КОНЦЕРТ  Письма мастера дзен мастеру фехтования

Лаборатория погоды тела и звука представляет невидимых музыкантов и танцующего японца

Один великий воин чрезвычайно увлекся чайной церемонией. Он мог проводить у своего мастера, Сэн но Риккю, целые дни, и его воины решили, что он начинает пренебрегать делами государства. Тогда один из его вассалов решил убить Сэн но Риккю. Под видом обычного посещения церемонии, он пришел к нему.
Опытный мастер, не будучи воином, сразу разгадал намерения гостя, и стал просить его оставить, как полагается, меч у входа - ведь ча-но-ю - это выражение спокойствия и умиротворенности. "Я воин и мой меч всегда со мной, ча-но-ю или не ча-но-ю", - отвечал убийца и вошел в павильон, не расставшись с оружием.
Мастер начал готовить чай, но через некоторое время неловким движением опрокинул котелок с водой, висевший над очагом. Застигнутый врасплох, в клубах золы и пара, воин выскочил из чайного домика. "Простите мне мою неловкость, - упрашивал Сэн но Риккю. - Это я во всем виноват. Вот ваш красивый меч испачкан, его ножны в золе. Я вычищу его и пришлю вам обратно, входите же".
Но убийца уже отказался от своих намерений.

В японской традиции зафиксировано немало таких конфликтов - между явной и неявной силой, между владением предметом и владением собой. Об этом ли перформанс "Письма мастера дзен мастеру фехтования", который 22 июня в зале Манеж представят Театр Школа Драматического Искусства, Union Des Theatres De L'europe, Центр Новой Музыки Devotio Moderna и Культурный Центр ДОМ? Что за мастера сойдутся на одной площадке?

Под музыку Владимира Мартынова в исполнении Татьяны Гринденко и ансамбля Opus Posth будет двигаться японец Мин Танака.

Мин Танака
Мин Танака родился 10 марта 1945 года в Хатиодзи, пригороде Токио. С 1966-го по 1973-й он изучал модерн-данс и выступал в нескольких спектаклях. С 1973-го по 1975-й начал разрабатывать свои оригинальные танцевальные идеи, открывая значение тела и танца, основанного на импровизации. Он часто танцевал обнаженным, как в городском пространстве, так и на природе в стремлении освободить тело от функционализма и конвенциональной эстетики.
С 70-х годов ведет занятия по собственной танцевальной системе (Body Weather Workshop), разрабатывая серии специальных упражнений. В 1981 году создает группу Маи-Дзюку, а в 1982 году становится одним из основателей экспериментальной площадки "Плэн-Би" ("Plan-B") в Токио. В 1982 вместе с участниками этой группы открыл Body Weather Farm ("Ферма Погоды Тела") в горном селе Хакушу, чтобы изучать происхождение танца через сельскохозяйственную жизнь. В 1988 году в сотрудничестве с художниками, архитекторами, музыкантами, театральными режиссерами, писателями, актерами и фотографами он открыл ежегодный фестиваль искусства "Artcamp Hakushu". В 1996 году создал проект Dance Resources of Earth ("Истоки танца на Земле").
Мин Танака работал в тесном контакте с Тацуми Хидзиката, основателем и вдохновителем уникального направления в современном японском танце Буто. Танака называет себя "законным сыном Тацуми Хидзиката"; они вместе поставили одну из лучших последних работ Хидзиката "Рен-аи-Буто-ха Тэйшо: Основание танца любви".

Владимир Мартынов
Родившись в Москве в 1946 году, Мартынов после окончания Московской академии музыки (класс композиции и фортепиано) сразу же посвятил себя сочинению минималистской музыки. Он был организатором и участником авангардных фестивалей и работал в студии электронной музыки в музее Скрябина.
В середине семидесятых Мартынов совершил радикальный переход от структурной утонченности серийной музыки к "новой простоте". "Пярт, Сильвестров и я одновременно и независимо друг от друга нашли разгадку", - говорит он. В поисках "музыки своего народа" Мартынов объездил северную и центральную Россию, северный Кавказ, Памир, Таджикистан. То, что он нашел (услышал) дало начало новому пониманию музыки. Он занялся поиском в библиотеках рукописей, которые бы позволили реставрировать традицию древнерусского хорового пения. По этой теме он опубликовал несколько книг и преподавал в знаменитой Троице-Сергиевой лавре.
Мартынов известен как один из ведущих композиторов позднейшего русского авангарда. Его музыкальные сочинения представляют собой некую целостность, в которой традиции востока и запада, духовное и мирское, фольклор и авангард сплавляются в новом синтезе. "Апокалипсис" Владимира Мартынова был заказан ему кафедральным собором в Майнце, его опера "Exercises and Dances of Guido" Евангелической академией Локума и представлена на фестивале SACRO-ART-97. "Плач пророка Иеремии" Мартынова исполнялся в старинном соборе Авиньона. Премьера его "Requiem" состоялась на 14-м Фестивале барокко в Бад-Арольсере в 1999 году.

Татьяна Гринденко
В возрасте восьми лет она сыграла свой первый скрипичный концерт И. С. Баха с Харьковским симфоническим оркестром. В 1968 году она получила первую премию и золотую медаль на Международном молодежном конкурсе в Софии, в 1970 году она была лауреатом Конкурса Чайковского и через два года завоевала первую премию на Конкурсе Венявского в Польше. В период с 1978 по 1988 из-за своей диссидентской деятельности Татьяне Гринденко было запрещено выезжать за границу. После перестройки она стала одной из самых признанных в мире исполнителей на скрипке. В 1998 году совместно с Гидоном Кремером она выступала на зальцбурском Festspielwochen, в том же году на берлинском Festwochen и в США.
В 1982 году Татьяна Гринденко основала "Московскую академию старинной музыки" - первый ансамбль музыки барокко в восточной Европе. Группа выступала и выступает во многих городах по всей Европе.

Ансамбль Opus Posth "Opus Posth" - название российской музыкальной группы, а также определение культурной ситуации, в которой эти музыканты находятся.
Группа была основана Татьяной Гринденко и Владимиром Мартыновым и состоит из членов "Московской академии старинной музыки" (основанной Татьяной Гринденко в 1982 году). Opus Posth исполнял "Magnificat", "Stabat Mater", "Canticum Fratres Solis", "Exercises and Dances of Guido", "Requiem", "Ночь в Галиции" Мартынова, а также "Fratres", "Tabula Rasa" Арво Пярта и "Утреннюю молитву" и "Вечернюю молитву" Гии Канчели.
Opus Posth - производное от "Opus Posthumum" - обозначения музыкального произведения, опубликованного после смерти композитора.
Идея лежащая в основе Opus Posth гласит, что музыка может прекрасно обходиться без композиторов. Вся старая музыка и музыка большинства мировых культур является не-композиторской музыкой. Композитор важен только в европейской классической музыке. Согласно Владимиру Мартынову и Татьяне Гринденко композиторы на самом деле искажают и насилуют природу музыки, навязывая ей свои структурные решения, в "посткомпозиторскую эпоху" композитор, исполнитель и публика - участники коммуникативного обмена со Вселенной и космическим бытием. Музыкальный опыт сродни ритуалу внутри "культурных канонов".
Именно по этой причине лица исполнителей закрыты масками. Лицезрение их лиц отвлекло бы исполнителей и публику от "потока контекста" и таким образом разрушило бы саму основу исполнения. Музыка Opus Posth призвана продемонстрировать, как могут быть сломаны общепринятые рамки и нормы традиционного концерта.

Адрес театра: ул. Сретенка, 19, м. Сухаревская.
Справка и заказ билетов т.291-4443, 290-4796,
teatr_vasilyeva@mail.ru
Билеты продаются: касса театра на Сретенке, 19 (м. Сухаревская), тел. 923-6204
PARTER.RU: 363-5555

30.03.2009, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)