Музыканта, основные инструменты которого – гитара, электроника и диджейская вертушка, в голову не придёт отнести к джазу. Строго говоря, Отомо Йосихиде и не джазмен в традиционном смысле этого слова, но современный джаз начинается там, где происходит импровизация, а Отомо именно импровизатор. Дать японцу какую бы то ни было жанровую привязку так же трудно, как, например, Джону Зорну (John Zorn) – джаз, рок, нойз, академический авангард, электроакустика – всё это в музыке Отомо присутствует, но ничто не доминирует. Однако корнем, стартовой точкой был именно джаз, а также отчасти этника. С увлечения этой музыкой в университетские годы Отомо Йосихиде начал формироваться как самостоятельная творческая единица.
Куда легче понять философию Иосихиде, проследив его дискографию и посмотрев на список музыкантов, с которыми он сотрудничал. Билл Ласвелл (Bill Laswell), с которым Отомо записал одну из самых известных своих пластинок, "Soup" (2003), Орен Амбарчи (Oren Ambarchi), Нобукацу Такемура (Nobukazu Takemura), Джим О'Рурк (Jim O'Rourke) и Дерек Бейли (Derek Bailey) – вот вам и пантеон современного авангарда. Есть в этом списке даже недавно выступавший в Москве Люк Экс (Luc Ex), с которым Отомо вместе принял участие в коллективе Regenorchester XII. Полная свобода, максимально резкий звук и тотальное смешение жанров.
Примерно так же устроены и составы, где Отомо выступает в роли бенд-лидера. И его первый (и, пожалуй, самый известный) коллектив Ground Zero, и проекты с респектабельными названиями вроде Otomo Yoshihide's New Jazz Orchestra, и напротив, максимально эпатажные ипостаси вроде PantyChrist и DJ Carhouse – под разными масками скрывается по-разному повёрнутый авангардный шумовой рок, этакий самурайский rock in opposition, почти утративший академичность, но оставшийся таким же передовым и авантажным.
В Москву Отомо приезжает не впервые, и однажды уже успел произвести фурор, повергнув в ужас аудиторию, пришедшую послушать "японского диджея". На этот раз Йосихиде привозит сюда дуэт, вторым участником которого станет норвежский барабанщик Пол Нильсен-Лав (Paal Nilssen-Love) – фигура в современном джазе настолько важная и известная, что перечислять в очередной раз его заслуги просто нет смысла. Интересен тут в первую очередь контраст – в прошлый раз Пол выступал в России с собственным биг-бендом из 11 человек, на этот раз выйдет на сцену в камерном дуэте, но есть все основания думать, что звуковое давление будет ничуть не меньше.
Otomo Yoshihide / Paal Nilssen-Love duo (Япония – Норвегия)
Москва, КЦ "Дом"
19 мая, 20:00
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)