ВАГОНОВОЖАТЫЕ  "Мы стараемся не спекулировать на национальных моментах"

Антон Слепаков о "шароварщине", записи альбома "Wasserwaage" и концертах в России.

Антон Слепаков, лидер уникальной днепропетровской музыкальной формации ...и Друг Мой Грузовик, после распада своего прежнего коллектива в 2013 году создал новый проект Вагоновожатые. Изначально это был дуэт с харьковчанином Валентином Панютой из ещё одной культовой, но приказавшей долго жить группы Lюk. Позже к группе присоединился ударник донецкого коллектива DOK Станислав Иващенко. Группа заявила о себе двумя мини-альбомами, в которых привычный слог и стиль Слепакова неожиданно соседствовали с ломаной и агрессивной электроникой. Недавно вышел и долгожданный лонгплей, который был презентован и на Звуках. Мы связались с Антоном, чтобы поговорить о "шароварщине", записи альбома "Wasserwaage" и возможности гастролирования трио в России. Кроме того, этим интервью мы открываем серию материалов "ЗВУКИ.UA" - беседы с яркими представителями украинской музыки, следить за динамичным развитием которой последние годы крайне любопытно.

Звуки: Дебютный альбом "Вассерваага" готовился довольно долго. Оправдал ли полученный результат ваши ожидания, чем вы довольны и чем недовольны на этой пластинке?
Антон: В принципе, довольны всем. Если бы не были, то нашли бы возможность что переделать и исправить. