МУЗЫКА  Проверка пульса: май

Долгожданный альбом Марка Притчарда, дебютный лонг-плей Tourist и другие электронные альбомы мая.

Долгожданный альбом Марка Притчарда, дебютный лонг-плей Tourist и другие электронные альбомы мая.

Mark Pritchard "Under The Sun" (Warp)

Несколько лет назад Марк Притчард (экс-участник дуэта Global Communication и обладатель множества альтер-эго) объявил, что устал делить разную музыку по разным проектам и будет теперь издавать всё под собственным именем. После этого логично было ждать от Марка гремучей смеси даунтемпо, джаза, грайма, драм-н-бейса и бог весть чего еще, но вместо этого Притчард записал целостный, глубокий, вдумчивый и совершенно непригодный для танцев диск. Неторопливые вокальные треки (среди приглашенный голосов - Том Йорк и Bibio) перемежаются с печальным эмбиентом и синтезаторными зарисовками в эстетике середины прошлого века (вспоминается чуть ли не Уолтер Карлос). Единственный трек, нарушающий это единство и гармонию – фолк-баллада "You Wash My Soul", где участие Притчарда уж совсем неочевидно. Но что такое один неудачный трек на альбоме, который хорош почти целиком?

Tourist "U" (Monday Records)

После серии отличных ЕР, ремиксов для поп-звезд калибра Chvrches и Years & Years, а также "Грэмми" за работу с Сэмом Смитом (Sam Smith) британец Уильям Филлипс (William Phillips) решил наконец записать альбом. "U" прекрасен тем, что Уильям совершенно не пытается угодить широкой аудитории. Это лёгкая и оптимистичная, если не сказать веселая пластинка на грани хауса и герриджа без всяких попыток играть поп-музыку. Никаких поющих звездных гостей, а вокал, где есть, нарезан на мелкие кусочки (то замедленные, то разогнанные), да и ритмы чуть сложнее того, под что готов плясать посетитель среднестатистической дискотеки. Кажется, именно такой и должна быть клубная электроника.

Kaytranada "99.9%" (XL Recordings)

Молодой канадец, уже успевший сыграть на разогреве у Мадонны, стремительно ворвался в мейнстримовую обойму и выпустил дебютный альбом на лейбле, где тон задают Adele и Radiohead. "99.9%" – пластинка, по которой можно изучать все модные тенденции в электронике последних пяти лет. Диско, хромающий абстрактный хип-хоп, мутировавший R&B, хип-хоп и даже лоу-фай – всё это Луис аккуратно собрал вместе и смешал в равных пропорциях. Откровений, по большому счету, никаких, но сделано мастерски. Канадец, к тому же, умудряется не переходить опасную грань и не скатываться ни в пролетарский жесткач в духе Ники Минаж (Niki Minaj), ни в слезливый нео-соул. Мол, я может и хочу быть модным, но старый Ninja Tune и новый 100% Silk люблю больше, чем Weeknd и Фрэнка Оушена. Вот только линию прекрасного сингла "Go Ahead" Kaytranada решил не продолжать, а зря, из него вышел бы неплохой наследник Тодда Терье (Todd Terje).

Flume "Skin" (Future Classic)

Австралиец Харли Стретен (Harley Edward Streten) играет на том же поле, что Tourist и Kaytranada, но кажется, еще сильнее последнего настроен на массовость. На его альбоме (16 композиций длиной в час – новый стандарт, заточенный под новые правила расчета чартов) тоже есть и замысловатая хромая электроника, и вокальная нарезка на разных скоростях, но в эти аранжировки чаще всего упакованы понятные массам хип-хоп и R&B. Вокальные партии исполняют Туве Лу (Tove Lo), рэпер Винс Стейплс (Vince Staples) и даже Бек (Beck). Пожалуй, всё это уж слишком заточено под мейнстримовый формат (чтобы вписаться между Рианной и Дрейком и не отсвечивать), но, возможно, именно Flume поднимет спотыкающуюся бас-электронику на тот уровень, куда в своё время подняли брейкбит The Chemical Brothers.

