Steven WILSON  "Сегодня в музыке можно сделать не так много нового. Но всегда можно сделать что-то свежее"

Стивен Уилсон об изоляции современного человека, багаже Porcupine Tree и ностальгии в музыке.

В Москве и Петербурге выступил Стивен Уилсон, бывший лидер Porcupine Tree, c 2008 года посвятившей себя сольной карьере. В нынешнем туре Уилсон исполнил материал двух новых альбомов – "Hand. Cannot. Erase" 2015 года и вышедшего только что "4 ½", тридцатисемиминутного диска, который сам музыкант считает EP, работой, промежуточной между его последним, четвертым сольным альбомом и запланированным на 2017 год новым пятым. Перед московским концертом в YOTASPACE Стивен Уислон ответил на вопросы Звуков.

Звуки: Как ваш новый альбом, "4 ½", связан с предыдущим, "Hand. Cannot. Erase"?
Стивен Уилсон: Вошедшие в него композиции песни написаны одновременно с "Hand. Cannot. Erase". Это часть того же музыкального мира, сходный стилистический подход. Эти песни не связаны с "Hand. Cannot. Erase" сюжетно, но я думаю, что персонажи всех моих песен так или иначе связаны. Я постоянно возвращаюсь к одним и тем же темам: изолированность человека в современном мире технологий и социальных сетей, чувство страха и растерянности, которое вызывает современность.

Звуки: В нынешнем туре вы исполняете некоторые песни Porcupine Tree. Как вы их выбирали?
Стивен: Я не исполняю песни Porcupine Tree, я исполняю песни Стивена Уилсона. Они впервые были записаны и исполнены с Porcupine Tree, но написал-то их все равно я. Как я их выбираю? Это песни, которыми я очень горжусь. И песни, которыми я не очень горжусь. Но мне приходится балансировать между тем, что люблю я сам, и тем, что особо пылко любят мои поклонники. Пара песен в сегодняшнем шоу – мои любимые, хотя, возможно, поклонников несколько удивит то, что я играю именно эти композиции, а не какие-то более очевидные хиты. Например, "Don’t Hate Me" – одна из моих любимых вещей, и я выбрал ее потому что она не слишком часто исполнялась на концертах во времена Porcupine Tree, потому что другим участникам группы она нравилась не так сильно, как мне. Теперь я могу дать ей новую жизнь.

Звуки: Мне казалось, что некоторые старые песни очень интересно переплетаются по сюжету с "Hand. Cannot. Erase". "Sleep Together", например.
Стивен: Эта песня c альбома "Fear of a Blank Planet". Как и весь альбом, она была вдохновлена романом Брета Истона Эллиса "Лунный парк". Это книга о разладившихся отношениях между отцом и сыном. А также о побеге, об исчезновении. "Hand. Cannot. Erase" возвращается к этим темам. "Fear of a Blank Planet" во многом предвосхищал "Hand. Cannot. Erase".

Звуки: Не могли бы рассказать о научно-фантастической сюжетной линии "Hand.Cannot. Erase". Ведь можно предположить, что главная героиня не просто оказалась забытой (как ее реальный прототип, Джойс Каролин Винсент, молодая жительница Лондона, настолько изолировавшая себя от всех обычных человеческих связей, что ее тело нашли только спустя почти три года лет после ее преждевременной смерти), но была похищена пришельцами. В постерах вы используете нечто вроде инопланетной письменности. А в блоге вашей героини, который появился в интернете накануне выхода альбома, поминалась "Мария-Целеста" – "корабль-призрак", обнаруженный в конце XIX века абсолютно пустым, покинутым всем экипажем при загадочных обстоятельствах, по одной из версий, в этом исчезновении были замешаны пришельцы.
Стивен: Эта научно-фантастическая линия в "Hand. Cannot. Erase" присутствует, но она намечена очень тонко. Я не думаю, что все слушатели способны увидеть ее без подсказки. Мне она очень нравится, но это не столько сюжет, сколько способ, которым героиня рассказывает свою историю. Речь идет о персонаже, совершенно изолировавшем себя от других людей. Мы узнаем о ней только из ее дневника, ее блога. И мы должны все время задаваться вопросом – насколько мы можем верить всему, что она о себе сообщает, что здесь правда, а что – сны, болезненные фантазии, психотический вымысел. Мы так и не узнаем, что с ней произошло на самом деле.

Звуки: Каковы ваши литературные источники вдохновения? Песни каких рок-музыкантов вы считаете наиболее интересными с точки зрения поэзии?
Стивен: Когда пишешь тексты песен, очень сложно найти равновесие между тем, что будет хорошо звучать и тем, что будет хорошо читаться со страницы. Часто слова величайших песен оказываются банальными и даже глупыми, когда читаешь их глазами. Ну что из себя представляют тексты Марвина Гэя – "Бэйби, бэйби, бэйби". Но это так красиво, когда он это поет! Песни, которые хорошо читаются, как поэзия – большая редкость. Боб Дилан, Джони Митчелл, Роджер Уотерс, может быть. Я всегда старался писать свои тексты так хорошо, как только я могу. Но часто бывает, что я сочиняю нечто, что мне самому кажется очень красивым. Я стараюсь писать мои тексты песен настолько хорошо, насколько я могу. Часто бывает, что я пишу нечто, что мне кажется очень красивым – но когда я пытаюсь спеть этот текст, он звучит нелепо, слишком литературно, слишком многословно, слишком интеллектуально, и мне приходится упрощать его до нормального текста поп-песни.

Звуки: Что для вас является итоговым произведением – студийный альбом или живые концерты?
Стивен: Моя жизнь стоится как сезонный цикл. Полгода я сижу в полном одиночестве, с гитарой и пианино, и пытаюсь что-то написать. Следующие шесть месяцев я провожу в студии с пятью-шестью музыкантами, записывая альбом. И еще полгода я провожу в туре, встречая каждый день новых людей, и каждый вечер оказываясь в компании тысячной аудитории. А потом цикл начинается заново, и я вновь оказываюсь в полном одиночестве. И мне очень нравится эта смена времен года. Я бы не хотел всю жизнь проводить в студии, и не хотел бы всю жизнь проводить в дороге, но как прекрасно, когда эти разные опыты все время чередуются.

Звуки: Собираетесь ли вы выпустить концертный DVD по материалам нынешнего тура?
Стивен: Не знаю. Я не поклонник концертных фильмов. Никогда их не смотрю. Все равно никакой фильм не передаст опыт живого выступления. Да, я понимаю, что не все могут посмотреть концерт, понимаю, что фильм останется после того, как я не буду больше выступать, останется после моей смерти. Но я не очень хочу тиражировать себя. Это огромная работа – сделать концертный фильм: съемки, монтаж, микширование. И у меня эта работа не вызывает особого энтузиазма. Если вы хотите увидеть шоу, не нужно ждать DVD, сходите и посмотрите его.

Звуки: Вы часто говорили, что хотели бы написать саундтрек к фильму. Каким мог бы быть этот фильм?
Стивен: Что-нибудь странное, сюрреалистическое, сносящее крышу. Я люблю кино так же сильно, как музыку, я рос на фильмах Стенли Кубрика, Дэвида Линча, мне нравится Тарковский. Я люблю людей, которые делают странные, умные, красивые, поэтические фильмы. Я бы с удовольствием написал музыку к чему-нибудь вроде "Побудь в моей шкуре" Джонатана Глэйзера. Там замечательный саундтрек, но я бы хотел написать что-нибудь подобное.

Звуки: А вы никогда не думали написать музыку к какому-нибудь старому немому фильму, как, например, Art Zoyd в свое время написали саундтрек к "Носферату" Мурнау?
Стивен: Мне никогда ничего подобного не предлагали… Возможно, это было бы интересно, написать новый саундтрек к "Золотому веку" или "Андалузскому псу" Бунюэля. Но, к сожалению, это проекты для очень узкого круга ценителей. Не думаю, что так уж много людей видели "Носферату" с музыкой Art Zoyd. Мне интересно работать для более широкой аудитории. Но как проект это могло бы быть любопытно.

Звуки: Вы много лет выкладываете в интернет потрясающие плейлисты – списки музыки, которую вы слушаете. Когда вы успеваете все это слушать и как вы слушаете музыку? На живых концертах, в машине, на прогулке, дома?
Стивен: Всеми этими способами. У меня дома несколько Hi-Fi систем и виниловых проигрывателей, cd-проигрыватели в каждой комнате, огромная коллекция записей. Я слушаю музыку в машине, когда гуляю, когда засыпаю и когда просыпаюсь. Знаете, когда меня спрашивают, что я делаю, когда не пишу музыку, я отвечаю – я слушаю музыку. На живые концерты я, правда, не часто выбираюсь. У меня и так живые концерты каждый день на протяжении нескольких месяцев тура. Так что, когда я не гастролирую, мне просто хочется побыть дома с собакой. Но мне по-прежнему очень важно открывать новую музыку – и не только современную, но и старую. В прошлом обнаруживается столько фигур, о которых ты никогда ничего не слышал, с огромными дискографиями. Разве это не прекрасно, понимать, как неисчерпаем мир музыки?

