STEPAN I MEDUZA  "Спасибо населению, что начало впускать в свои головы что-то помимо Ани Лорак"

Синти-поп дуэт Stepan i Meduza о "Пьяных женщинах" и желании работать с продюсерами.

Киевский коллектив Stepan i Meduza начинал со взбалмошного, разгильдяйского и импульсивного инди-рока, в эстетике которого и был решен дебютный диск "Bludnitsa". В 2014-м же году, сократившись до дуэта, группа переключилась на спейс-диско и нью-вэйв, выдав друг за другом четыре непохожих, но по-своему прекрасных мини-альбома. В начале 2015-го в релизе "Долго объяснять" группа разобралась с прежним наследием, до неузнаваемости переиначив несколько вещей с дебюта, а в конце года выпустила долгожданный второй лонгплей, завершив метаморфозу. Звуки связались с участниками дуэта Сашей Бурковым и Дмитрием Машкиным.

Звуки: С чего началось ваше увлечение музыкой? Как возник проект Stepan i Meduza?
Саша: Началось - как и у всех, полагаю - с момента полового созревания, так как данный вид творчества идёт нога в ногу с таким понятием как "страсть". Было много предтечей, но Stepan I Meduza – это моё первое и последнее, на данный момент, зрелое музыкальное детище. Ему предшествовал долгий путь развития и взросления, да и в данном проекте с начала его существования в 2010-м многое - если не всё - успело изменится.
Дима: Смотря что подразумевать под словом "увлечение". Если спрашивается, когда пришло понимание того, что музыка – это довольно-таки успешная выдумка человечества, то оно пришло еще в глубочайшем детстве. Мой отец окончил Московскую Консерваторию и ему, видимо, со временем проели плешь классические джазмены. Потому мы с ним сутками слушали Майкла Джексона (Michael Jackson), когда я был совсем мал. Мне прям дико нравилось. А если же имеется ввиду "увлечение" в плане потуг создавать что-то самому, то у меня всё началось с того, что я всем рассказывал байки о том, что умею играть на барабанах. При том, что и близко их не видел, а потом меня позвали в группу и пришлось как-то выкручиваться. Было весело.

Так Stepan I Meduza звучали в 2012 году

Звуки: После выхода вашего первого альбомы вы резко поменяли звук. Почему?
Саша: Всё банально: творческое и не только взросление и нежелание стоять на месте. Ну и не без внешних факторов, конечно же. Немаловажную роль сыграло освоение звукорежиссерского ремесла и, как следствие, полная творческая автономность, которую можно слышать начиная с EP "Давай Останемся Здесь" и позднее.
Дима: Да, и теперь я играю на всём подряд, но не на барабанах.

Звуки: После смены звучания вышел ряд совершенно разныех EP - расскажите про каждую из них. Они самодостаточны или являются звеньями цепи, которые проложила дорогу к нынешней форме группы?
Саша: Ну они и олицетворяют, мне кажется, постепенную, или не очень, смену звучания. По порядку: EP "Пятничный вечер" вышел ранней весной 2014 года – это наше взаимодействие с киевским продюсером электронной музыки KOLOAH. С Димой Авсксентьевым мы просто давно приятельствуем, и именно он - режиссёр нашего первого клипа "Diskoteka". Помнится, что тогда многих удивило, что мы стали полностью электронными. Той же весной, но позднее вышел EP "Пейзажная Аллея" – на самом деле, это просто обломок несостоявшегося альбома, выпущенный миньоном лишь в силу того, что не успели свести остальные песни. С другой стороны, хорошо, что так вышло, и не вошедшие в этот "недоальбом" песни получили впоследствии совершенно иную жизнь с новыми аранжировками и звуком. Кроме того сюда вошла неуместно грубая и эксцентричная поп-композиция под названием "Пьяные Женщины", о выпуске которой лично я сожалею больше всего, так как она внесла свой диссонанс, как мне кажется.

Звуки: В смысле - диссонанс? Её многие выделяют. Вы имеете в виду, что она не очень репрезентативна для вас?
Саша: Да, она многим пришлась по душе, особенно, женскому полу, собственно, пьянствующему. И если бы мы сняли клип, то был бы успех ещё больший. Она мне не то что не нравится вовсе. Просто из другой оперы совсем, даже для того переходного периода. Поп-рок-фельетон такой себе. Вообще я написал её за одну ночь для какого-то квартирного врывчика, что планировался на следующий день. Не помню уже, что это было, но планировалось её исполнять чисто под акустику и от случая к случаю. Но как-то всех знакомых зацепила на тот момент, и мы почему-то решили интегрировать в SiM. Что было, то было, как говорится. Осенью 2014-го был релиз "Давай Останемся Здесь" – первая полностью самостоятельная работа во всех аспектах, в силу чего это и первый альбом, что до сих пор мне не опротивело слушать. За исключением, возможно, песни "Художник", что неудачно сведена, ну и сама по себе - некая дань раннему творчеству. А прошлой весной вышел EP "Долго Объяснять" – в поддержку к одноимённому черно-белому видео, весьма удачному, на наш взгляд, куда вошли три старые песни в новых версиях и ремикс на заглавную песню Данилой Меркуловым из Aircraft.

Звуки: Насколько я понял, процесс подготовки записи полностью лежит на вас, а поработать с какими-то продюсерами не хотелось? Или нет в Украине таких продюсеров сейчас?
Саша: Грамотный менеджмент – да, это то, чего нам реально не хватает. Потому как банально на это нет свободного времени, да и соответствующего склада ума. А саунд-продакшн – это непрерывный творческий процесс в моём понимании. Не представляю, как можно прийти и записать что-то, от и до сразу, на чужой студии, оставить на сведение кому-то, пусть даже самому лучшему звукорежиссёру на планете. Написание аранжировок, поиск сэмплов, подбор эффектов, настройка синтезаторов, дописывание текста, мелодий – это всё непрерывный процесс. У нас есть концертный (и студийный) звукорежиссёр – Никита Мекалин (гитарист группы Seahorse). Мы доверяем его вкусу и прислушиваемся к его советам, он разбирается в тонкостях звука. По поводу финального мастеринга – тут всё просто. Нужна профессиональная студия узкого направления в данной сфере и нужен специалист. В частности, мастеринг для винила "Равновесие" делался в Лондоне.

Звуки: Судя по живым записям, вы постоянно меняете инструменты, на которых играете живьём. Формат дуэта на концерте - это осознанный выбор или текущее стечение обстоятельств?
Саша: И то, и другое. Контролируемое стечение обстоятельств, я бы так выразился. Хотелось бы обзавестись ещё единомышленниками, чтоб себя несколько разгрузить, но это весьма непросто, порой невозможно и влечёт за собой ряд проблем. А сессионный формат музыкантов нам пока что не интересен в контексте тех площадок и масштабов где мы играем. По сути мы пока не особо и "разыгрались", но последнее время ставим акцент на живых выступлениях, осознав наконец-то чего мы от них хотим. Раньше, полгода назад, Дима играл на барабанной установке, теперь играет на синтезаторе и бас гитаре. Уже это повлекло тотальные изменения в подходе к живому исполнению и тому, как нас воспринимают зрители. Я также плотно подсел на синтезатор помимо гитары. Появилась драм-машина, видеоряд и частичный плейбек. Кроме того, как упоминал уже, у нас есть свой концертный звукорежиссёр, что весьма немаловажно.
Дима: Так всем стало гораздо комфортнее - и нам, и слушателю. Когда нас было трое, играть концерты было проще, когда же мы остались вдвоём, то формат White Stripes нам не подходил. Не подходил для музыки, которую мы играли тогда, и тем более - для музыки, которая начала подступать. Мы дали с десяток концертов в таком формате, потом стало понятно, что пора что-то менять, и мне пришлось осваивать те же песни, которые я играл за барабанами, уже на других инструментах.

Так Stepan I Meduza звучат сейчас

Звуки: Что дальше?
Саша: Совсем скоро ожидается выход клипа на совершенно новую композицию, на почве чего вероятней всего выйдет либо крупный EP, либо полноценный альбом вовсе. Кстати сказать, автор идеи и режиссёр – Никита Квасников, что снял "Долго Объяснять".
Дима: Полноценный альбом у нас будет скоро? Класс. Ок.
Звуки: Это будет продолжение "Равновесия" или какой-то новый поворот?
Саша: Скорее всего да – без резких виражей, но, понятное дело, что инертно, по прямой, ехать никто не собирается.

Звуки: Как вы относитесь к современной музыкальной украинской сцене?
Саша: Весьма положительно. Спасибо населению, что начало впускать в свои головы что-то большее, чем Лорак, Козловский и Виа Гра, и появился поп, но уже не эстрадный, пост-совковый, за который, как минимум, не стыдно. Ну и клубная, сугубо электронная сцена, пытается достаточно рьяно поспевать за европейской. Но ещё существует множество пробелов, в сравнении даже с самым ближним западным зарубежьем. Всё зависит от общего культурного уровня масс, здесь просматривается положительная динамика.
Дима: Стоит отметить, что Украина всегда была богата разнообразными "новыми волнами" и вообще музыкальными талантами, как-то так получалось. Просто раньше никто не знал, что с этими талантами делать, и из подвалов вылазили очень немногие, и более того, даже не лучшие. А сейчас, современные технологии и всесильный интернет делают свое дело. Мне нравится, что происходит на нынешней украинской поп-сцене, но фаворитами я не обзавелся. Ребята совершают огромную работу, и это прекрасно, а мои вкусы – это мои вкусы.

Звуки: Что больше всего вдохновляет из мировой музыки, с кем бы хотелось посотрудничать?
Саша: Вообще лично мне очень мало что западает в сердце на уровне страсти, из недавнего даже не припомню так сразу… Разве что "реквием" Боуи потряс в силу своих масштабов театральности. Умом же могу воспринимать многое с гастрономической целью, в поисках "звучков" всяких, композиционных решений и тому подобного - это интересно. Но на мой взгляд, всё самое лучшее в мировой музыке давно произошло в восьмидесятых и первой половине девяностых. И одним из самых любимых мною и результативных коллективов, рождённых тогда и ныне живущих, является небезызвестные Depeche Mode. Логично будет сказать, что с ними и хотелось бы посотрудничать, причем с Аланом Уайлдером в том числе. А вот "Как?" и "Вероятно ли?" – это уже другой вопрос (улыбается).
Дима: А я всё же вынашиваю мечту, что нам когда-нибудь удастся познакомиться с Metronomy и мы запишем вместе самый красивый в мире трек с остроумным текстом и дурацким синтезатором (улыбается).

Читайте также в серии материалов "ЗВУКИ.UA":
Вагоновожатые | Pianoбой | SunSay (+) | Джамала | The Maneken | K.A.T.Y.A | ONUKA | Vivienne Mort

25.05.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

STEPAN I MEDUZA