Juan Atkins & Moritz von Oswald present Borderland "Transport" (Tresor)

Патриархи с разных континентов дают мастер-класс техно-классицизма. На этой пластинке есть ровно то, чего и ждёшь от этого дуэта – хмурый берлинский даб-тек в духе Basic Channel (Освальд) и детройтский аналоговый ретро-футуризм на грани техно и электро (Аткинс). Странно было бы ждать каких-то откровений от музыкантов, чей суммарный возраст перевалил за сто лет, но исполнено как надо. Хороший урок многочисленным молодым подражателям.

Jean-Michel Jarre "Electronica 2 - The Heart of Noise" (Columbia)

Вторая часть альбома коллабораций Жарра вышла еще более пестрой, чем первая. На одной пластинке каким-то образом уживается довольно типичные для их нынешнего репертуара песни Гари Ньюмена (Gary Numan) и Pet Shop Boys (Жарра тут не слышно вовсе), нелепый клубный ремикс на Primal Scream "Come Together" и промышленное количество музыки в духе "уже не техно, но еще не EDM". Это, видимо, и есть то, что сейчас увлекает самого Жана-Мишеля. На этом фоне очевидной удачей выглядит дуэт с Джефом Миллсом (Jeff Mills), где техно составляющая берет верх, и все треки, где Жарр похож на себя раннего. Это в первую очередь двухчастная "The Heart of Noise", а также "Switched on Leon" - записанная вместе с The Orb коллажная сэмпладелика на тему Льва Термена и его изобретений. Как итог, из двух частей можно было бы собрать один отличный альбом минут на 50, а всё вместе смотрится чересчур разношерстной компиляцией.

µ-Ziq "RY30 Trax" (Planet Mu)

Предыдущий "архивный" диск Майка Парадинаса (Mike Paradinas) оставлял ощущение, что бездонные закрома постепенно оскудевают, а все хиты уже найдены и изданы. Не тут-то было. Ништяки, которые Парадинас приберег со времен сайд-проекта Jake Slazenger (а это единственный проект Майка, который когда-то был подписан на Warp) и сегодня звучат как откровение. Пусть в стилистическом отношении тут вряд ли найдется что-то новое – скрежет перегруженных ударных, прифанкованный грув, бравурные струнные и игривые синтезаторные мотивы. И дело в том, что середина девяностых (а точнее, период 1994-1997) был для Майка (да и для всей пост-рейверской электроники) по-настоящему золотым – всё, за что он ни брался, было как минимум очень хорошо.

Autechre "elseq_1-5" (Warp)

Новый альбом (формально – EP в пяти частях, общей длительностью более 4 часов) – слепок современной интеллектуальной музыки. В нем вроде бы есть всё, за что электронику сейчас принято хвалить – поиск новых форм, авангардность, пренебрежение нормой и даже собственный узнаваемый почерк (пусть и очень напоминающий продукт работы одного и того же сложного алгоритма). Но чёрт, как же тяжело это слушать.

[прослушать можно здесь]

JK Flesh "Rise Above" (Electric Deluxe)

Сменив металл на электронику и подписавшись на лейбл, которым управляет голландский техно-гуру Speedy J, Джастин Броудрик (Justin Broadrick) не перестал любить всевозможную мракуху и жуть. "Rise Above" – это образцово-показательное хоррор-техно, музыка плотная и страшная как ядовитый туман. Из-за размеренного лязга перегруженных ударных то и дело прорываются похоронные синтезаторные аккорды, но большую часть времени всё ревет, хрустит и скрежещет. В умении передавать ужас JK Flesh равных почти нет, разве что нечто, сравнимое по атмосфере, когда-то выдавал Мик Харрис (Mick Harris) aka Scorn, бывший коллега Джастина по Napalm Death.

Lone "Levitate" (R&S Records)

Вернуть в бас-музыку дух британского хардкора начала 90-х пробовали многие. Корни у того, что делают Zomby, Kode9 и Burial, вроде бы общие – все они ориентируются на тогдашний репертуар лондонских пиратских радиостанций и специализиорванных лейблов вроде Reinforced и Suburban Base. Но если клиенты лейбла Hyberdub чаще исследовали тёмную сторону рейва, то Мэтт Катлер (Matt Cutler) взялся за ту музыку, что звучала на рейвах уже на рассвете – лёгкий и воздушный атмосферный брейкбит. Получилось местами настолько аутентично, что вполне можно выдать за потерянные архивные записи – кажется так глубоко докопаться до сути этого жанра не удавалось еще никому. Идеальный саундтрек для начинающегося лета.

30.05.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: