Февраль и март - более или менее официальное межсезонье не только для Голливуда, с улюлюканьем вываливающего на экраны все то, чему не светят ни оскаровские номинации, ни кассовые сборы, но и для североамериканских концертных промоутеров - еще не готовых выпускать кракенов, но уже отсчитывающих дни, оставшиеся до нормальной весны. Иными словами, меломанам в эту мрачную пору традиционно везет куда больше, чем синефилам: тогда как последние вынуждены иметь дело с картинами вроде "Богов Египта" или "Братьев из Гримсби", первым перепадают концерты не особенно знаменитых, но зачастую замечательных групп.
Одна из таких - Pawa Up First. Ветераны монреальской инди-сцены и лауреаты локальных "грэмми" успели выпустить четыре хороших альбома и отметиться на всех важнейших городских фестивалях, включая джазовый и Osheaga, но сольники из-за востребованности занятых в группе музыкантов играют только по большим праздникам. Это почти всегда небольшие клубы, в которых решительно всегда аншлаг, и расположенный на почтительном расстоянии от здешних концертных эпицентров бар Le Ritz не выбился из многолетней традиции: интенсивные инструментальные номера в стилистическом диапазоне от не очень громкого построка до не очень известного Морриконе составили отличную пару с согревавшими в февральский мороз сингл-молтами.
На следующий концерт пришлось выезжать не то что из центра города - аж за его черту. "Здравствуйте, я впервые играю в Лавале, - впервые подала голос где-то через полчаса после начала своего шоу изумительная Джулия Холтер (Julia Holter). - Вы смеетесь... Почему вы смеетесь?" Возможно, потому что и пришедшие на концерт две сотни зрителей (в том числе, скрипачка Silver Mt. Zion Джессика Мосс) в Лавале именно с этой целью оказались в первый раз: о расположенном на пересечении шоссейных перекрестков, напротив вокзала, но, по крайней мере, неподалеку от одной из конечных станций городского метро Maison des Arts я до этой зимы не слышал.
Зал оказался хрестоматийным окраинным ДК, где, если заблаговременно забронировать место в первом ряду (что, заслушав до дыр пластинку "Have You in My Wilderness", несколько месяцев назад сделал я), неминуемо упрешься коленями в сцену. В такой - исчисляемой не метрами, но футами - близости от играющего живьем артиста я оказался впервые за много лет, и это дало о себе знать: и без того пронзительные песни Холтер - взять хоть прошлогоднюю "How Long?", а хоть и относительно старую "Marienbad" - дышали в лицо, оказываясь еще красивее и печальнее.
Такая же красивая, но не особенно печальная Джулия отхлебывала из пластикового стакана с белым вином, перепевала шлягер из книги песен Берта Бакарака и, в конце концов, расщедрилась на признание, что это ее лучший концерт "за несколько недель", а также догнала, почему смеялась аудитория, вслух понадеявшись сыграть "в Монреале или около него" как можно скорее. Как подсказали раздававшиеся на выходе флаеры, это случится уже в июне - а, например, в ноябре я рассчитываю увидеть ее через запятую с Пи Джей Харви (PJ Harvey) и Lush на фестивале Iceland Airwaves в Рейкьявике. Впрочем, к кракенам мы еще вернемся.
К кому мы, по-видимому, уже не вернемся, так это к группе Majical Cloudz - монреальский дуэт, замеченный в коллаборациях с канадским инди-иконостасом вроде Граймс (Grimes) и Оуэна Паллетта (Owen Pallett) и выпустивший прошлой осенью неплохой альбом "Are You Alone?", внезапно объявил о своем распаде. О том, что скорый концерт Majical Cloudz в родном городе оказывается таким образом прощальным, я узнал от главного редактора Звуков однажды после полудня, будучи в кино, и самой собой разумеется, что уже к вечеру билетов в La Sala Rossa практически не осталось.
Сбегав в ближайшую к дому лавку с винилом, я исправил положение и исторический момент не пропустил - но должен признаться, что никакой солд-аут не убедил в том, что по выступлениям Majical Cloudz кто-то будет скучать. Любому, даже на порядок менее избалованному неофиту этот, самый последний концерт выпустившей четыре пластинки группы вполне мог показаться одним из первых шоу вчерашних дебютантов - до того затруднительным казалось для солиста общение с залом и до того мало песни Majical Clouds (даже лучшие, вроде "Are You Alone?" и "Silver Rings") выигрывали в концертных прочтениях. Хотя возможно, конечно, что все дело было в нервах. (Скажем, не намеренные распадаться, но тоже продавшие все билеты на свой монреальский концерт Tortoise отыграли несколькими днями позже совершенно блестяще.)
Чем ближе апрель, тем увесистее резюме приезжающих в город гастролеров. Последним концертом зимы (в Северной Америке за смену времен года официально отвечают даты солнцестояний и равноденствий) стало 19 марта шоу под вывеской Lights on the Horizon - рекламировавшееся как дружеский дабл-билл канадцев Metric и американцев Death Cab for Cutie и состоявшееся через считанные дни после правительственного ужина, где гостем действующего президента США впервые за без малого 20 лет стал премьер-министр Канады, либеральный вундеркинд Джастин Трюдо (Justin Trudeau).
Однако если в одном случае канадцы были рады уже тому, что их пригласили, то под сводами Bell Centre все вышло с точностью до наоборот: за ретроспективным и вообще крепким, но укороченным сетом Death Cab for Cutie (не сыгравших даже обязательную "Transatlanticism") последовал триумфальный - насколько позволяла акустика хоккейной арены - и бесспорно хедлайнерский сет Metric. Выбившаяся в лидеры канадского инди-рока группа Эмили Хейнс (Emily Haines) начала с первой песни со своей дебютной пластинки 13-летней давности, но не стала злоупотреблять доверием масс, в дальнейшем сосредоточившись на материале трех последних, куда более популярных альбомов.
На протяжении полутора часов Metric ослепляли лазерами и бомбардировали хитами вроде "Help I'm Alive", "Gold Guns Girls", "Youth Without Youth" и "Celebrate" (а также, чтобы мало не показалось, "Black Sheep", которую в х/ф "Скотт Пилигрим против всех" пела будущая обладательница "Оскара" Бри Ларсон) - но убедили, как ни странно, в том же, в чем и DCfC: обеим группам гораздо больше подходят ограниченный хронометраж и фестивальный антураж. Организаторы отмечающего 10-летие Osheaga со мной как минимум отчасти согласились - добавив Death Cab for Cutie в свой очередной лайнап на следующий день после концерта в Bell Centre. И надо ли уточнять, что это еще не все.
В следующих выпусках колонки:
- Godspeed You! Black Emperor with Holy Body Tattoo @ Theatre Maisonneuve
- The Smashing Pumpkins @ Massey Hall, Торонто
- Courtney Barnett @ Metropolis
- Florence + the Machine @ Bell Centre
- Tame Impala @ Bell Centre
- Sting & Peter Gabriel @ Bell Centre
- PJ Harvey @ Iceland Airwaves, Рейкьявик
Автор вдохновленной ТВ-рекапами рубрики Звуков - кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий в Монреале и исправно рассказывающий о том, что он увидел там и оттуда за последние недели.
1949 – В семье якутских оленеводов родился Валерий Леонтьев - советский и российский поп-певец, актер. На протяжении своей карьеры, которая уже длится в течение многих десятилетий, записал более 30 альбомов. Известен своими экстравагантными нарядами и отличной танцевальной подготовкой »»
Валерий ЛЕОНТЬЕВ (1949)
Надежда БАБКИНА (1950)
Chris THOMPSON (1957)
Terry HALL (1959)