MORCHEEBA  От экзорцизма к каннибализму

Британское трио гипнотизеров и психоаналитиков приезжает в Россию с гастрономическим туром. Окажемся ли мы им по зубам?

То, чем занимались братья Годфри в провинциальном английском Довере, они называли "музыкальным экзорцизмом". Медленный пульс небольшого городка искусственно подгонялся в их венах резким битом. Росс Годфри (Ross Godfrey) спасался гитарным блюзом, а Пол (Paul Godfrey) - стучал на ударной установке и мучал вертушку. Экзорцизм или эскапизм - в данном случае разница была невелика: они спасали только себя, ездили проветриться в Лондон, не пропускали концертов и фестивалей, маялись дурью. В во время одной из таких поездок в 1994 году и произошло знаменательное событие в их, - а на самом деле в нашей,- жизни. Братья Годфри познакомились со Скай Эдвардс (Skye Edwards).

Как и положено знаменательным событиям, оно уже подернулось пленкой мифа. То ли музыканты встретились на подпольной вечеринке, то ли на открытом фестивале, то ли во время попытки Эдвардс продать парнишкам из провинции разбитую барабанную установку. Но эта встреча поставила точку на их прежней жизни. Невысокая темнокожая девушка с прошлым боксера (sic!) оказалась тем недостающим звеном, которое скрепило музыкальные таланты братьев единственно возможным и волшебным образом. На свет родилась Morcheeba.

Роли в новой группе распределились так:
Росс Годфри - гитара, бас, клавишные, синтезатор;
Пол Годфри - тексты, ударные, вертушки;
Скай Эдвардс - вокал.

Именно бархатный вкрадчивый голос Скай влил в техно-блюзовый саунд Годфри тот меланхоличный оптимизм, который поборол подкроватные страхи их провинциальной юности и сделал заметным первый же сингл троицы - "Trigger Hippie".

Выпущенный в 1996 дебютный альбом "Who Can You Trust?" тоже не прошел незамеченным, хотя и поверг в растерянность муыкальных критиков и ту часть публики, которая не влюбилась в Morcheeba с первой ноты. Для инди музыки, для трип-хопа они были слишком романтичны, для попсы - слишком странны. Их музыка спокойна и сдержанна. Никаких резких движений, форсированных гитар, надрывного вокала. Но за обволакивающим голосом Скай Эдвардс, нередко опускающемся до шепота, слышалось то тщательно сохраняемое поверх дрожи спокойствие, которое иногда впечатляет сильнее, чем истерика. Живые инструменты, лежащие в основе каждой композиции, придавали музыке Morcheeba теплоту, а слаженность и взаимопонимание каждого члена трио - была удивительна и ритмична как дыхание.

Через два года Morcheeba выпускают следующий релиз - "Big Calm". Он получился более жизнерадостным, в нем уже слышатся отголоски регги и четкие хип-хоповые цитаты. После этого к ним пришел успех, признание, долгие гастрольные туры. После этого музыканты твердо решили меняться. Они устали от разъездов, от собственных песен. Они занялись собственной жизнью каждый в отдельности, и когда вновь собрались в студии, то записали альбом, полный иронии и банальной радости жизни - "Who Can You Trust" (2000). Черное диско 70-х годов, ранний фанк - все, что слушали музыканты во время каникул, вылилось в новый альбом, изрядно приправленным ироничной отстраненностью, фирменной прохладой от Morcheeba и раскрепощенным вокалом Скай Эдвардс.

Пол Годфри говорил: "Мы были просто больны от страдания. Медленные даунтемповые песни теряют его, когда вы играете их три года. Мы всегда были не прочь написать поп-песню, но мы никогда не писали ничего подбадривающего, в основном потому, что считали жизнь дерьмовой иллюзией, иногда скрашиваемой острыми ощущениями. Но мы поняли, что вся пьяная наведенная жалость к себе - это не о нас. Мы всегда любили музыку, которая заставляет вас наслаждаться. Вот о чем весь этот альбом".

После того, как Morcheeba каждым новым альбомом переворачивали представления о себе, ожидание их следующего релиза приобрели дополнительный оттенок - куда же троицу англичан занесет на этот раз? Их новый альбом "Charango", который выйдет 1 июля 2002 года сформировался под влияниями, более стaрыми и южными, чем на предыдущем. В 60-ых годах группа бразильских музыкантов сформировала Tropicalia - движение, основанное на идее музыкального каннибализма. Gilberto Gil, Caetano Veloso, Gal Costa и рок-группа Os Mutantes скомбинировали бразильский фолк и самбу с их любимыми западными стилями: рок-н-роллом, психоделией, R&B. Morcheeba использовали эту идею, опираясь на традиционный английский бит.

На своем сайте музыканты так резюмировали итоги работы над альбомом: ""Charango" 10 лет назад придумать и записать было просто невозможно. И дело не в том, что много времени мы тратим на поиски чего-то экзотичного - звуков, шумов, сэмплов и пр. "Charango" - это естественный результат тех процессов, которые происходят внутри нас, наш отклик на окружающую среду, музыку, которую мы слушаем, события, которые переживаем. Мы действительно много и тяжело работали над этой пластинкой и надеемся, что наши единомышленники оценят то, что получилось, по достоинству".

Что может получиться из гремучей смеси горячих бразильских сатанистов и сдержанных, музыкально образованных англичан, можно будет услышать еще до официального релиза альбома.
Потому что благодаря агентству "Мельница" Morcheeba приезжают в Москву, и их новый материал, так же как и лучшие старые песни, будут звучать 15 июня во МХАТе им. Горького.

Заказ билетов - по тел: 158-4965, или на сайте "Мельницы".

30.03.2009, Санитар Леса (ЗВУКИ РУ)