Звуки: У вас был плеер, когда вы были подростком? Какие кассеты вы на нем слушали?
Стивен: Должен был быть. Но я не могу его вспомнить. Я помню многое о технологиях моего детства – магнитофоны, кассетные проигрыватели, но вот плеер не могу вспомнить. Может у меня его и не было.

Звуки: Я недавно читала старое интервью Дэвида Боуи, которое он давал в США в начале 1970-х. Он говорит, что в Америке ему нравится больше, чем в Англии, потому что тут музыка – это способ коммуникации, а в Англии – просто что-то чтобы слушать. А чем является музыка для вас – это самодостаточное произведение искусства или образ жизни?
Стивен: Значение музыки в жизни людей сильно изменилось с тех пор, как Боуи давал это интервью. В 1970-е, в 1980-е, даже в 1990-е музыка для молодых людей была чем-то, что определяло их индивидуальность, их отличие от родителей. Поп-музыка была мощнейшим средством понять, кто мы такие, когда приходил момент взбунтоваться против предыдущего поколения, понять свою инаковость, она помогала сделать выбор: ты – панк, ты - металлист, ты – гранж, ты – диджей.
Дэвид Боуи - один из самых ярких примеров такой ролевой модели. Нет такого музыканта из тех, кто появился после 1980 года – от Йена Кертиса (Ian Curtis) до парней из Duran Duran, - который не рассказывал бы, что поворотным моментом в его жизни было выступление Боуи на Top of the Pops в 1972 году. Возможно ли такое сегодня? Не думаю. Не думаю, что поп-музыка все еще обладает властью шокировать, удивлять, влиять на то, как молодые (и не только молодые) люди одеваются, думают, проводят свое время, выстраивают свои жизни.
Так было на протяжении десятилетий – 1950-е с Элвисом, 1960-е с The Beatles, 1970-е с Боуи. Музыка влияла на все – от моды до сексуальной революции и отношения к геям. Изменения в личной и глобальной политике связаны с такими людьми как Джон Леннон (John Lennon), Пол Маккартни (Paul McCartney), Боуи. Даже в 1990-е был Курт Кобейн (Kurt Cobain), символ движения гранж, изменившего не только моду, но и, например, кино, давшее новых режиссеров – например, Хармони Корина (Harmony Korine). Но это больше невозможно. Я не могу это представить.
Сегодня мы живем в дигитальном мире, где гаджеты, всякие айфоны для подростков важнее, чем любая поп-песня. Любая поп- и рок-музыка будет маргинализироваться. Я думаю, что у моей музыки в 1970-е или в 1980-е была бы гораздо более широкая аудитория, чем сегодня. Боуи повезло, что он делал свою музыку в эпоху, когда была невероятная жажда новых звучаний, новых ощущений, новых идей. Публика хотела этого, она требовала от артиста, чтобы он был ни на кого не похожим, странным, экстравагантным, экспериментальным. Сегодня публика этого больше не хочет, все хотят, чтобы музыка звучала привычно – ничего слишком сложного, просто милые приятные песни, что-то, что могло бы быть фоном для званного ужина, вся эта ужасно скучная музыка вроде Coldplay. Это совсем не то, чего хотели от музыки в 1960-е или 1970-е. Даже в 1980-е, даже в 1990-е с невероятной электронной музыкой, с такими музыкантами как Massive Attack и Portishead, Aphex Twin, Boards of Canada и Squarepusher. Потрясающее было время, но это было двадцать лет назад. Эти времена ушли навсегда, это печально, но неизбежно. Сегодня в музыке можно сделать не так уж много нового. Но всегда можно сделать что-то свежее. Надеюсь, у меня это получается. Я не настаиваю, что делаю что-то новаторское, я использую музыкальный словарь, сложившийся на протяжении последних 50 лет, но я думаю, что моя музыка обладает своим уникальным звучанием.

Звуки: Вы говорили о связи рок-музыки и субкультур. А вы себя когда -нибудь относили к какой-либо субкультуре?
Стивен: Конечно. Лет в четырнадцать я был настоящим металлистом, увлекался новой волной британского хеви-метала, Iron Maiden, Saxon, Diamond Head. Но вскоре после этого я стал открывать другую музыку – краут-рок, раннюю электронную музыку, Штокхаузена. И идея быть частью некоего племени для меня потеряла смысл. Я просто стал изучать музыку и историю музыки.

Звуки: Вы часто говорите о ностальгии. Наши музыкальные пристрастия во многом определяются именно ей. Какую музыку вы любите за ее непреходящую ценность, а какую – за то, что в ней есть дух времени?
Стивен: Тут есть множество нюансов. Есть музыка, для которой ностальгия является темой, вне зависимости от того, когда ты ее слушаешь. Таков, например, Ник Дрейк, у которого каждая песня – это напоминание о каком-то потерянном золотом веке. Есть и другая ностальгия. Я, например, очень люблю старое звучание, ту патину, которая есть в записях 1970-х годов, даже в музыке, которая сама по себе и не очень хороша – второстепенном прогрессиве, заурядном краут-роке, джаз-роковых группах третьего ряда, которые я все равно слушаю с наслаждением. И, наконец, есть музыка, которая является ностальгической лично для вас – потому что она связана с воспоминаниями вашего детства, с вашей подругой, с вашими родителями. Записи, которые я когда-то любил, хотя понимаю, что это ужасная, кичевая, банальная музыка. У каждого из нас есть такие любимые вещи. Именно поэтому мы храним пластинки, даже если мы больше их не слушаем, даже если они нам уже не нравятся – мы все еще надеемся вновь испытать то, что мы чувствовали, слушая их впервые. Это тоже форма ностальгии. И все эти три формы ностальгии очень важны для меня, все они так или иначе влияют на мою музыку.

Звуки: Как вы думаете, какая музыка лет через двадцать будет вызывать ностальгию по 2010-м?
Стивен: Сложно сказать. Я слушаю множество новой музыки и способен восхищаться ей, но она не так связана с ощущением настоящего момента, как то, что я слушал в 15 или в 25 лет. Та музыка до сих пор вызывает у меня ностальгию, я могу вспомнить все слова, все мелодические ходы, мельчайшие оттенки звучания. Может быть, дело в том, что, когда я был мальчишкой, я на свои карманные деньги мог покупать одну пластинку в месяц – и переслушивал ее по множеству раз. А теперь я покупаю десяток альбомов в неделю, они мне нравятся, но я их слушаю один-два раза и перехожу к следующим. Не думаю, что у меня будет такая же ностальгическая привязанность к тому, что я слушаю сейчас. Дело не в музыке, дело во мне.

Звуки: Как вы думаете, ваша музыка будет вызывать ностальгию?
Стивен: Уже вызывает, и это проблема. Как и любой музыкант, я думаю, что мой лучший альбом – это тот, который я записал только что. Но поклонники видят все в иной перспективе. Для большинства их них лучший альбом музыканта – это тот, который они услышали первым, та дверь, через которую они вошли. И что бы ты потом не сделал – в их глазах ты никогда не превзойдешь этот первый альбом. Поэтому ты всегда испытываешь это давление публики, это требование играть песни, которые для поклонников значат больше, чем для тебя самого. Я, например, не так уж люблю играть "Lazarus". Я не считаю свою музыку ностальгической. Хотите ностальгии – идите слушать какой-нибудь очередной Pink Floyd tribute band. Но у каждого музыканта, играющего двадцать лет, есть песни, ставшие ностальгическим для публики.

Звуки: Ваша музыка отражает дух времени?
Стивен: Это неизбежно и даже не зависит от моих намерений. Я живу в 2016 году. Про "Hand. Cannot. Erase" говорят, что он вдохновлен музыкой 1970-х и 1980-х. Это отчасти так, но вслушайтесь в тексты, и вы поймете, что он мог быть написан только сейчас.

Фото - Игорь Романов. Звуки благодарят NM Music за организацию интервью

21.02.2016, Ирина КУЛИК (ЗВУКИ РУ)

Steven WILSON - свежие публикации:

  • Календарь - Еще по одной!, 13.05.2021
    Британский сонграйтер Стивен Уилсон вновь подтвердил звание одного из самых работоспособных музыкантов современности: встречайте новый сингл »»
  • Анонс - Цукерберг позвонит, 01.02.2021
    Стивен Уилсон перевоплотился в Дональда Трампа и Марка Цукербкрга »»
  • Анонс - Горшочек, вари!, 28.11.2020
    Сразу несколько хороших новостей для поклонников Стивена Уилсона »»
Сайт: www.swhq.co.uk

Steven WILSON

Дата рождения:

3 ноября 1967