ИЗ ЖИЗНИ  Музыка против официоза

Лирика военных лет.

Сейчас о праздновании Дня Победы говорить стало сложно. Парады, превратившиеся в демонстрацию современной военной техники, георгиевские ленточки и прочая символика, связанная с этим событием, к сожалению, из-за популистской шумихи вызывает не только и не столько позитивные эмоции. Но музыка все равно пробивается сквозь окончательно забронзовевший государственный официоз.
Песни военных лет – один из способов сохранить настоящую, живую память о том, что чувствовали, на что надеялись и о чем тогда думали люди. И прежде всего это касается песен лирических, песен-воспоминаний, песен-надежд. Названия этих песен на слуху даже у тех, кто знает о войне не по собственному опыту и не по рассказам родных, а уже только из учебников истории. Сегодня, к счастью, все можно найти в Интернете и скачать музыку бесплатно, чтобы вслушаться в мелодии и тексты, ощутить атмосферу того времени. За каждой такой песней стоит история, делающая ее живой и личной.

Пожалуй, самая известная лирическая песня военных лет - "Синий платочек". Тем интереснее тот факт, что написана эта песня была еще до начала войны, в 1940 году, на музыку польского композитора Ежи Петерсбургского. Тогда это был просто вальс, который играл в московском саду "Эрмитаж" польский же оркестр "Голубой джаз". Первый текст на эту мелодию написал поэт и драматург Яков Галицкий, а первым исполнителем стал солист «Голубого джаза» Станислав Ландау. Довоенный вариант "Синего платочка" пели Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Вадим Козин, но песня не приобрела широкой известности. Сохранилась довоенная запись песни с ее изначальным текстом в исполнении Изабеллы Юрьевой.

Уже во фронтовые годы текст песни был изменен. Автором первой военной версии, написанной сразу после начала войны, стал поэт Борис Ковынев. Эта версия известна по первой строчке "Двадцать второго июня, ровно в 4 часа". Привычная же вариант "Синего платочка" появился в 1942 году, благодаря Клавдии Шульженко. Новые стихи написал молодой поэт Михаил Максимов. Современники по-разному вспоминают эту историю: есть версия, что это певица обратилась к Максимову с просьбой написать для песни более патриотичные слова, или же что наоборот, это поэт предложил Шульженко новые стихи. Как бы ни было на самом деле, эта песня в исполнении Клавдии Шульженко быстро обрела популярность и продолжает ассоциироваться именно с ней.

В 1943 году появилась и еще одна, по сути, народная песня – "Офицерский вальс". Авторами ее стали композитор Марк Фрадкин и поэт, военный корреспондент Евгений Долматовский. Последний впоследствии вспоминал: "Мы вышли из избы, в которой размещался Военный совет фронта, и тут же узнали, что надо собираться в дорогу. Ночь застала в пути. Эшелон двигался на север. Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан "Офицерский вальс". Песня быстро обогнала своих создателей и закружилась по фронтовым дорогам, став известной еще и под названием «Случайный вальс». Мечтательный вальс остался любим и после войны, став частью репертуара популярных советских исполнителей.

Песня "землянке", которую многие знают по первой ее строчке "Бьется в тесной печурке огонь", стала одной из первых, которые появились уже в дни войны, и были написаны на основе пережитого. Стихотворение "В землянке" написал военный корреспондент Алексей Сурков, который в ноябре 1941 года вынужден был в ходе одного из боев под Истрой под обстрелом выбираться из окружения. Это было даже не столько стихотворение, сколько письмо, которое Сурков написал своей жене. Песня появилась несколько месяцев спустя. Автором музыки стал композитор Константин Листов, с которым Сурков познакомился в редакции газеты «Фронтовая правда». Опубликована же песня была 25 марта 1942 года, а одним из самых известных ее исполнителей стала Лидия Русланова.

А вот лирическая и веселая "Песня о фонарике" не настолько широко известна сейчас, но стоит того, чтобы о ней вспомнить. Эта песня была написана Дмитрием Шостаковичем на стихи поэта Михаила Светлова для концертной программы «Отчизна». Песня превратилась в театрализованный номер, практически световое шоу, в котором в погруженном во тьму зале начинали вспыхивать и играть светом карманные фонарики. К сожалению, о том, как это выглядело на сцене не сохранилось записей на кинопленке, только описание: "Их узкие лучи перекрещивались и как бы затевали веселую игру, высвечивая попеременно лица исполнителей, переплетались в причудливые узоры. А затем, как бы издалека, начинала звучать песня в проникновенном исполнении любимца московских зрителей Ивана Шмелёва". Услышать эту песню сейчас довольно сложно, даже несмотря на возможность искать музыку онлайн. Во всяком случае, вот одна из немногих записей этой песни.

Вспомнить историю всех песен, даже только лирических песен времен войны – задача для одного материала невыполнимая. Можно только попробовать отыскать самые интересные факты или обратиться к незаслуженно забытым песням. А самое главное, наверно, все же помнить о том, что как бы не преподносились государством те или иные события, простые человеческие чувства и радости продолжают значить куда больше. Именно в них остается настоящая память.

07.05.2016, Дед ЗВУКАРЬ (По материалам пресс-релиза)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: