ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ФРОНТА

Working with Wilson is like an underwater ballet.
Tom Waits

Работать с Уилсоном - это похоже на балет под водой.
Том Уэйтс


I. Типа Интро
Второй из новых альбомов Тома Уэйтса, "Blood Money", так же, как и первый, связан с именем Роберта Уилсона. Это - результат третьего опыта совместной работы Уэйтса/Уилсона, постановки пьесы Георга Бюхнера "Войцек", премьера которой состоялась 18 ноября 2000 года в Театре Бетти Нансен (Копенгаген). Сам Уэйтс считает эту работу прямым продолжением берроузовского "Черного Всадника". Этот спектакль получил куда больший резонанс, нежели "Алиса" - европейское турне 2001 года, несмотря на то, что все диалоги были исполнены на датском, получило великолепную прессу и зрительский прием. Спектакль Уэйтса-Уилсона был отмечен даже отечественной (театральной, но не музыкальной!) критикой. Майя Мамаладзе в своем репортаже с театрального фестиваля во Вроцлаве писала: ""Войцек" с архитектурно выверенной композицией и сценографией, выдержанный в стиле детского рисунка, оказался шедевром звука, света, грима, костюмов, сценического движения".
Отступление 1.
У Уилсона и Уэйтса были предшественники, и весьма серьезные - на текст 'Войцека' учеником Арнольда Шенберга (соответственно - представителем 'новой венской школы') и одним из основателей сериализма, Альбаном Бергом была написана опера 'Войцек' (1925), запрещенная при Гитлере. Тот же текст лег в основу знаменитого фильма немецкого режиссера Вернера Херцога (1978) с Клаусом Кински в заглавной роли. На тот же сюжет были сняты одноименные картины в Венгрии (1994, режиссер Янош Шаш, в одной из ролей снялся Александр Пороховщиков) и во Франции (1991, режиссер Ги Мариньян). А самое замечательное заключается в том, что музыка Уэйтса была использована в питерском спектакле 1998 года (тогда же был показан в Москве в рамках 'Золотой маски') была использована музыка Уэйтса - и это за два года до постановки в Дании! Что это, предвидение режиссера Юрия Бутусова - или просто совпадение?
II. Бюхнер и его "Войцек"
Из энциклопедии:
'Бюхнер, Георг (Buechner, Georg) (1813-1837),
немецкий писатель, создатель реалистической драмы. Родился 17 октября 1813 под Дармштадтом. Изучал медицину, историю и философию в университетах Страсбурга и Гисена. В 1834 участвовал на родине, в Гессене, в революционном движении и за написание политического памфлета разыскивался полицией. В начале 1836 отошел от политики и продолжил образование в Швейцарии. В том же 1836 начал читать лекции по анатомии в Цюрихском университете; несколько месяцев спустя заразился тифом и умер 19 февраля 1837: Вторая пьеса Бюхнера, Войцек (Woyzeck, 1837), включает 27 сцен, повествующих о реальных исторических событиях и горестной жизни солдата. Пассивный по натуре, всегда во власти обстоятельств, Войцек беззащитен как перед внешним гнетом, так и перед собственной смутной страстью"
.
Про Бюхнера стоит добавить, кстати, что это именно ему принадлежит слоган первых революционных лет "Мир хижинам, война дворцам" - и что жил он в Цюрихе на Шпигельглассе, где много лет спустя поселился один российский неудавшийся адвокат по фамилии Ульянов. Вот же ирония судьбы!
'Войцека' Бюхнер не дописал. Незаконченная рукопись пролежала в архиве более сорока лет. Исследователь и писатель Карл Эмиль Францоз,- первый, кто прочел и опубликовал пьесу, получил доступ к рукописи в 70-х годах позапрошлого века, когда рукопись серьезно выцвела, и для восстановления текста понадобилось воздействие химических реактивов (они сильно попортили бумагу, и сделали невозможным полное восстановление оригинального 'Войцека'). Так что каждое новое текстологическое прочтение пьесы - это очередная попытка приближения к неизвестному оригиналу.
Сюжет пьесы довольно прост в пересказе (даром что взят, как говорят литературоведы, из газетной хроники): Франц Войцек - полковой брадобрей, типичный 'маленький человек'. Армейский доктор изводит его жестокими экспериментами, командир-капитан унижает его, и затравленный Войцек убивает свою возлюбленную, недавно родившую ему ребенка. А потом, не вынеся душевных мук, топится в пруду. Нехорошая, в общем, история. При этом - типично народническая: влияние среды на личность и все такое. Как водится, страдают невинные. Как всегда, зло торжествует, а герой задает вопрос о праве и твари дрожащей.
Кажется, все.
Но отчего же эта история обрела такой резонанс, что за нее берутся все новые и новые интерпретаторы? Есть ведь и московский 'Войцек', поставленный режиссером и актером Александром Назаровым в Центре драматургии и режиссуры - а про западные версии уже было написано чуть выше.
Просто история эта удивительно символична, и каждый из интерпретаторов подставляет под символы то, что ему кажется самым важным и главным, или, может быть, интересным. Или, как было написано в одной критической статье, "театр возвращается к ней с завидным постоянством, находя в пьесе прообраз современных театральных форм и современную экспрессию. Коллаж рваных, недоговоренных фрагментов - и пронзительный лаконизм сюжета, пронизанного библейскими мотивами, в основе которого реальная судейская история из газетных хроник".
III. Войцек Уилсона/Уэйтса
Цитата из пресс-релиза спектакля:
"'Войцек' - это очень современная политическая драма, которая рассказывает о том, как все человеческие ценности уничтожаются, когда общество толкает индивидуума за грань возможности выживания" (что я вам говорил? - А.Л.). А вот вам слова самого Уилсона: "Для меня одна из самых важных вещей в этой пьесе - то, что нет никаких дат. Я имею в виду, кто может подумать, что это пьеса XIX века?.. Она сложена из таких больших архитектурных... конструкций. Ни одна из современных пьес не настолько современна, насколько эта...".
Так ее Уилсон и решил - в графической, полуабсурдистской, полуцирковой стилистике, с заводными куклами, в нарисованном интерьере... Решил, вдобавок, как историю любви - 'и Войцек, и Мария - они и порознь, и вместе' (из того же интервью. Ну куда тут без Уэйтса?
"Эта пьеса - отчасти дополнение к 'Черному Всаднику', не так ли?
- Точно так. Да, в ней тоже есть убийство. И карнавал в ней тоже есть. И - знаете, для вдохновения я ходил смотреть хичкоковских 'Незнакомцев на поезде'...
Эта пьеса очень импрессионистская, но она - прямиком из жизни. Но в процессе работы она стала сильно отличаться от того, чем начиналась: С Уилсоном... никогда нет уверенности, куда именно ты идешь. Но - мне это нравится. Для трезвенника вроде меня, работа с Уилсоном - это максимально близко к наркотикам, наверное (смеется)"
. (Из интервью Эндрю Дансби, ноябрь 2000 года).
И Уэйтс не подкачал.
Он написал для спектакля 14 песен - мрачных, красивых, романтических песен. Он собрал, как обычно, странный оркестр: маримба, банджо, кларнет, туба, окарина, глокеншпиль, виолончель, мелкая перкуссия, бас, флейта-пикколо. Он использовал для пролога одну из инструментальных тем 'Алисы' и несколько старых, не бывших записанными песен - в том числе 'Coney Island Baby', которая не вошла в "Mule Variations". Собственно говоря, к либретто спектакля, написанного Вольфгангом Винсом, Coney Island Baby отношения не имеет. Но тем, кто спектакль видел, трудно представить его без этой песни.
Она приходит каждый вечер / Чтоб увести меня в мир снов / когда я с ней, я всех богаче / Она - роза, она - жемчужина / она - ось, вокруг которой вертится мой мир / в глазах ее - исполненье желаний всех звезд в небесах...
Эту песню Войцек поет дважды. Когда влюблен - и когда уже убил.
Но главная песня - не эта. Она тоже поется дважды - и оба раза разными персонажами. Это 'Misery Is A River Of The World'.
Чем обезьяна лезет выше
тем лучше виден хвост
несчастлив человек, пока не помер
нет молока на дне бадьи
Господь построил церковь
молельню дьявол взвел
как семена чертополоха
что всходят вкруг ствола
возьми наперсточек скорее
вот комната для нас с тобой
о Человечестве лишь скажем
что нет добра для человека
сто раз гони проклятую природу
но возвращается она...
Печаль - имя мировой Реки
Печаль- имя мировой реки
Печаль - имя мировой реки...

Отступление 2
Собственно говоря, театральная история Тома Уэйтса началась вовсе не с "Черного всадника". Первым спектаклем, в котором были использованы песни Тома, стал "Balm In Gilead" по пьесе Лэнфорда Уилсона, поставленный Джоном Малковичем в 1980 году с труппой Steppenwolf Theatre Company. Несмотря на то, что сам Уэйтс в постановке не участвовал, он был в тесном контакте с Малковичем и руководителем труппы - актером и режиссером Гэри Синисом. Спектакль ему понравился - так что неудивительно, что следующий театральный опыт Тома, музыкально-драматический опус Frank's Wild Years (1986) с самим Томом в главной роли, по мотивам которого был выпущен одноименный альбом, поставил именно Синис. Следующий же театральный опыт Уэйтса, спектакль по пьесе Томаса Бэйба "Demon Wine", был поставлен Дэвидом Швейцером в 1989 году. Постановка эта была предпринята по инициативе актера Билла Пуллмана, который и сыграл главную роль (Уэйтс сыграл роль вторую по значимости - и последнюю в его театральной карьере, но к музыкальной стороне постановки отношения не имел). Все эти спектакли можно объединить в некую "барную трилогию", ибо действие всех трех происходит в кабаках и закусочных, а герои их - либо аутсайдеры и представители городского дна, столь любимый Уэйтсом "чертополох".
IV. Blood Money
После столь долгой экспозиции настала-таки пора перейти к собственно альбому. "Blood Money", вышедший в начале мая, как и "Alice", не являет собой точный саундтрек к спектаклю. Из 14 песен, звучавших со сцены театра Бетти Нансен, в альбом вошло 10 (не были включены Diamond In Your Mind, It's Just The Way We Are Boys, Shiny Things и It's Over). Специально для альбома была написана песня The Part You Throw Away и две инструментальные темы - Knife Chase и Calliope.
"Корни этих песен - в реальности", - говорит Уэйтс. "Ревность, гнев, круговорот человечьей плоти... Мне нравятся красивые песни, которые рассказывают о жутких вещах. Правда же, лучше, когда плохие новости мы слышим из красивых уст?".
Все песни были перезаписаны специально для альбома. В записи приняли участие практически те же музыканты, что записывали 'Алису', плюс приглашенная суперзвезда блюза, великий мастер губной гармоники Чарли Масселуайт (Charlie Musselwhite). Сам Уэйтс играет здесь на фортепиано... и удивительном инструменте - каллиопе.
"Это - пневматическая каллиопа 1929 года с 57 свистками. Неудивительно, что их использовали в цирках - этот звук за пять миль слышен. Когда на ней играешь, лицо краснеет, давление повышается, волосы развеваются как у Эйнштейна на фотографиях, потеешь, как будто милю пробежал - что может быть лучше?".
Уэйтс ерничает - и не только в этом пассаже, но и во всех своих песнях. Он ерничает в музыке, парадоксальным образом смешивая кабаре, водевиль, фадо, танго, романсы, баллады, блюз и рок-н-ролл. Иначе он не был бы Уэйтсом. Его напускной цинизм, ерничанье на палубе тонущего корабля, танцы на битом стекле, глумливое хихиканье перед последним глотком воздуха - как зеркало, в котором мы узнаем реальность и самих себя. Мы, создания Божьи, готовые пасть ниже низкого и подняться выше звезд. Немногим удается сделать правильный выбор, не у многих хватает сил - и Том Уэйтс не осуждает, не восхваляет, не смеется над нами.
Он поет о нас.

