ЗЕМФИРА  "Дома всегда непросто. Знаете, как наши биатлонисты выступают дома?"

Земфира отыграла свой третий первоапрельский концерт в "Олимпийском" и вновь доказала собственную безальтернативность.

Одни только афиши тура "Маленький человек" давали понять, что Земфира вышла на новый для себя уровень: в аккомпаниаторах - сплошь англичане, на разогреве - преимущественно достойные иностранные коллективы (одно из них, правда, по объективным сменил Mujuice, что тоже, в общем-то, неплохо). В Москве таковыми стали канадцы The Dears. Их беспокойный рок с элементами прогрессива публике "Олимпийского" по вкусу не пришёлся: зрители, вежливо похлопав пару песен, стали активно зазывать главного музыканта вечера. Ну и зря - канадцы находятся в отличной концертной форме, и недавно выпустили добротную пластинку "Times Infinity Volume One", которая вполне может посоперничать с памятным диском "No Cities Left". Главным хитом с последнего, эмоциональной "Lost in the Plot" группа и вершит свой коротенький получасовой сет.

Сорока минутами позже в зал летит снег, и сильно измененная версия "Снег начнётся" ревёт над "Олимпийским". Английская группа Земфиры звучит слаженно и мощно, но от прежней аранжировки не оставляет камня на камне - ни пульсирующего баса, ни атмосферности, только рёв и рокот. Такие же ощущения от следовавшего дальше "Самолёта" - одна из самых "натерпевшихся" вещей в этот раз звучит совсем непросто для восприятия. Далее то ли привыкаешь, то ли с песнями начинают обращаться чуть деликатнее: электронная пульсация в "Итогах", практически вернувшаяся к исходной версии "Любовь как случайная смерть", такая же тишайшая и проникновенная "Жить в твоей голове", которая в нынешней версии к финалу переходит в размашистый рок-эпик (огни мобильников, море которых разом вспыхнуло в зале, дают возможность прочитать по губам певицы нецензурную, но позитивную реакцию).

Тем не менее, есть ощущение, что зал реагирует не так горячо, как того хотелось бы певице. Она даже отдельно про это говорит: "Дома всегда непросто... Знаете, как наши биатлонисты выступают дома? Х...о". Земфира практически избегает песен с первой пластинки, кроме по-панковски отвязного "Скандала", зато нередко вспоминает альбом "Спасибо", который презентовала здесь же восемью годами ранее. Например, "Во мне" оказался единственной вещью, в которой акцент был сделан не на гитарах, а на клавишных. "Блюз" был положен на тягучий и туманный, практически "мэссивэттэковский" трип-хоповый ритм. В "Деньгах" Земфира берёт третью гитару и задорно прыгает на "язычке"-мостике, выходящем зал. "Брызги" строятся на хард-роковом риффе, и во время припева вся сценическая конструкция начинает эффектно дымить.

Ауттейк времен "Вендетты" "За билеты" большая часть публики встречает с недоумением. Песня аранжирована как образцовое диско, и, вкупе с залпом блёсток, становится одним из центральных моментов сета - фан-зона, конечно, выучила эту песню наизусть ещё с 2003 года, когда в сеть попала запись с "Премии Fuzz". Диско-блок продолжает "Прогулка", а точку певица ставит патетично-громкой "Кофевино" и трогательными "Лампочками" - из глубины танц-партера в море людей выплывает настоящий кораблик, символизирующий строки "Я - маленький человек, я должен куда-то плыть".

Без бисов никуда. Говорящая за себя своим названием "Спасибо"; посвященная сидевшему в первом ряду супер-VIP-партера Эрнсту "П.М.М.Л." и "Искала" почти в оригинальных версиях; минималистичная аранжировка "Хочешь?" Земфира говорит о том, что тур был фактически приурочен к этому концерту, но сейчас она не уверена, что было для неё важнее - этот вечер или всё предшествовавшее ему. Было ощущение, что полноценного обмена между Земфирой и огромной многотысячной публикой "Олимпийского" в этот раз не случилось, зачастую певице буквально-таки приходилось давать понять, что она хочет услышать зал. Что уж говорить, если несмотря на просьбу Земфиры немного помолчать во время проникновенного спича о прошедшем туре, всё равно нашлись люди, считающие собственные возгласы невпопад важнее, чем слова артиста, на чей концерт они пришли. Тем не менее, Земфира говорит, что счастлива. И судя по тому, с каким удовольствием она играет со своей нынешней группой, поводов не верить ей нет.

Второй бис: редко исполнявшаяся в туре "Мы разбиваемся", ещё пара гитарных боевиков "Главное" и "Из головы" и финальная "Бесконечность", заключительный проигрыш которой эффектно был прерван как бы невпопад и внезапно. Земфира просит беречь себя и любить её, ведь другой такой артистки у нас больше нет. И действительно.

02.04.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)