История современной инструментальной музыки была бы неполной, не окажись на ее страницах выдающегося германского коллектива Tangerine Dream, оказавшего влияние на протяжении своего тридцатилетнего существования на бесчисленное множество электронных стилей - от атмосферик-нью-эйж и космического эмбиента до самых радикальных танцевальных направлений.

С момента основания в 1967 в Берлине Эдгаром Фрезом (Edgar Froese) мастерство Tangerine Dream прогрессировало в течение трех десятилетий, которые удобно рассматривать, разбив их на четыре этапа: период экспериментального минимализма конца 60-х начала 70-х; классического транса середины-конца 70-х (самый значимый промежуток для TD); 80-е - время инструментальной музыки и саундтреков; и настоящее время - время экспериментов в танцевальной культуре, сблизившее TD с их многочисленными последователями. Фрезе - единственный, кто прошел с группой этот путь от начала и до конца, - хотя до конца, похоже, еще далеко...

Эдгар Фрезе родился в 1944 году в Тильзите (Восточная Пруссия). Поначалу творчество других музыкантов его интересовало мало: вдохновение он черпал в произведениях дадаистов и сюрреалистов, внимательно изучая творчество таких могучих личностей, как Гертруда Штайн, Генри Миллер и Уолт Уитмен. В середине 60-х Фрезе пользовался покровительством Сальвадора Дали, и даже устроил несколько выступлений на его вилле в Испании.
Тогда Эдгар был одержим идеей объединить в своем творчестве музыку и литературу. Для этих целей им было создано музыкальное сообщество Ones, выпустившее, правда, всего лишь один сингл перед распадом в 1967.
В конце этого же года был собран первый состав Tangerine Dream, куда помимо Фреза, игравшего на гитаре, вошли басист Курт Херкенберг (Kurt Herkenberg), барабанщик Ланс Хапсхац (Lanse Hapshash), флейтист Фокер Гомбах (Voker Hombach) и перкуссионист Чарли Принс (Charlie Prince). Квинтет пошел по стопам ведущих представителей американского кислотного рока того времени - Grateful Dead и Jefferson Airplane, играя по всему Берлину на разнообразных студенческих вечеринках. Подобным образом группа просуществовала всего пару лет, пока в 1969 Фрез не оборвал ее хрупкую жизнь. В новый состав им были приглашены в состав художник и музыкант Конрад Шнитцлер (Conrad Schnitzler) и барабанщик Клаус Шульце (Klaus Schulze), много экспериментировавший с электронным звучанием. Блестящая карьера электронного гения Шульца на тот момент лишь брезжила в неведомой дали.

Результаты ранних репетиций трио, изначально не предназначавшихся для релиза, составили материал для первого альбома TD "Electronic Meditation" (1970). Пластинка явила слушателям совершенно специфическую атмосферу, созданную посредством странных опытов с клавишными, стандартными инструментами и предметами домашнего обихода, звучание которых было отфильтровано различными процессорами.
В конце 1970 года Шульце и Шнитцлер акцентировали свое внимание на сольной карьере, а Фрезе нашел им замену в лице барабанщика Кристофера Франке (Christopher Franke) и органиста Стива Шредера (Steve Schroeder). Когда год спустя Шредер покинул проект, к TD присоединился органист Питер Бауманн (Peter Baumann - и в результате коллектив наконец-то обрел свой основной костяк.

Трио Фрезе - Франке - Бауманн просуществовало до ухода Бауманна в 1977, но, не смотря на это, Froese и Franke надежно держали группу в своих руках еще целое десятилетие.
На альбоме 1971 года "Alpha Centauri" и на его логическом продолжении следующего года "Zeit" трио увеличило количество используемых для записи синтезаторов, что в дальнейшем означало переход TD к "космическому" звучанию. Закрепив за группой звание законодателей стиля, музыканты продолжили развивать тему.
Релиз "Atem" (1973) вызвал повышенный интерес к TD уже по всей Европе. Знаменитый британский DJ John Peel назвал их пластинку "записью года", а Virgin Records под руководством Ричарда Брэнсона (Richard Branson) предложила группе пятилетний контракт.

Первый альбом, вышедший на Virgin,- "Phaedra" (1974) - стал своеобразной "отправной точкой" не только для группы но и для всей мировой инструментальной музыки. Брэнсон дал творческой мысли TD развернуться в полной мере: именно для этой записи музыканты впервые использовали Moog-синтезаторы и секвенсоры. Результатом работы явилась плотная волна трансовых интонаций и абсолютно нового звучания. По сути, это была электронная модификация классического минимализма конца 60-х начала 70-х, воплощенного Terry Riley. Несмотря на прохладную критику, "Phaedra" стремительно ворвалась в британский Top 20, что еще больше укрепило популярность коллектива.

Последовавшие год спустя "Rubycon" и live-альбом "Ricochet" (1975) были слеплены из того же теста, что и "Phaedra". Но уже на следующем за ними "Stratosfear" звуковая палитра была расширена путем внесения "живых" инструментов, типа фортепиано и гитары; попытка же записи вокала для "Cyclone" (1978) вызвала весьма противоречивые отзывы у фанатов.
Так или иначе, подобные нововведения в целом не изменили основные характерные черты звучания TD, продолживших свое плавание несколько в стороне от господствующих на тот момент тенденций инструментальной музыки.

Бауманн оставил коллектив в 1978, сосредоточившись на собственных проектах (позднее он основал лэйбл Private Music), и был временно заменен клавишником Стивом Йолиффом (Steve Joliffe), который, в свою очередь, вскоре уступил место Йоханнесу Шмеллингу (Johannes Schmoelling) - еще одному ключевому человеку в истории TD, проигравшему в группе до середины 80-х.

В 1980 новое трио дало концерт в "Palast der Republik" в Восточном Берлине - это было первое живое выступление западной группы по ту сторону "железного занавеса".
Год спустя наши герои выступили живьем на ТВ совместно с Мюнхенским Филармоническим Оркестром, продемонстрировав свою последнюю студийную работу "Tangram" (1980).

В свое время великий Mike Oldfield наглядно продемонстрировал эффективность новых музыкальных форм своего выдающегося творения "Tubular Bells", применив его в саундтреке к культовому ужастику "Экзорцист", и в 1977 году режиссер "Экзорциста" William Friedkin возжелал услышать музыку TD в своем новом фильме "Sorcerer".
С момента стабилизации состава TD в 1981 для коллектива началась эпоха кино, выразившаяся в записи музыкального сопровождения более чем к тридцати голливудским кинолентам, среди которых - такие кинохиты, как "Risky Business", "The Keep", "Flashpoint", "Firestarter", "Vision Quest" и "Legend".

Если до этого момента Америка довольно прохладно относилась к электронной музыке в целом, то после успеха саундтреков к этим фильмам (особенно "Risky Business") в сознании зрителя закрепилось мнение о необходимости участия в записи звуковых дорожек серьезных музыкантов любых направлений.

Несмотря на необходимость постоянно разрываться между Берлином и Голливудом, группа продолжала студийную работу и гастрольную деятельность. В 1983 на Virgin выходит последняя пластинка TD "Hyperborea", ознаменовавшая переход под крыло к Zomba/Jive Records и последующие регулярные переборки в составе, продолжавшиеся до конца 80-х.
Релиз (в 1985) "Le Parc" обнаружил первые шаги команды в использовании сэмплерных технологий. Использование сэмплов было непростым решением для группы, всегда с трепетом и осторожностью относившейся к философским аспектам создания звука. Но, несмотря на радикальные изменения в концепции звучания, пластика была названа как фанатами, так критиками - лучшей работой TD за последнее десятилетие. Выпущенный в 1987 "Tyger", продемонстрировал использование большого количества вокальных партий (больше, чем на каком-либо предыдущем альбоме), что не могло сказаться на реакции поклонников группы. К сожалению, во многом новаторскую и интересную пластинку попросту "освистали".
В 1988 Шмеллинг покидает группу, и ему на смену приходит классический музыкант Пол Хаслингер (Paul Haslinger), и затем, на короткое время, Ральф Вадефул (Ralf Wadephul). "Optical Race", увидевший свет в 1988, был первым альбомом этого состава. По стечению обстоятельств он вышел на лэйбле Private Music Records старого участника TD Питера Бауманна.

Вкоре Хэслингер отправляется в Лос-Анджелес в качестве кинокомпозитора, а на смену ему приходит сын единственного постоянного участника TD Эдгара Фреза - Джером (Jerome Froese).
За альбом "Rockoon" (1992) отец и сын получают одну из своих семи наград Грэмми. Период, который можно назвать применительно к этому семейному тандему "Seattle Years", продлился до 1995 года.