04.06.2002, Артем ЛИПАТОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Tom WAITS - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 7 декабря 1949
Место рождения: Pomona
Релизы:
2004 Real Gone
2002 Blood Money
2002 Alice

Водяное перемирие – Kanye WEST Канье Уэст и Джей Зи помирились и начинают работу над совместным альбомом и шоу »»

Ура сверхдоходам – GORILLAZ Gorillaz вернулись с политическим заявлением »»

Отдавай-ка родимую взад – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни подал судебный иск против Sony/ATV Music Publishing, требуя вернуть ему права на… »»

Гррррэмми! – METALLICA Metallica выступит на церемонии вручения премии Grammy »»

Трамп и мертвого разбудит – AUDIOSLAVE Тяжелая панковская формация Audioslave воссоединится на один концерт ради "анти-инаугурации" нового… »»

Земля, прием – JAMIROQUAI Jamiroquai выпускает первый альбом за 7 лет и отправляется в турне »»

Кто дороже – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон и Мэрайя Кэри спели на свадьбе 19-летней внучки российского олигарха »»

По ночам в тиши я пишу стиши – John LYDON Заслуженный панк и певец анархии Джонни Лайдон издаёт книгу стихов с картинками »»

Продлить прощание – НАГРАДА Дэвид Боуи и Леонард Коэн посмертно номинированы на британскую музыкальную премию BRIT Awards »»

Люби меня любой – ANOHNI Anohni получила номинацию на звание Лучшей певицы Британии спустя 11 лет после того, как она была… »»

Кульман для дизайнера – DESIIGNER Нью-йоркский хип-хоп музыкант Desiigner впервые выступит в Москве »»

По кличке "Счастливчик" – Вася ОБЛОМОВ Долгая и несчастливая жизнь Васи Обломова подходит к концу... или только начинается »»

Буря в пустыне – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Coachella объявил состав участников: Radiohead, Beyoncé, Kendrick Lamar, Lorde, The xx,… »»

Планы на год – КОНЦЕРТ Главные концерты 2017 года - в обзоре Звуков. »»

Фантастические хедлайнеры и где они обитают – ФЕСТИВАЛЬ Самые интересные хедлайнеры фестивалей 2017 года в обзоре Звуков. »»

Счастливые люди неопределенного возраста – ФЕСТИВАЛЬ В Будве прошел фестиваль "Возраст счастья". Участников и слушателей он поразил своим звездным… »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 2. – ФЕСТИВАЛЬ Как посетить 14 концертов за 1 неделю на 5 разных фестивалях и не сойти с ума? - Читайте… »»

Lollapalooza Berlin: последний уикенд лета – ФЕСТИВАЛЬ Берлинская Lollapalooza закрыла фестивальный сезон мощным сетом Radiohead. »»

5 фестивалей без страха и ненависти. Часть 1. – ФЕСТИВАЛЬ Как мы побывали на 5 open air за неделю: гонзо-репортаж из самой благополучной страны на планете »»

Flow 2016: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Репортаж с финского фестиваля Flow: Iggy Pop, Stormzy, Laraaji, Liima, M83, Chvrches, Floating… »»

R.I.P. – William ONYEABOR В нигерийском городе Энугу в возрасте 70 лет скончался новатор электронного фанка Уильям Ониебор - »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

"Нам совсем не обязательно быть стереотипной старперской группой" – THE BUZZCOCKS Стив Диггл из The Buzzcocks - о советах Курту Кобейну, эпохе краудфандинга и юбилее панк-рока. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Day Breaks – Norah JONES Новый альбом Норы Джонс "Day Breaks" зафиксировал неожиданный камбэк певицы к оркестровому джазу в… »»

I See You – THE XX Британцы The xx выпустили из студии альбом, на котором наконец догнали собственные каверы »»

Теперь я - Чебурашка – ИЗ ЖИЗНИ Откуда есть пошла русская музыка: от древних славян до Чебурашки на Первом канале »»

Проверка пульса: итоги года. – МУЗЫКА 20 лучших электронных альбомов года по версии Ника Завриева. »»

Сокрушительная победа – ПРАВО Новое руководство РАО официально приступило к работе. »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

Хроника23/01

1987 – Первый концерт питерского состава ДДТ  »»

Django REINHARDT

Marty PAICH (1925)

Gary BURTON (1943)

Маргарита ПУШКИНА (1950)

Robin ZANDER (1952)

Альберт ПОТАПКИН (1967)

Свежая реплика

КостромаИВАН КУПАЛА 22/01/2017 14:33 от OksanaEsord dna moczanowa leczenie cytryna dna objawy podagra co jesc podagra przyczyny ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить