ДДТ  Все это - рок-н-ролл: 10 лет работы

Юрий Шевчук: - Меня в последнее время все упрекают, что я со всеми разругался, на всех "наезжаю", не люблю никого. Сделали из меня какого-то "злобного карлика". Да неправда это! Я все равно их всех люблю - и Гарика, и "чайфов"... Если б я не любил, то и не говорил бы им ничего, потому что мне бы было на них наплевать!

Как уже упоминалось ранее, день проведения акции "Все это рок-н-ролл" случайно совпал с днем рождения одного из участников - Юрию Шевчуку тогда исполнялось 35 лет. Думаю, не надо объяснять, что было весьма сложно уговорить его, занятого хлопотами по поводу предстоящего 45-летнего юбилея, дать обширное интервью. К тому же, накануне вечером в ДК им. Ленсовета должно было состояться празднование еще одного дня рождения - в эти дни отмечалась очередная годовщина Культурного центра "Пушкинская, 10", в котором "ДДТ" традиционно принимает участие. Поэтому основная беседа у нас произошла уже после всех этих торжеств с гитаристом группы Вадимом Курылевым, который 10 лет назад тоже выступал на сцене "Крыльев Советов" вместе с Юрием, а сейчас пришел на свою родную "ддтэшную" студию, чтобы записать еще несколько партий для готовящегося вскоре к выходу нового альбома "ДДТ" "Единочество". Его взгляды на нынешнюю ситуацию, может, несколько и отличаются от мнения лидера коллектива, но вполне отражают общий настрой группы. Но начали мы, естественно, с воспоминаний:

Вадим Курылев: - Я плохо помню уже, честно говоря, тот концерт, да и то помню, в основном, потому, что видел потом видеозапись. Нет, я помню, конечно, что главными были музыканты "Бригады С", мы с Юрой вышли, и мне не дали гитару, сказали, что они сами все играют - и я стоял, как дурак, и подпевал только (улыбается). Это я прекрасно запомнил! Я вообще-то, если честно, фактически случайно оказался на этом концерте - просто я жил тогда в Москве. Если бы я жил в Питере, то меня бы тоже там не было, Юра бы приехал один. Но поскольку я все равно уже был в Москве, то он позвонил мне и пригласил.

Звуки.Ru: - Тяжело было всем выступать в сопровождении одной группы? При том, не "своей"?

В. Курылев: - Ну, группе этой точно тяжело (смеется). На самом деле, все исполняли только по одной-две песни, так что ничего тяжелого я не вижу. Тяжелее играть на инструменте с незнакомым коллективом, а петь - это несложно, тем более песни все были такие, знакомые, по сто раз напетые. Играли они хорошо, могу сказать, звук тоже был отличный, и, что еще могу отметить - это классные и интересные аранжировки.
Вообще, тот концерт подвел какую-то итоговую черту некого определенного периода в русском роке. Как-то после этого все вроде и закончилось:Все рок-движение развалилось на составные части, все пошли своим путем. Я не знаю, почему так это совпало, или это было закономерно, что именно в тот момент настал какой-то пик, произошла такая мощная "тусовка", идеологически мощная, и именно после этого все пошло в разные стороны.

Звуки.Ru: - Как думаешь, кто из рок-музыкантов, принимавших участие в концерте тогда, наиболее соответствовал его девизу "Все это рок-н-ролл"?

В. Курылев: - Честно говоря, мне не очень нравятся все эти разборки, кто "рок", кто "не рок". Мне лично из всех наиболее симпатична "Алиса", да и песня была кинчевская. Гарик Сукачев выступил тогда в роли талантливого организатора всего этого дела, потому что Костя такого не организовал бы, конечно. Но не надо забывать, что песня была написана именно им. И именно поэтому во всем этом проекте "Алиса" была наименее "случайна". Можно говорить об уровне случайности попадания туда разных исполнителей, но наверняка можно сказать, что Кинчев там был не случаен. Это 100%!

Конечно, чем дальше, тем больше у всех взгляды расходятся. Но все равно, ближе всех, наверное, остается "Алиса", и к "ДДТ" в целом и ко мне лично. Лично я из всех, кто тогда был, хожу на концерты и слушаю альбомы только одной группы - "Алиса". Другие для меня неинтересны, в первую очередь, в творческом плане. Что же касается каких-то жизненных позиций каждого, то у меня, скажем, нет таких мощных моральных устоев, как у Юры, поэтому мне сложно об этом что-то сказать.

Звуки.Ru: - То есть его последние разногласия, например, с "ЧайФом", ты не поддерживаешь?

В. Курылев: - Я не поддерживаю, но и не отрицаю, что это имеет право быть, их идеологические расхождения. Я так понял, что у них с Володей произошел некий разговор, или спор где-то в "кулуарах". Они просто обменялись мнениями, но потом почему-то этот разговор выплыл в каком-то интервью. Вот этот момент и был неприятен очень, получилось как-то некрасиво.

Звуки.Ru: - В свое время Сергей Галанин ушел от Гарика и основал собственный коллектив. У тебя тоже вышло уже несколько самостоятельных дисков, ты не задумывался об уходе из группы и сольной карьере?

В. Курылев: - Ну, если так случится, то я этим займусь, но пока этого не случилось, поэтому для меня это хобби. У меня основная работа в ДДТ, и если стоит какой-то выбор между работой в группе и сольным проектом, то я, не задумываясь, в первую очередь занимаюсь ДДТ!

Звуки.Ru: - Твой последний сольный альбом в одной из рецензий упрекнули в большом сходстве стихов с шечуковскими, а музыки - со многими исполнителями, вплоть до "Арии". Что ты можешь на это ответить?

В. Курылев: - Любой жанр складывается из каких-то элементов, и тут важно, насколько компетентен человек, пишущий об этом. Вот этот журналист услышал стихи, как у Шевчука, а музыку, как у "Арии" - ну, я не знаю, по-моему, не похоже ни на то, ни на другое. Но все относительно - для кого-то вся рок-музыка на одно лицо, а кто-то не отличает одного поэта от другого. Все зависит от того, насколько подготовлен человек в предмете, о котором он говорит. Я могу сказать точно, что я, когда писал этот альбом, ориентировался только на свои ощущения и излагал свои собственные мысли.

Звуки.Ru: - Но какие-то авторитеты в поэзии для тебя существуют?

В. Курылев: - Не знаю даже, я не настолько серьезно занимаюсь даже не поэзией, а сочинением стихов, чтобы смог провести анализ, чья поэзия оказала на меня наибольшее влияние.

Звуки.Ru: - А с Шевчуком разве не советуешься в этом вопросе?

В. Курылев: - А зачем? Во-первых, отнимать у него время просьбами о помощи, а во-вторых, мне интересно самому это сделать. Мне же важно, в первую очередь, что это мое, а уже во вторую очередь, что из этого объективно получится. Если бы я ставил перед собой цель выйти на какие-то определенные круги публики, занять какое-то место своим творчеством, то я, может быть, и прибег к помощи и разных музыкантов, и Юры, как поэта. Но поскольку у меня другие задачи, то я делаю все сам.
Так же как, например, я рисую картинки для себя, для души. Конечно, если я позову Володю Дворника (художника группы - прим.), то он мне поможет, как профессиональный художник, что-то подправить, подкрасить, и, в целом, получится картина, конечно, лучше! Но это будет уже не моя картина!

Звуки.Ru: - У вас в группе явно можно выделить несколько направлений - есть "джазмены", есть Доца, который, по выражению Юры, как слушал "Лед Зеппелин" 30 лет назад, так и слушает до сих пор: А вот вы с Костей Шумайловым все-таки склонны к постоянным поискам чего-то нового: По последнему выступлению в Ленсовета становится понятно, что сейчас в группе делается больший крен в сторону эксперимента? (Шевчук выступил в сопровождении Кости и Вадика, исполнявших на клавишах и гитаре некие "шумы", прочитал стихи и спел пару песен, стуча в огромный барабан. Закончилось все пробиванием несчастного барабана ногой, опрокидыванием микрофонной стойки и уходом со сцены практически в тишине, поскольку зрители пребывали в полной растерянности от увиденного . Все "выступление" заняло у "ддтэшников" примерно 15-20 минут - прим.)

В. Курылев: - Ну, втроем просто легче экспериментировать, чем впятером или всемером. У нас в прошлом году была целая гастрольная поездка такая, когда мы ездили втроем. Юре это вообще интересно - расширение жанров, выход за рамки. Вот и на стенке здесь, на студии, он написал, видишь? "Настоящее счастье - знать свои границы и хоть раз раздвинуть, выйти из них, благодаря творчеству" - слова И. Бергмана. Юре, и всем нам, в принципе, эти слова очень нравятся, и мы стараемся их воплощать в жизнь.

Звуки.Ru: - И в какую сторону вы раздвигаете свои границы?

В. Курылев: - В разные! То, что мы выступали без барабанов и баса - это уже выход из рамок. Это было смелое нарушение каких-то общепринятых традиций в рок-музыке.

Звуки.Ru: - А не боитесь из-за своих экспериментов растерять публику?

В. Курылев: - Лучше потерять ее, такую публику, чем идти у нее на поводу и делать десятилетиями одно и то же. Но тогда во имя чего это делается? Юра, и все мы, всегда сопротивлялись этому, противились такому повороту дела. Потом, я считаю, что группа "ДДТ" вполне имеет право, наряду со своей основной, так скажем, широко доступной деятельностью, для "массового зрителя", позволить себе и какие-то эксперименты. Почему нет? Если бы Юра вообще перестал петь и писать песни, а ушел бы с головой в авангард на несколько лет, тогда можно было бы задать такой вопрос - не боится ли он потерять своих поклонников. А так, человек на 15 минут "вышел из рамок" - и сразу паника началась. Что за люди? Публика у нас какая-то неподготовленная! Будем готовить! (усмехается)
Возможно, мы сами в этом виноваты, конечно, что от нас ждут все время одного и того же. С другой стороны, "ДДТ" всегда отличалось тем, что нас бросало из стороны в сторону, разве нет? По-моему, такой группы больше нет у нас в стране, чтобы отличалась таким смелым жонглированием стилями и жанрами. В одном концерте "ДДТ" совмещается столько разных музыкальных стилей! Это очень трудно, между прочим, - совместить все в одном шоу, но мы это делаем! И будем делать!

В принципе, на этом можно было бы и закончить, но финальную точку поставил все-таки сам Юрий Шевчук, заскочивший ненадолго на студию и решивший сказать-таки "несколько" теплых слов:

Юрий Шевчук: - Я очень прекрасно все помню, потому что это был первый концерт после смерти моей жены Эльмиры, в котором я согласился принять участие. Конечно, тяжело было, но все ребята тогда меня очень сильно поддержали, и я это хорошо запомнил. Очень добрая атмосфера была на том концерте, какая-то очень теплая и дружественная! Наверное, больше никогда уже это невозможно повторить, поскольку все очень сильно, конечно, изменилось с тех пор, да и в живых уже некоторых нет, к сожалению. Но самое главное, что меня тогда растрогало буквально до слез, - это то, что все музыканты, кто выступал в концерте, "скинулись" и подарили мне икону Божией Матери, старинную такую, антикварную. Это, наверное, самый дорогой и самый необходимый в тот момент для меня подарок был! Эта икона до сих пор у меня дома стоит, в изголовье моей "военной" кровати, как напоминание о том замечательном времени:
Меня вот в последнее время все упрекают, что я практически со всеми разругался, на всех "наезжаю", не люблю никого. Сделали из меня какого-то "злобного карлика". Да неправда это! Я все равно их всех люблю - и Гарика, и "чайфов":Если б я не любил, то и не говорил бы им ничего, потому что мне бы было на них наплевать! Ну, может быть, я иногда слишком резок в своих оценках, но что поделать - уж такой я человек. Все-таки 45 лет уже - поздно что-то менять.
Да и находятся всякие "добрые" люди, которые твои слова могут так исказить, что "мама дорогая"! Я вот, когда песню про БГ написал и стал ее играть на концертах, то ему сразу "на ушко нашептали", что вот, мол, Шевчук злобную песню про тебя поет, издевается, а он ее еще даже не слышал тогда и обиделся на меня. А я же по-доброму там иронизирую! Я БГ очень люблю и уважаю, он великий поэт и музыкант, а "Аквариум" - это огромный период в истории русской рок-культуры. Я рад, что наконец-то мы с ним все прояснили, и больше никаких обид нет. ( Надо сказать, что на вышеупомянутом концерте в честь "Пушкинской, 10", завершал который "Аквариум", Шевчук, в конце концов, не выдержал, вышел на сцену и зажигательно станцевал под "Растаманы из глубинки", после чего обнялся и расцеловался с ее автором, что послужило наглядным подтверждением "примирения" Борис Борисыча с Юрием Юлиановичем - прим. авт.)
Или "ЧайФ". Да, мне не нравится, что они сейчас делают, но это не значит, что я их ненавижу - это полная ерунда! Я же их помню еще по 83-м году - тогда меня в Уфе уже вовсю "гноили", и я одно время жил в Свердловске. И вот сидели мы на какой-то квартире вместе с Сашей Пантыкиным и Славой Бутусовым. Вдруг открылась дверь - и входят двое, один с депутатским значком на пиджаке, а другой в "ментовской" форме! Я задергался, поскольку пуганый уже был, после всех этих обысков и арестов! А меня успокаивают: "Да не бойся, это свои!" Ну, а уж когда "мент" снял фуражку, взял гитару и "забацал" на ней "роллингов": Тут уж я понял, что это действительно "свои"! Вот так я и познакомился тогда с Володьками - Шахриным и Бегуновым. Ну, и как же я могу их ненавидеть теперь? Это фигня полная!
И вообще, что такое ненависть? Мне тут один знакомый батюшка сказал как-то, что если ненавидишь кого-то, то получается, что как будто ты сам себе ножи в сердце втыкаешь. Чем больше ненавидишь, тем самому тебе больнее, а тому, кого ты ненавидишь, пофигу! Именно по этой причине я не хочу никого ненавидеть! Самое лучшее чувство - это любовь, и поэтому давайте любить и беречь друг друга!

18.10.2011, А-лена (ЗВУКИ РУ)

ДДТ - свежие публикации:

Сайт: www.ddt.ru

ДДТ

«ДДТ» («DDT») — российская рок-группа, основанная в 1980 году в Уфе. Лидер группы, автор большинства песен и единственный бессменный участник — поэт, композитор, исполнитель, художник, актёр и продюсер Юрий Шевчук.

Подробности из жизни:

Состав:
Шевчук Юрий - стихи, основные музыкальные темы, вокал, гитара
Шумайлов Константин («Кот»)- клавишные, сэмплеры, программирование, бэк-вокал и др
Федичев Алексей - гитара, бэк-вокал
Невелев Роман - бас-гитара
Мамай Артём - ударные
Васильев Иван («Дядя Ваня») - труба
Вишняков Антон - тромбон
Романова Алёна - бэк-вокал

Владимир Сигачёв — клавишные (1980—1987гг.)
Рустем Асанбаев — гитара (1980—1983гг.)
Геннадий Родин — бас (1980—1984гг.)
Ринат Шамсутдинов — ударные (1980г.)
Сергей Пастернаков — ударные (1981г.)
Рустам Каримов — ударные (1981—1983гг.)
Рустем Ризванов — гитара (1984, 1992гг.)
Сергей Рудой — ударные (1984—1986гг.)
Нияз Абдюшев — бас (1984—1986гг.)
Сергей Рыженко — скрипка, гитара, блок-флейта, клавишные (1985г., 1994—1995гг., 2000г., 2003г.)
Сергей Летов — саксофон (1985—1987гг., 2000г.)
Вадим Курылёв —…

Далее... →