С середины 90-х Tangerine Dream начали интересовать (не без помощи младшего Фреза) модные веяния электронной танцевальной культуры. Они много экспериментировали, продолжая при этом оставаться неиссякаемым источником вдохновения для нового поколения электронных музыкантов.

Спустя тридцать лет существования Tangerine Dream продолжают писать свою версию современной музыкальной истории, регулярно выпуская несколько пластинок в год с живыми выступлениями, ремиксами, студийными альбомами, саундтреками, наглядно демонстрируя всем, что любые мечты - даже "мандариновые" - сбываются.

30.03.2009, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
TANGERINE DREAM - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Место образования: Berlin
Релизы:
2003 Mota Atma

Поход за шаурмой – Taylor SWIFT Тейлор Свифт снимает клип в местах своих свиданий »»

В чем сила, брат? – OXXXYMIRON Баттл Окси и Dizaster был похож на политдебаты »»

Мы все умрем – NOIZE MC Нойз выпустил злобную отповедь рэперам »»

Тарантинка – John LEGEND Джон Ледженд поработал официантом в пятизвездочном отеле »»

Лицо депрессии – Chester BENNINGTON Linkin Park выложили в Facebook выпуск шоу "Carpool Karaoke" с участием Честера Беннингтона, снятый… »»

Ими гордится Америка – НАГРАДА Премия American Music Awards объявила номинантов. »»

Божественный панк – GREEN DAY Green Day выпустят Best Of c полного одобрения Господа бога. »»

А что делали - покажем – Sam SMITH Сэм Смит показал трейлер к новому альбому и рассказал, как записывал его, в новом клипе. Видео. »»

Маленькие женщины – BEYONCE Бейонсе пригласила девочек из разных стран станцевать танец свободы »»

Бьется родная, в экстазе пылая – МУМИЙ ТРОЛЛЬ "Владивосток 2000" - новая банкнота, которую наголосовали РФ фанаты Мумий Тролля »»

Как жить в XXI веке и любить классику – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль актуальной классики Re:Formers покажет мировые тенденции в исполнении классической и… »»

Море, море, мир бездонный – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик и пианист Фёдор Бирючев представит свой новый альбом в обеих столицах »»

Фотоувеличение – PHOTAY Команда фестиваля "Синтпозиум" пробует себя в клубном формате. »»

Африканский Стинг – Miroca PARIS Мирока Париш вернет в Россию оркестр Сезарии Эворы »»

Отсчет - 30 секунд – THIRTY SECONDS TO MARS Джаред Лето и компания возвращаются в Россию »»

Оранжевое настроение – BILLY'S BAND Billy's Band дадут два осенних концерта в Москве »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Справочник посетителя open air – ФЕСТИВАЛЬ Всем фанатам музыкального туризма пора подвести итоги этого фестивального года и задуматься, куда… »»

Лихой Sziget-2017: дни 6 и 7 – SZIGET Ленинград, Alt-j, Birdy и Major Lazer в финальном репортаже Звуков с Острова Свободы. »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

R.I.P. – MAJOR ACE Пионер грайма Люк Монеро, известный в рэп-среде как Major Ace, ушел из жизни 8 октября »»

Плейлист Федора Бирючева – Федор БИРЮЧЕВ Композитор-неоклассик Федор Бирючев собрал для Звуков плейлист из своей любимой музыки. »»

Корабли на небо – Макс ХОБОТОВ Памяти Макса Хоботова »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Хроника17/10

1967 – В Нью-Йорке состоялась премьера рок-мюзикла «Волосы». Это первый в мире психоделический мюзикл, который живописует красоты хиппи-движения 1960-х  »»

1972 – Родился знаменитый "белый рэпер" Эминем aka Slim Shady (настоящее имя - Маршалл Брюс Мэтерс III), самый продаваемый артист 2000-х  »»

1995 – Во время интервью журналу The Observer Ноэль Галлахер пожелал Дэймону Олбарну «сдохнуть от СПИДа»  »»

Cozy COLE

Steve GIBSON

Luiz BONFA (1922)

Barney KESSEL (1923)

Rico RODRIGUEZ (1934)

Jim SEALS (1941)

Howard ALDEN (1958)

Сергей ВЫСОКОСОВ (1966)

Ziggy MARLEY (1968)

Kim LJUNG (1971)

Свежая реплика

Един в трех лицахOVAL 29/09/2017 01:22 от Sonya Sokolova 29 и 30 сентября, 1-3 октября. Поправили, приносим извинения. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить