OQJAV  "Следующий альбом будет грустный, пафосный и легкий"

Вадик Королёв, вокалист и автор песен группы OQJAV, о новом альбоме "Марта", детских воспоминаниях и "Одесских песнях" Розенбаума.

Новый альбом трио OQJAV "Марта" - одно из главных событий в независимой российской музыки, простите за тавтологию, марта и весны в целом. Звуки уже успели довольно подробно разобрать неоднозначность работы и её отличие от прогремевшего безымянного дебюта. И решили по горячим следам задать все накопившиеся вопросы вокалисту и автору песен коллектива Вадику Королёву. Разговор получился долгий и занятный.

Звуки: Помнишь ли ты самую первую песню, которую ты написал вообще?
Вадик: Путаные воспоминания.. Три претендента, два из них на английском языке, и один - на русском (думает). Не помню, про что они, но помню, что это было в 9 классе, и было связано с тем, что мой хороший друг уже давно писал песни. Мне это нравилось, я тоже захотел. Мне, наверно, нравился сам факт написания. Это было очевидное подростковое графоманство, которое тогда казалось классным.
Звуки: И музыку, и слова?
Вадик: Да, играл на гитаре то два, то четыре аккорда... Так что, если так можно сказать, то я написал и музыку, и слова. Естественно, те творческие опыты нигде не записаны и не будут. Сейчас это кажется милым, смешным, ужасным, не более.
Звуки: Хорошо, а вспомни первую песню, которую ты разучивал в какой-то группе на репетиции?
Вадик: (Задумался) Помню! Она называлась "Мотылёк". Очень давно это было, и уже в группе Пилар. Кажется, 2003 год.
Звуки: То бишь, Пилар был твоей первой группой?
Вадик: Нет, второй. С первой мы играли хардкор, и я там пел чужие агрессивные песни, по большей части на английском языке.
Звуки: Гроулил?
Вадик: Нет, но близко.
Звуки: Это было каким-то проявлением подросткового максимализма?
Вадик: На тот момент мне казалось, что это всё серьёзно. Сейчас это звучит смешно, конечно, но тогда у нас даже был концерт в Перми, на котором мне нашли для выступления смирительную рубашку, а вся остальная группа играла во врачебных халатах. Я пытался уговорить гитариста надеть короткий халатик медсестры, но не получилось.

Звуки: Хорошо, а первая песня, которую ты написал для OQJAV?
Вадик: После развала Пилар я год вообще ни в каких проектах не участвовал. Но в тот период были написаны несколько песен для чего-то грядущего. Для чего именно я тогда не понимал. Сами писались. Мне кажется, это были "Лили" и "Чердак".
Звуки: Вот и ответ, какая песня была первой для "Марты". Но в одном из интервью ты говорил, что в процессе записи вы отказались от готовых, но не записанных старых песен?
Вадик: Касаемо первого альбома, когда начиналась работа, мы не совсем понимали то, как всё должно звучать, в какую сторону нас уведёт. Изначально, например, у "Перед сексом" был другой посыл, юмористический. Получилась она в итоге, возможно, ироничной, но не более. В процессе работы над песней, я решил убрать из неё припев, который никто никогда не услышит. Во время "Перед сексом" я и понял, про что наша группа, это оказалось тоньше, чем допускал мой грубый стереотип. Одно дело, когда ты шляешься по городу и просто пишешь песни не понимая, куда они пойдут, а другое - когда ты с твоими ребятами уже начал плести какую-то ткань, многое становится ясно в плане мелодических ходов и даже текста. Плюс происходит процесс взаимного воспитания внутри группы. Я понимаю, что и Катя, и Даниил повлияли на меня глобально. OQJAV начинался с чистого листа, когда мы ещё совсем не знали друг друга, и сначала образовался некий фон, который проявлялся в шутках, прогулках... Со вторым диском было намного проще в этом плане, потому что я уже хорошо понимал, кто эти ребята, и кто я, и что мы можем и любим... Поэтому первый диск, как и должно было быть, девственный, только нащупывающий свой путь.

Звуки: Раз уж заговорили о начале группы, то как вы нашли Даниила? С Катей-то более-менее ясно.
Вадик: Мы подписаны на лейбл Up!Up!Up! Music, глава этого лейбла - Иван Жбанов, он же, собственно, руководит проектом Alpha-Beta и делает вид, что жмёт на кнопки, когда Катя поет (все смеются). Когда у нас с Катей начали появляться песни, именно он рассказал нам, что есть такой парень в Екатеринбурге, который, точная цитата, "очень классно записывает голос". Мы встретились на нашей съемной московской квартире - сначала пришёл Ваня, потом Даня. Он принёс большую коробку "чоко-пая", мы её ели, а он (Даня) хорошо говорил про Дорна. Мы слушали какие-то песни, а на следующий день прогулялись и уже ночью сделали "Не парня". Это было импровизационно - мы не договаривались о репетиции, просто Катя начала играть, я начал петь, а Даниил включил находившиеся рядом клавиши и стал что-то наигрывать. Тогда мы поняли, что процесс идёт, а музыка льётся. Это было классно. Мы не настаивали, чтобы он переезжал в столицу, но это произошло как-то естественно. Не только из-за OQJAV, он как-то устремил на Москву лыжи, на них и добрался. И стало намного удобнее, потому что первый альбом мы весь делали на расстоянии. Он приезжал лишь дважды, и мы, как Битлз, безостановочно сочиняли тогда много часов подряд, а потом полгода доделывали аранжировки на расстоянии.
Звуки: А на "Марте" взяли, засели где-то и сделали всё в один присест?
Вадик: Не совсем так. Даниил приезжал к нам в гости, и мы постепенно сочиняли материал. Были некоторые вопросы с песнями "Хаски" и "Китай-город", мы не понимали, что там должно быть - мы их пели акапелла, этот рефрен "Хаски, дай лапу" уже был, но какие инструменты туда стоило добавить... В итоге, это стало домашней работой Даниила, и он с ней справился прекрасно. "Хаски" - моя любимица.

Звуки: Катя писала где-то в соцсетях, что ты беспокоился, что на альбоме нет хитовых в привычном понимании этого слова песен. Как ты с этим чувством справился?
Вадик: Да. Думаю, справился я в процессе сведения, когда стал понимать, что каждая песня так или иначе складывается. Когда мы только собирались дома и начинали работу, мне казалось, что единственный хит на альбоме - песня "Девяностые". В начале работы, в общем, сложно такие вещи предположить. К примеру, та же "Хаски" странная - не сразу понимаешь, как к ней относиться.
Звуки: Мне кажется, "Марта" - это первая пластинка твоих песен, включая песни Пилар, которая не имеет ярко выраженного личностного оттенка.
Вадик: Вопрос настолько же хороший, настолько и сложный. Например, песня "Девяностые" абсолютно точно со мной прямо связана. Я тебе даже покажу жакетку, о которой идёт речь, её сейчас Катя носит летом, это очень крутая джинсовая штука. Это песня написана по ощущениям от "На теплоходе музыка играет" или типа того. Прямо помню, как это было - помню чуваков на пароходе, друзей папы и мамы... Странное время было. И там всё время было ощущение временное, что человек до чего-то дорвался. До того, о чем он не знал раньше, что так можно. И он пытается это всё быстро сожрать. Не съесть, а именно сожрать. И в песне заключены детские воспоминания. "Валерий Павлович" - собирательный образ, но тоже связанный с личным опытом, с походами на рынок, с тем, как ты во втором классе идёшь в красных сапогах сестры, потому что она из них уже выросла, опять же, 92-й или 93-й год... И, кажется, родители не понимали, что лучше мне эти красные сапоги не давать, я же парень. Ещё они скользили, а я всё время падал. Недавно я выходил из метро и наблюдал такую сцену: мама очень торопила ребёнка, тот был, очевидно, дошколёнком, и постоянно говорил ей: "Подожди-подожди". В конце концов, она остановилась, ребёнок встал, повернулся к пустой детской площадке и смотрел, стоял и смотрел в снег. Я застал только минуту этого, но оно было круто. Вот эти моменты "подвисания" для меня абсолютно важны. По поводу "Якорей" - это к тому, что я человек северный, и морская история меня совершенно не отпускает. Когда до моря добираюсь, голова кружится. Плюс ко всему, посредством папы, в детстве много слушал Розенбаума, Утёсова, Вертинского... "Одесские песни" Розенбаума будто бы с молоком матери впитались. В общем, не могу согласиться, совершенно личный альбом. Вот смотри, ты идёшь снимать видео для концертных выступлений, идёшь целенаправленно, зная, что делать. С тобой друг-режиссёр Антон Морозов, оператор, Катя и Даниил. И мы такие идём-идём по Крымскому мосту, а Даня забегает на бордюр и рождается такой прикол, который даже песней назвать нельзя - "Эй, пацан, у тебя крутая, у тебя крутая рубашка..." Изначально относишься к этому с юмором, а потом понимаешь, что это классно, и, не стесняясь, превращаешь это в трек. Вот скажи, личная это песня, или нет? Разные состояния бывают по понятным причинам - горечи от потери или, там, счастье от получения диплома. А бывает просто такое счастье - счастье от того, что всё вот так, которое ты так транслируешь. И это вполне себе личное, это - моё.

Звуки: Скажем так, раньше в композициях были куда более прямолинейные сюжеты и прикладные ситуации, которые слушатель легко мог примерить на себя, но при этом чувствовал, что это авторское. То бишь, не все разделяют какие-то воспоминания о былом, но вот про секс все всё понимают.
Вадик: Ну вот "Чердак" тот же вполне себе конкретен. В общем, в какой-то момент, когда уже были написаны и в плане репетиций даже как-то сыграны песен 8-9, мы стали понимать, в какую картинку складывается "Марта". И когда у меня появилось некоторое количество песен, кстати, возможно даже более (в стереотипном смысле) личных, чем какие бы то ни было прежде, я понял, что на этом альбоме им не место. Если бы хотя бы одна из них попала в альбом, она бы нарушила картину, фон пластинки.
Звуки: Есть, опять же, формат EP, а не лонгплеев.
Вадик: Я щедр в плане песен, и мне нравятся крупные формы. Год назад мы выпустили EP "Киноартистов", но мне это как-то не очень понравилась, недокач.
Звуки: А как же EP, которая предваряла первый диск?
Вадик: Ну, тогда речь шла о группе, которую вообще никто не знает, странно было бы сразу выпускать полноформатный диск из ниоткуда. В общем, если говорить про следующий альбом, то он, наверно, будет грустный, пафосный и легкий.
Звуки: Наберёте струнных, духовых...
Вадик: Не исключено. Кстати, у нас в какой-то форме имеется сотрудничество с Евгением Гринько. Я написал песню, которая для OQJAV на данный момент не очень годится. Такая, прямо, в старых традициях песня. Я случайно её спел Жене, когда мы делали совместный музыкально-поэтический проект. Ему понравилось, и вот, у него скоро выходит инструментальная пластинка, где единственная вещь с вокалом - именно эта. Там как раз виолончель, скрипки. "Портвейн" называется.

Звуки: Раз у тебя такой бэкграунд, связанный с авторскими песнями, не хотел бы ты сделать кавер-альбом?
Вадик: Мы играем на концертах несколько каверов - Вертинский, Four Seasons, ВИА Гра и Меладзе, они сделаны по любви, без шуток. Но по поводу отдельного альбома - нет. Не думаю, что вокальная часть - моя сверхсильная способность. Когда пишу сам, то понимаю, что с этим делать. Когда слушаю запись Утёсова, то понимаю, от чего кайфую. Катя вот на альбоме Обе Две сделала "Глаза" Таривердиева и Кирсанова – она, очевидно, кайфанула от песни, но и внесла в кавер много своего. Мне же исполнять чужое пока трудно.
Звуки: Воскресить что-то из песен Пилар не хотелось сейчас?
Вадик: Нет, это уже прошлое, да и песни изданы. Не помню насчёт авторских прав, но я, в первую очередь, сам стал от этого далёк, сильно изменился с тех пор, и могу теперь о Пилар говорить абстрагировано. Разве что песню "Движение" недавно вспоминал – классная.
Звуки: А почему группа вообще закончилась?
Вадик: Прямо конкретные факты уже и не вспомню. Но сейчас очевидно, что главная причина - моё знакомство с Катей. Я увидел другое отношение к музыке, стал больше понимать ее. И осознал, что на данный момент, даже не в плане творчества, а в плане взаимодействия с ребятами (при всем уважении), с самой группой, я нянчусь и занимаюсь ... [ерундой].

Звуки: То бишь, ты заставлял там всех работать?
Вадик: Нет, но куда-то туда, в то же время, не совсем понимая, как должно быть хорошо. Сейчас иногда придумываю что-то с барабанами, например, помимо самой песни. Понимаю, что принесу это Даниилу, он что-то изменит, или оставит так же, но, в любом случае, будет классно, а Катя обнимет все это талантом и любовью. Это шлюпка для троих. В этом альбоме в прямом смысле (в плане работы и времени) нас с Даниилом больше чем Кати. Но, например, те же "Якоря" изначально думали сделать с гитарой. Я человек мягкий, вообще Весы (смеётся). И тогда говорил "и так классно, и так классно", мне сложно с выбором между хорошим и хорошим, между белым хлебом и черным. А Катя человек жёсткий и ясный, и она говорит: "Нет! Никаких компромиссов! Давай делать а капеллу". И я такой - "Ну да, точно!"
Звуки: А ты всё ещё работаешь кладовщиком на складе?
Вадик: Уже нет. На самом деле, для меня это было непростое время. Меня ж, грубо говоря, дома растили принцем (элитная школа, тренировки самбо, нет прогулкам во дворе и все такое), я маменькин сынок в стереотипном смысле. а тут - сидеть на складе, таскать тяжести. Коллеги - прямолинейные, нормальные пацаны. Вскоре выяснилось, что с ними можно говорить не хуже, чем с богемными ребятами. Не пытаюсь ни обобщить, ни разделить, все едино, конечно. По началу было непривычно, но мы вскоре по-настоящему сдружились.
Звуки: Они слышали песни OQJAV?
Вадик: Да, врут, что нравится (смеется). На концерты до сих пор зову. И ходят.

OQJAV: Презентация альбома "Марта"
Москва, 16 тонн
27 апреля, 20:00
Даты всероссийского тура в поддержку пластинки - в официальных представительствах группы в fb и vk

31.03.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

OQJAV - свежие публикации: