МУЗЫКА  Проверка пульса: апрель

Леон Вайнхолл, Энди Стотт, Брайан Ино и многое другое в апрельском дайджесте новинок электроники.

Леон Вайнхолл, Энди Стотт, Брайан Ино и многое другое в апрельском дайджесте новинок электроники.

Andy Stott "Too Many Voices" (Modern Love)
От Стотта всегда примерно понятно, чего ожидать – мрачной мистики, заторможенных ритмов и лоуфайного звука. Всё это есть и на новом альбоме, так что старых поклонников Энди явно не разочарует. Но одновременно с этим, на "Too Many Voices" чётко прослеживается эволюция. В музыке британца явно прибавляется деталей и, как бы парадоксально это ни звучало применительно к королю тёмного техно, мелодий. Загробные голоса уже не просто звучат, а поют песни, а аккомпанируют им не просто хмурые и тревожные аккорды, а сложные многослойные коллажи в духе Дэниэла Лопатина (Daniel Lopatin) времен альбома "Replica".

John Carpenter "Lost Themes II" (Sacred Bones)
Вторые пришествия музыкальных явлений, как правило, имеют общее свойство – ревайвал жанра берет за исходную точку не всё его многообразие, а отдельную довольно тонкую ветвь. Так, почти весь обновленческий пост-панк похож на песню Joy Division "Disorder", но совершенно игнорирует, к примеру, The Fall. Случилась похожая история и с Карпентером: вся "хоррортроника", построенная на тревожно пульсирующих секвенциях, выросла из его саундтрека к "Нападению на 13-й участок", но Джон всегда был композитором разнообразным, жаловавшим в разное время и маршевые ритмы, и металлические запилы, и симфонический пафос. В этом смысле "Lost Themes II" хорош именно тем, что похож не столько на раннего Карпентера (эти идеи и так неплохо развили последователи), сколько на Карпентера девяностых, пока еще не изученного и не оцененного. Поэтому ярче всего на новом альбоме звучат вещи самые "рокерские" вроде "Real Xeno" или "Angel's Asylum", привета из времён фильма "В пасти безумия".

Brian Eno "The Ship" (Warp)
"The Ship" – новый эпизод в серии концептуальных альбомов-инсталляций, которыми Брайан Ино увлечен уже не первый десяток лет. К музыке прилагается манифест, а релиз пластинки сопровождается серией мероприятий, где треки можно услышать "в трехмерном звуке" (что под этим подразумевается – каждый раз загадка). С такой подачей ждешь услышать что-то аморфно-амбиентное в духе диска "Lux", но вместо этого за монументальными аранжировками 20-минутных треков всё же оказывается скрыт хорошо узнаваемый песенный Ино. Поначалу обволакивающие амбиентные текстуры, шум и скрежет будто бы ведут против вокала какую-то подковёрную борьбу, но к концу пластинки песенная натура одерживает верх и в финале звучит лёгкий и лаконичный кавер на Velvet Underground.

Sasha "Late Night Tales presents Sasha - Scene Delete" (Late Night Tales)
Диджей-суперзвезда девяностых и нулевых, в последнее время несколько ушедший в тень, решил напомнить о себе новым диском, причем в отличие от большинства релизов под маркой "Late Night Tales" это не диджейский микс, а авторская работа. По словам самого Саши, на этот раз его вдохновляли Нильс Фрам (Nils Frahm), Брайан Ино, Сусуму Йокота (Susumu Yokota) и музыка к фильмам, так что пластинка вышла совсем не клубной. Не то, чтобы здесь совсем не было танцевальных ритмов – то тут, то там проскакивают тек-хаус, модселекторовское "хромое техно" и даже герридж, но всё это на полутонах, вполголоса и совсем без цели заставить кого-то двигаться. А вот умиротворенно-мелодичного эмбиента и синтезаторных зарисовок тут в избытке, нечто подобное могли бы записать Джон Хопкинс (John Hopkins) или Джеймс Холден (Janes Holden), случись им окончательно уйти с танцполов в чиллауты. И хотя автора "Xpander" или "Airdrawndagger" в этом альбоме не выдаёт ничего (что легко объяснить сменой продюсеров, которые в творчестве Саши всегда играли роль не просто важную, а решающую), "Scene Delete" стоит признать явной удачей.

Leon Vynehall "Rojus (Designed To Dance)" (Running Back)
Музыку, которую играет британец Леон Вайнхолл можно окрестить эстетским хаусом – с одной стороны под его треки, как следует из названия, отлично можно танцевать, с другой, это всё же очевидно музыка, а не набор перкуссионных паттернов для активации участков мозга, отвечающих за движение. И если предыдущий лонгплей Вайнхолла "Music For The Uninvited" всё же разваливался на отдельные треки (преодолеть сингловое мышление танцевальным продюсерам порой непросто), то "Rojus" – уже вполне целостная история, уходящая корнями дип-хаус традицию. Теплый бас, свингованный ритм, сэмплы из диско и соула и ностальгия по лету, прошедшему когда-то давным-давно.

Tim Hecker "Love Streams" (4AD)
Начав с IDM (когда-то Тим Хекер издавал пластинки под именем Jetone), канадский электронщик медленно, но верно двигался в сторону гудящего амбиентного минимализма. Примерно к рубежу нулевых и десятых Тим достиг в этом жанре высшей точки и мало-помалу снова стал насыщать музыку событиями. "Love Streams" – пожалуй, еще эмбиент, но уже совсем не дроун. Здесь звучит хор, записанный в Исландии под руководством Йохана Йохансона (Johann Johannson) и Бена Фроста (Ben Frost) и расхлябанно-блуждающие клавиши Кары-Лиз Ковердейл (Kara-Lis Coverdale), а по настроению и структуре пластинку можно сравнить с ранними коллажами Oneohtrix Point Never. Есть ощущение, что на новой для себя территории Хекер осваивается, и альбома через два-три мы услышим от него в этом жанре нечто грандиозное. А пока можно с интересом понаблюдать за процессом преображения. Всё, за что берется канадец, выходит как минимум интересным.

Dino Sabatini "Omonimo" (Outis Music)
Живущий в Берлине итальянец известен в первую очередь любителям минимал-техно, в этом жанре он сольно и в составе дуэта Modern Heads выпустил не один десяток пластинок. Но когда дело доходит до полнометражных альбомов, Дино меняет формат с клубного на домашний. "Omonimo", второй лонг-плей в его дискографии, обитает на стыке нескольких направлений: предельно разреженного даб-техно, где от техно осталось одно название, спейс-электроники и в качестве доминирующей компоненты - уж совсем неожиданного в этом контексте этнического чиллаута из середины девяностых. Вспоминаются то Banco De Gaia "золотых времен", то Woob, то Solar Quest, то сборники из серии "Freezone". Ассоциации для середины 2010-х крайне редкие, и от этого только более приятные.

Any Colour You Like "Tomorrow's Yesterday" (Eyesix Records)
В отличие от Aphex Twin и Autechre, породивших сотни подражателей и продолжателей, у Boards of Canada как-то совсем не задалось с наследством. Начинавшие как их последователи Machinedrum и Tycho быстро сменили вектор на более современный, а за ними, по большому счету, зияла пустота. Ирландский музыкант Any Colour You Like и окружающее его облако проектов с лейбла Eyesix Records пытаются, и не без успеха, эту пустоту заполнить. Хип-хоповый ритм, меланхоличные "кисло-сладкие" мелодии, плывущий кассетный звук и нарезанные разговорные сэмплы – всё это мы уже слышали, но красоты от этого музыка совсем не теряет, даже наоборот. Если это и подражание, то как минимум очень талантливое. В каком-то смысле "Tomorrow's Yesterday" звучит сейчас даже более "тру", чем сами BoC, сделавшие крен в сторону карпентеровских арпеджиаторов и ретро-электроники.

29.04.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: