативная импровизация никогда не закончится: стихая и замедляясь, музыкальная волна вновь крепла, разрасталась и переливалась новыми мелодическими ходами. Аукцыонщики распрощались, но после долгих вызовов на "бис", когда уже казалось, что они сегодня сюда не вернутся, коллектив вышел на сцену и выдал пару старых хитов.

На пресс-конференции по случаю выхода нового альбома Федоров сказал, что при записи они намерено свели к минимуму количество дублей, почти половину треков записали живьем, и альбом получился концертным. Действительно, традиционно почти отсутствуют заранее прописанные инструментальные партии, на зрителя обрушивается звуковой водопад импровизаций. Взаимодействуя друг с другом шаманским, энергетическим способом, сплетенные в один организм музыканты выколдовывают и выбаюкивают свой фантастический джем-сейшн.

07.06.2016, Мария ЛАЩЕВА (ЗВУКИ РУ)

АУКЦЫОН - свежие публикации:

Сайт: www.auktyon.ru

АУКЦЫОН

"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. Оджнако именно антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались одной из причин, не давшей закрыть АукцЫон раньше времени. Не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".

Дата образования:

1 января 1978

Подробности из жизни:

Группа АукцЫон была и остается
уникальным явлением на российской
не-поп-сцене. И это не расплывчатый комплимент, а точное определение. Так уж в
силу разных причин (перечислять которые было бы долго да и, пожалуй, излишне)
случилось, что русские рок-группы доперестроечных годов рождения
выкристаллизовывались вокруг поющих поэтов - любящих, конечно, музыку и не
лишенных порой мелодического дара, но всё-таки в первую очередь именно поэтов.
Этим, как говорил Маяковский (тот еще был бы рокер, между прочим) и интересных.
Гребенщиков, Цой, Кинчев, Борзыкин, Чистяков, Ревякин, Летов, даже
Макаревич. Исключения были единичны и оказывались недолговечны:
эстетские Странные игры, писавшие песни на стихи Поля Элюара и
Козьмы Пруткова, (и где они сейчас, эти "игры"?), Наутилус
Помпилиус со злыми точными текстами Ильи Кормильцева и харизматичным
фронтменом Бутусовым. Покойный ныне Кормильцев, как известно, в 90-е
годы не
захотел жить прошлым и создал собственное радикальное…

Далее... →