МУЗЫКА  Проверка пульса: март

Дайджест лучших электронных альбомов марта.

Звуки запускают ежемесячный дайджест с обзорами свежих электронных альбомов. В первом, мартовском выпуске поговорим о ренессансе советской космотроники, Крисе Кларке, примерившем на себе мундир кинокомпозитора, возвращении голландца Kettel и психоделических опытах босса Anticon.

Kim & Buran "Orbita" (Nang Records)
Приятно отметить, что самая яркая пластинка этого дайджеста (а точнее автор, поскольку издана-то она в Англии) родом из Санкт-Петербурга. Проект Вячеслава Завьялова, названный в честь героев "Тайны третьей планеты", уже больше 10 лет исследует территорию советской космо-романтики, двигаясь по стопам группы Зодиак, Дидье Маруани (Didier Marouani), а главное – Александра Зацепина (автора музыки к той самой "Тайне" и еще десяткам фильмов), чью мелодику и чьи тембры Завьялов, большой ценитель и коллекционер советских синтезаторов, к шестому альбому сумел не только в точности воссоздать, но и поднять на новый уровень. Добавьте к этому отменный диско-грув в духе Брайана Беннета (Brian Bennett) и на выходе мы имеем просто идеальный ретро-футуризм. Единственное, на что остаётся посетовать, так это на то, что "Орбита" так и не была издана на виниле. Мало какой альбом заслуживает этого в такой мере.

Kettel "Wingtip" (DUB)
Голландец Реймер Эйсинг (Reimer Eising) с момента выхода последнего соло-альбома (коллаборацию с Secede, саундтреки к видеоиграм и сборники ауттейков оставим за скаобками) выдержал прямо-таки гроссмейстерскую паузу в 7 лет, так что камбэка ждали почти с тем волнением, которое обычно сопровождает новые пластинки Aphex Twin или Boards of Canada. "Wingtip", пожалуй, ничем не удивил, но в случае с Кеттелем, который взял отпуск, будучи на пике, это, наверное, лучшая новость. В неполные 60 минут голландец уложил всё, что умеет и всё, за что его ценят – бодрый оптимистический брейндэнс, фортепианные зарисовки, наивно-романтический IDM плюс гомеопатические дозы эмбиента и электронно-симфонического барокко с арфой и виолончелью. Несмотря на лёгкий стилистический разброд, слушается всё это на одном дыхании и ухватившей "Грэмми" позапрошлогодней пластинке Афекс Твина не уступает решительно ни в чём.

Aythar "Astronautica" (Carpe Sonum)
Венгр Тамаш Кароли (Tamas Karoli) – фигура на электронной сцене новая. Музыку он записывает уже не первый год, но доселе все его уже довольно многочисленные альбомы выходили самиздатом. Теперь Тамаш дебютирует на эмбиент-лейбле Carpe Sonum, который считается правопреемником легендарного франкфуртского Fax +49-69/450464. Подобно своему издателю, Тамаш – убежденный классицист. Ассоциаций его пластинка рождает великое множество, но все они комплементарные. Это и берлинская электронная школа периода расцвета (то есть примерно середины 1970-х), и чиллаутная продукция лейбла Rising High, и примерно весь классический Fax в диапазоне от Тецу Инуэ (Tetsu Inoue) до Air, Silence и Dark Side of The Moog. Если вы любите эмбиент девяностых с пульсирующим басом, жирными аналоговыми струнными, медленно раскрывающимися синтезаторными аккордами и зафильтрованными до звона арпеджио, то этот диск вас точно не разочарует.

Clark "The Last Panthers" (Warp)
Один из самых ярких и плодовитых подопечных Warp Records Крис Кларк (Chris Clark) раньше отклонялся от своей генеральной IDM-линии в направлении техно, а теперь решил сделать крен в противоположную сторону, заодно попробовав себя в престижной роли кинокомпозитора. "The Last Panthers" – музыка к одновременному сериалу и близкие по стилистике пьесы, в саундтрек в итоге не вошедшие. Несмотря на явную смену приоритетов (ритм-секция либо убрана вовсе, либо отодвинута на задний план, будто доносится из соседнего помещения, в то время как солируют струнные, мелотрон и чуть дребезжащее фортепиано) узнать в этом Криса труда не составляет – и по мелодике, и по прорывающимся сквозь симфоническую текстуру нервным синтезаторным бас-линиям. Как и всякий саундтрек, "Пантеры" несколько грешат разреженностью и нехваткой событий: среди 19 коротких зарисовок часть в отрыве от видеоряда звучит филлерами, но процент таковых у Кларка сравнительно невысок и на общем восприятии пластинки не особенно сказывается.

The Field "The Follower" (Kompakt)
Швед Аксель Вилнер (Axel Wilner), многолетний клиент лейбла Kompakt, принадлежит к категории музыкантов, которые новый материал выпускают нечасто, но при этом твёрдо гнут свою линию. Вот уже 10 лет как The Field конструирует гипнотические коллажи из петель, нарезанных из поп-пластинок. Эта технология роднит его с лопатинскими "Eccojams", но в отличие от американского коллеги, швед готовит из лупов не вязкий диссоциативный кисель, а мускулистое и напористое, хоть и несколько заторможенное техно. Главное изменение в музыке Вилнера по сравнению с альбомом "Cupid's Head" трехлетней давности в том, что акцент заметно сместился в сторону баса. Нижний регистр обогатился тяжеловесными синтезаторными петлями, а музыка приобрела едва заметный флёр аналоговой ретро-электроники.

Moderat "III" (Monkeytown Records)
В третьей пластинке немецкого трио Moderat вроде бы есть всё, чего от них ждёшь: печальный голос Саши Ринга (Sascha Ring), его же блуждающая гитара, а также нервно подпрыгивающий модселекторовский бас и вечно модные ритмы в диапазоне от рваного герриджа до пульсирующего техно в духе Джона Хопкинса (John Hopkins). С технической точки зрения сделано всё безупречно, но эмоциональная палитра выходит бедноватой. Саша Ринг будто бы застрял в томйорковской тоске, а его партнеры из Modeselektor словно пытаются этот факт замаскировать, меняя ритмы и темпы. Получается что-то вроде песни "Bad Kingdom", растянутой на весь альбом, и ничего похожего ни на эйфорическую "Porc", ни на озорную "Let Your Love Grow" (эта вещь хоть и вышла на альбоме Modeselektor, всё равно подписана именем Moderat). Картину усугубляет манера записывать вокал "чистяком", не прибегая к обработкам вовсе. Небо чуть проясняется на "Reminder" (удачно выбранной синглом), а рассеиваются тучи разве что к завершающей альбом "Ethereal" – самой яркой и одновременно самой сложной песне на пластинке.

Odd Nosdam "Sisters" (Leaving Records)
Многоопытный американский битмейкер и босс лейбла Anticon демонстрирует, что можно сделать с хип-хопом в 2016-м. Сохранив из жанровых канонов разве что лоскутную технику и ритмический рисунок, Дэвид Мэдсон (David Madson) стремительно двигается куда-то в сторону хонтологии – расплывчатых лоу-файных коллажей, рождающих щемящее чувство ностальгии по времени, в котором не жил. Полноценные треки перемежаются короткими интерлюдиями, а ритм то и дело тонет в психоделическом тумане госпел-хора, расстроенных клавиш, кассетного шума и оркестра, играющего саундтрек к киноленте тридцатых и записанного на граммофонную пластинку. Если бы альбомом не заинтересовался отвечающий за виниловое издание Stones Throw, "Sisters" вполне вписался бы в каталог лейбла Ghost Box. И тот факт, что Мэдсону удалось заполучить ремикс от Boards of Canada, не бравших в руки шашки почти 10 лет, совсем не удивляет.

31.03.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: