THE ROLLING STONES  Именинники смутного времени

В 2001 году гитарист Rolling Stones Рон Вуд неожиданно порадовал публику своим очередным сольным альбомом. А ударник Чарли Уоттс вместе со знаменитым Джимом Келтнером выпустил странноватую программу приджазованного d'n'b. Недавно оба именинника вернулись в ряды группы, чтобы принять участие в мировом туре. Неплохой повод вспомнить кое-что из их славного прошлого...

Гитарист Рон Вуд (Ron Wood, родился 01.06.47) всегда отличался лёгким и чуть ироничным восприятием суровой действительности. Ибо, если принимать всерьёз то, как тряслись над каждой песней его былые коллеги по группе Faces Род Стюарт и Джефф Бек - "это для группы, а это сам спою..." - можно было бы свихнуться. Неудивительно, что первый сольник самого Вуда назывался "I've Got My Own Album To Do" - наподобие значка с надписью "Вот купил себе значок!" Неудивительно также, что из всех вышеупомянутых участников Faces Вуд единственный дошёл до наших дней не абстрактной восковой фигурой из "Rock Circus", а более чем работоспособным музыкантом.

Всё началось летом 1973 года, когда в гости к Рону заглянул Мик Джаггер. Банальная беседа "за жизнь", как это часто бывает с рокерами, незаметно переползла в домашнюю студию гитариста. Так родился базовый рифф известного шлягера Rolling Stones "It's Only Rock-N-Roll".

Продолжение последовало три года спустя. К этому моменту роллингов догнал-таки пресловутый "nervous breakdown". Гитарист группы Мик Тейлор, как показала практика, был неважнецкой заменой покинувшему группу 8 июня 1969 года Брайану Джонсу. Приходилось признать - без уникальных аранжировок Джонса песни Джаггера и Ричардса превращались в банальную рок-веселуху безо всякого музыкального подтекста. Вспомните необычное ритмическое решение дебютного рок-н-ролла группы "Come On" (июнь 1963) - позже этот ритм назовут "ска", заковыристую перекличку гитар в хит-сингле "It's All Over Now" (июнь 1964), или нагнетающую мрак психоделическую аранжировку "Paint It Black" (июнь 1966)! А значит, группе нужен был не "середнячок", слепо повинующийся капризам "моргающих близнецов", а по-настоящему толковый музыкант!

Во время записи альбома "Black & Blue" (1976) несколько раз меняли гитаристов. Последовательно приходившие на смену Мику Тейлору Джефф Бек, Питер Фремптон и даже Рори Галлахер были хороши, но не более. Тут-то Джаггер и вспомнил про старого знакомца Вуда.

Уже к моменту выхода в июне 1978 года нового альбома "Some Girls" Ронни прочно вписался в состав группы. Название альбома вызвало толки. "Почему - "некоторые девушки?" - недоумевали журналисты. "Потому что мы не помним их fucking имён", - честно, с мужской прямотой отвечал Кит Ричардс.
1978 год был тяжёлым для всех рокеров "традиционной ориентации" - продолжавший сотрясать Британские Острова панк выбросил из белого гитарного рока последние крохи ритм-н-блюза. Бесконечные первые доли игрались теперь так стремительно, что синкопическим сбивкам, на которых зиждился стиль Rolling Stones, просто не оставалось места. Известные своим бунтарским духом роллинги легко могли бы "закосить под панков", однако, по здравому размышлению, это было бы слишком просто, дёшево и ненатурально. Поэтому группа мужественно покинула "зону сильных долей" вовсе, избежав сравнений с более резкими и энергичными конкурентами, и предпочла панку фанк. Хитом N1 на тот момент стала великолепная "Miss You" - оргия в стиле фанк: даже в 1998 году на концерте в Москве Джаггер не удержался от целования ног танцовщицы Лизы Фишер. Кроме того, в заглавном номере альбома Джаггер не удержался от заявления "black girls just want to get fucked all night". Вообще-то это был комплимент, но многие обиделись. Представляете, какой хай бы поднялся по поводу этой шаловливой строчки в наше политкорректное и асексуальное время? Невзирая на тяжёлые времена, альбом имел большой успех и признан ныне классическим.

Увы, этого нельзя сказать о последовавшем за ним "Emotional Rescue" (июнь 1980). Найдя "заводную" формулу, группа решила цепляться за неё до последнего. В песнях "Dance" и заглавной "Emotional Rescue" фанк выродился в невзрачное диско. И лишь песни "Indian Girl" и "Down In The Hole" продолжали движение группы вперёд без отрыва от корней. Особого оптимизма будущему группы не добавил и выпущенный в июне 1982 года концертный альбом "Still Life": возвращение к старым хитам, которых почти не было на концертниках в 70-х, было не слишком хорошим знаком. Кроме того, внешний вид музыкантов на концертах - банданы и спортивные костюмы - из рук вон плохо сочетался со старенькими рок-стандартами вроде "Twenty Flight Rock". Старые фэны брезгливо плевались от такой безвкусицы, и в который раз переслушивали древний live-EP "Got Live If You Want It!" (июнь 1965).

Группе предстояло пережить тяжкое испытание. Надвигались стерильные восьмидесятые, непоправимо подорвавшие боевой дух многих ветеранов жанра. Пустившийся в сольное творчество и пытающийся сделать карьеру киноактёра Джаггер; отколовшиеся от группы ради проекта "Barbarians" и приглашающие к микрофону то Боба Дилана, то Арету Франклин Кит и Ронни; неожиданно собравший джазовый ансамбль скромняга-ударник Чарли Уоттс (Charlie Watts, родился 02.06.1941); период полураспада, и воссоединение на исходе десятилетия - вот через что должны были пройти музыканты, дабы вернуться к народу с альбомом "Steel Wheels"...
Вуда эти перемены тоже не обошли стороной. Он поработал с Дэвидом Боуи, The Who, Бобом Диланом и даже с B.B. King-ом (уже вместе с Уоттсом). В 1998 году Вуд принял участие в записи трибьюта Cover You: A Tribute to the Rolling Stones - а недавно реализовал очередной сольный альбом, обложка которого выполнена на основе его собственных живописных работ. Чарли Уотс в последние годы тоже не сидел без дела, создав, в числе прочих, достаточно интересную программу дискотечной музыки на стыке d'n'b и классического джаза.

В июне 2002 года оба именинника вернулись в ряды группы, дабы готовиться к очередному мировому туру.

30.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.rollingstones.com

Группа THE ROLLING STONES

В 2012 году команда The Rolling Stones отметит свое 50-летие. За полвека они продали более 250 млн пластинок.

Подробности из жизни:

“Василий Иваныч, ты за Beatles или за Rolling Stones?” – вопрошал в советском анекдоте Петька, на что находчивый комдив Чапаев отвечал: “А в которой Леннон!”. В общем, вы поняли. В той системе координат, где “битлам” отводится №1, “роллинги” были вторыми. Хотя правильнее сказать – другими.
Там, где у Beatles звучал мелодичный поп-рок, Rolling Stones предпочитали бунтарский ритм-энд-блюз (не путать с ар-эн-би). “Битлы” очаровывали девушек, “роллинги” пугали родителей очаровавшихся ими девушек. “Битлы” гладили, “роллинги” щекотали и покалывали, “битлы” (некоторые из них) были красавчиками, “роллинги” – нет (но харизматичности им было не занимать). При этом музыканты отнюдь не враждовали, как их карикатурные “потомки” Blur и Oasis – наоборот, очень дружили. И, в отличие от Beatles, Rolling Stones сохранили группу и довольно…

Далее... →