MANU CHAO  Radio Bemba: говорит Москва

Ну, вот и дождались - Manu Chao приехал, просто так взял, собрал свой маленький партизанский отрядик Radio Bemba - и прямиком из Парижа материализовался на дружелюбной московской земле. Три дня подряд он пил водку и пел почти без остановки. И еще он рассказал нам о себе...

Ну вот и дождались - он приехал, просто так взял, собрал свой маленький партизанский отрядик Radio Bemba и прямиком из Парижа материализовался на дружелюбной московской земле. Его ждали меломаны, его ждали критики, его ждали иностранцы, оказавшиеся на этот момент в Москве. Его жаждали увидеть те, которым "нечего больше хотеть" (они легко покупали с билеты рук по 100 баксов), лишь бы узреть модного, запиаренного до дыр за последние пару месяцев любым уважающим себя изданием, неформала-бунтовщика.
И он приехал, и был концерт, и был под завязку набитый зал, и был праздник, и было всем хорошо - и публике и музыкантам (и отечественным знаменитостям, с высокомерием взиравшим с балкона). И пусть кусают локти те, кто не увидел и не услышал его - Ману Чао.

А кто, собственно, на самом деле Ману, кто скрывается за этим именем-символом? Кто этот ярый сторонник антиглобализма, неформал-анархист, защитник бедных и обездоленных, считающий, что 16 долларов для нищей России - это безумные деньги, и на концерте будут ненавистные капиталисты и мафия? На самом деле, за этим символом свободы, равенства и братства скрывается маленький, щуплый, лопоухий парень, немного комплексующий по поводу своей внешности, любящий нехитрые развлечения, невероятно добродушный и искренний, считающий, что уж если народ (в прямом смысле этого слова) платит деньги за билет, то его нельзя разочаровывать и необходимо показать ему то, чего он так ждет: супер-концерт.
Правда, здесь следует заметить, что днем раньше, после приезда в Москву, музыкант и его группа отыграли совершенно незапланированный "альтернативный" концерт: примерно до 5 часов утра посетители клуба "Китайский Летчик Джао Да" наблюдали, как Ману Чао пил, курил и, разумеется, пел (в том числе - "Гуантанамеру" и песни из репертуара King Crimson) в компании с Дмитрием Дибровым, Александром Чепарухиным и другими представителями московской богемы. В итоге музыканты проспали пресс-конференцию, которая должна была начаться за три часа до концерта. Однако вечером в Горбушке группе ничто не помешало развернуться на полную катушку.

Такое впечатление, что в этот вечер все присутствующие в Горбушке зрители в один миг оказались пассажирами того самого пиратского корабля, на котором в свое время Ману путешествовал с концертами по побережьям Тихого и Атлантического океана. За два с половиной часа концерта на сцене светило палящее африканское солнце, лили проливные дожди южноамериканских джунглей, пенились океанские волны и дули прибрежные ветра: Ману своей музыкой в этот промозглый дождливый московский вечер делал погоду в Горбушке.
В один миг публика оказывалась в джунглях Эквадора, затем с легкостью переносилась в африканские саванны, потом прогуливалась по площадям Барселоны и Парижа, шествовала в бразильском карнавале, и нежилась на веселых пляжах Ямайки. Под ритмы ска, даба, реггей, фламенко, рокабили, босса-нова и невероятного смешения всевозможных этнических мотивов или того, что просто зовется Patchanka. В этот день Ману был Туром Хейердалом, Жаком Кусто, Сенкевичем для трехтысячной толпы, возжелавшей отправиться в музыкальное путешествие по странам и континентам вместе со своим неповторимым проводником.
C невероятной легкостью Ману и его отряд из семи человек "взорвали" зал, наполнив сердца всех присутствующих на концерте своей лучистой жизнерадостной энергетикой и сознанием того, что те хотя бы на минуточку стали счастливейшими людьми на земле: без забот, неприятностей, чувства тревоги и неопределенности. Толпа "зажигала" в едином безумном порыве вместе с музыкантами, и, несмотря на дикий накал страстей, никаких эксцессов и даже намеков на них среди собравшихся не было. На самом деле, группа объединила своей музыкой всех: великовозрастных снобов, пестро одетых подростков, подвыпивших аборигенов, резвых иностранных гостей столицы, - короче, всех, кто пришел засвидетельствовать свое почтение "королю бонго". Вместе с Ману подняли народ на уши залихватская банда Think Of One (аналог нашего Ленинграда, только без матюгов и вообще слов), разогревавшая народ в фойе; потрясающий чернокожий эм-си-растаман BG, спевший вместе с Ману львиную долю репертуара, угрюмый, смахивающий на Генри Ролинза, татуированный басист, оказавшийся, вдобавок, еще и неплохим диджеем; и великолепный виртуоз-гитарист, попросту рвавший зал своими изящными переборами.

Первые полтора часа концерта пролетели в невероятном темпе: не давая разгоряченной публике расслабиться, Ману сотоварищи, стуча микрофоном в грудь, исполнили почти все песни раза в полтора быстрее, заставляя фэнов ломать язык, перебирая англо-франко-испанские слова. Простенькие с виду, нарочито небрежные мелодии в живом исполнении звучали невероятно энергично,- в меру тяжело и очень профессионально.
Спустя некоторое время, народ стал получать периодические передышки, наслаждаясь балладами, а потом опять - с еще большим энтузиазмом - пускался в пляс. Некоторые из вещей повторялись дважды (а рефрен из Radio Bemba - даже трижды), но измененная интонация превращала их в практически новые, не сразу узнаваемые, композиции. Толпа пела вместе с Ману "Clandestino", "Desaparesido", "Bingo Bong", "Tijuana", "Dia Luna... Dia Suelo", "Me Gustas Tu", с легкостью подхватывая незнакомые вещи на различных языках, словно это был ее родной язык. Под запись голоса команданте Маркоса зал в едином порыве вскидывал руки и скандировал.

Музыкант несколько раз уходил и возвращался на бис, с новой силой разжигая своими нереальными вибрациями огонь в сердцах поклонников. Он окончательно покинул сцену лишь тогда, когда понял, что народ уже полностью обессилел,- сам выложившись без остатка. Но и после этого концерт не закончился: зал превратился в огромную дискотеку, где море людей устало волновалось еще добрый час.

На следующий день после концерта Ману дал пресс-конференцию, на котрой представил своих музыкантов:
Manu Chao: - Гамбит - бас, он же ди-джей, самый большой челоек в группе; Давид на барабанах, Жерар на перкуссии, и он же был рэппером, Хулио - на сэмплере и клавишных, BG - символ группы, он родом из Гвинеи, наш второй певец. Мажит - гитарист, Илия - аккордеон, Чуко - звук, Гийом - свет.

Сидящий перед толпой журналистов живчик выглядел свежим, глаза его лихорадочно блестели. К тому моменту это был третий день бодрствования и песен. Сколько же он вообще может петь без остановки?
Manu Chao: - Я не знаю, я не помню... иногда мы все-таки должны отдыхать. Безусловно, мы очень любим играть музыку, любим выступления: мы - музыканты, и наша главная страсть - это музыка. Один спит, другой поет, потом, когда этот, первый, просыпается, начинают петь оба... это клево.

Тема беседы музыканта и прессы вертелась преимущественно вокруг его убеждений и взглядов на общественно-политическую обстановку в мире. Будучи космополитом до мозга костей и активным участником нескольких партий и движений, Ману Чао, тем не менее, не заморачивается на терминах и определениях: его ведет интуиция, и вопросы типа "Правда ли, что Вы - антиглобалист?" он встречает вопросительным взглядом.
Manu Chao: - Это слишком пафосное слово. Я не знаю, являюсь ли я антиглобалистом, или нет, в олном я уверен - что если мы позволим миру двигаться в том направлении, в котором он двигается сейчас, и если мы позволим тем, кто управляет внешнемировой экономикой, двигать мир в этом же направлении, мы придем к коллективному самоубийству. Я чувствую себя частью движения, котрое говорит "нет" этой сумасшедшей системе.
Звуки.Ru: - Вы говорите, что Вы - против того. чтобы отдать управление миром людям, заправляющим мировой экономикой. Но кому бы Вы доверили это управление?
Manu Chao: - Это очень большой вопрос. Я считаю, что очень трудно найти ответ на него даже в рамках одной страны: я не политик и не экономист. Я отношусь к этому не столь глобально, считая, что вы можете изменить жизнь на уровне вашего райончика, и это может делать каждый.
Мир для Ману - не полярен. Он - бесконечно многомерен и разнообразен, и в этом разнообразии постоянен,- такая singularia taintum. На вопрос "Вы поселились в Барселоне, стоящей на стыке французской и испанской культуры, для того, чтобы черпать культурную энергию двух стран?",- он отвечает:
Manu Chao: - Я живу в Барселоне потому, что мне нравится район, в котором я живу. Мой район - настолько разнообразный, в нем столько разных вещей и влияний... это, конечно, и каталонская культура, и галиция,- я наполовину галисиец, пакистанцы, североафриканцы... То, что мне нравится в моем районе,- что там живет множество людей, представляющих самые различные культуры всего мира. Это не только французская и испанская культуры.
Музыкант излучает одновременно и уверенность в том, что делает сам, и неуверенность - в окружающем мире:
Manu Chao: - Музыка - это часть моей жизни. Я не знаю, как бы я жил иначе, если бы я не делал музыку. Как я пел в jlyjq своей песне, я потерян в мире. Но с музыкой я каждый день открываю нечто новое.
Свои социально-политические взгляды Ману распространяет без истовости фанатика, но говорит о них с удовольствием:
Manu Chao: - С самого начала тот импульс, то послание, которое я нашел в идеологии запатистов, были мне близки. Вчера во время шоу мы использовали голос команденте Маркоса. Мы включаем эту запись в любое шоу, которое мы исполняем в мире. Голос, который исходит от запатистов - это голос достоинства. Они не борятся за власть, они борятся за достоинство. Мы очень давно общаемся с ними по e-mail, и часто выступаем для них бесплатно. Чем дольше это сообщество существует, тем дольше оно нуждается в помощи. Запатисты хотят, чтобы к ним прислушались. И я стараюсь помочь им.
Между тем, Ману не отрицает, что популизм идет во вред любому движению.
Manu Chao: - Сейчас - время, когда многие люди потеряны, они не имеют работы, они не верят в политику. Поэтому это идеальное время для популистов. Это самая сложная проблема.
Звуки.Ru: - Вчера на ваш концерт собралась удивительная публика. Это были персонажи словно из эпохи хиппи: большей частью абсолютно окрыленные и довольно бедные. Как вы добиваетесь того, что к вам тянутся именно эти люди,- и что, с вашей точки зрения, их притягивает в вашей музыке?
Manu Chao: - Я - музыкант, я играю для всех, я не пытаюсь играть для той или иной публики. Но я уверен, что по-настоящему бедные люди вчера не были на концерте. Конечно, каждая страна - разная, в каждой стране концерты - совершенно особенные. Я всегда говорю, что не бывает хорошей публики и плохой публики,- бывает хорошая группа и плохая группа.
- Почему вы играете одну и ту же песню несколько раз?
Manu Chao: - Разве?! Может быть, это влияние водки... А, да, мы играли пару раз Radio Bemba. Каждый раз, когда мы играем песню или записываем ее в студии, особенно после того, как покурим травки, мы делаем сразу несколько версий, но не знаем, какая из них лучше. Вы сами можете выбрать, какая версия вам больше нравится.
Одна из присутствовавших на вечере дам поинтересовалась, откуда в концерте был использован сэмпл с русским текстом. Выяснилось, что это - кусочек трека со старой "сорокопятки", которая хранится у Ману еще с детства,- часть отцовской коллекции пластинок. Он часто старается разнообразить живой саунд компьютерными "звучками".
Manu Chao: - Мой способ делать музыку - делать ее так, будто ты являешься ребенком. Сейчас техника очень развита, появилось очень много новых механизмов и синтезаторов, которые производят разные звуки, и когда я захожу в такие студии, я думаю: "да, наверно, эти люди счастливы, потому что у них такой арсенал". Но потом я вижу, что эти люди - потерянные, поскольку они не знают, какой же эффект или звук им использовать. Я люблю использовать такие маленькие звучки, с ними песня выглядит интереснее.
Звуки.Ru: - Что для Вас может стать толчком к сочинению новой песни?
Manu Chao: - Все песни - это такие хорошие случайности. И для меня это совершенно обычный опыт - работать со случайностью. Мне кажется, что случайности, то, что делается как бы вскользь,- это главный двигатель моего творчества. В западном мире, в Европе - превалирует такая точка зрения, что если случается чего-то, чего ты не ожидаешь,- то это обязательно плохо. Для меня - все наоборот: всякая случайность - позитивна.
По поводу дискотеки, устроенной группой после окончания концерта, музыкант развил целую теорию, которую стоило бы взять на вооружение концертным агентствам:
Manu Chao: - Я думаю, что живая музыка и DJ-сеты - это просто разные пути сделать людей счастливыми. Но вот что мы не любим, так это консервативную организацию рок-концертов: когда группа заканчивает играть и всех выгоняют из зала. Я считаю, что это нормально, когда люди могут продолжить танцевать прямо тут же, не задумываясь, куда бы отправиться на вечер. Если вы уже здесь, то зачем идти куда-то еще потусоваться? Все могут продолжить добирать свой кайф прямо на месте.
В Москве музыканты практически не успели инчего посмотреть. Сначала пили, потом - пели... Да и времени было мало.
Manu Chao: - Нехватка времени - это самая большая проблема, когда ты путешествуешь. Когда ты в первый раз в Москве, это глупо - ложиться в 12 часов: хочется увидеть побольше. Мы понимаем, что 2 дней недостаточно, чтобы увидеть все. Поэтому хотим бодрствовать как можно больше времени. Хотя увидели мало. Но выпили много водки.
Но водка в Москве - это еще не самый экстремальный вид тура. Любые гастроли могут стать совершенно невероятным приключением:
Manu Chao: - Самая интересная авантюра была, когда мы играли концерты в Колумбии. Тогда по всей стране были отменены железнодорожные рейсы, потому что мафия фодителей грузовиков лоббировала свои интересы и потребовала отменить рейсы, чтобы заставить людей покупать ее машины. Эта мафия - это Дженерал Моторс. Это - как раз пример того, что люди, которые управляют этим миром,- совершенно сумасшедшие люди. Мы приехали в Колумбию, чтобы играть в сельской местности. И сейчас это - одно из самых лучших воспоминаний моей жизни. Сейчас это, может быть, даже еще хуже было бы, но тогда было очень трудно передвигаться по дороге.
Звуки.Ru: - Мы узнали, что Вас страшит. А что делает Вас счастливым?
Manu Chao: - Сама жизнь! название моего нового альбома - "Следующая остановка - Надежда". Этот мир настолько ужасен, что единственное решение - иметь надежду, и никогда не отступать, не уходить в отставку. И чем более это все становится сложным, тем больше приходится принимать решений. Но принимать решения в глобальном смысле, конечно, очень сложно. Можно принимать их на уровне своей повседневной жизни. Я очень люблю просто радоваться тому, что вот я сегодня ложусь спать, и я сегодня никого не оскорбил, никому не дал по морде,- и это уже клево.

На этом наше общение закончилось. Но Ману Чао сообщил, что ему понравилось в Москве, и шанс, что он еще раз заглянет сюда, довольно велик.
Мы ждем тебя, Ману, чао!

30.03.2009, Sunny & Murzak (ЗВУКИ РУ)

Группа MANU CHAO

Manu Chao в России полюбили сразу, с первых аккордов первых песен. Что-то очень близкое русскому слушателю скрывается в сдержанном, вкрадчивом веселье его музыки и практически непонятных нашему...

Дата образования:

2 октября 2000

Подробности из жизни:

Manu Chao в России полюбили сразу, с первых аккордов
первых песен. Что-то очень близкое русскому слушателю скрывается в сдержанном,
вкрадчивом веселье его музыки и практически непонятных нашему уху текстах.
Может быть, Куба? Не совсем. Вообще-то, Ману Чао родился во Франции, в семье
политических беженцев из Испании, и родился довольно давно - в 1961 году.
Первые 20 лет жизни, спокойно прожитые с родителями, привели к созданию первого
бэнда, вдохновленного панком и ритм-энд-блюзом. Однако визит Ману на
историческую родину, в Испанию, вскоре привел к смене названия группы на Hot
Pants, и появлению легкого крена в сторону латиноамериканских ритмов. Выпустив
один альбом, группа благополучно переродилась в следующий состав, Mano
Negra. В
течение пяти лет Ману писал песни для дебютного альбома этой команды. На
удивление, Mano Negra стали самым ярким музыкальным явлением, самым знаменитым
электрическим составом, когда-либо родившимся на противоречивой и разностильной
почве…

Далее... →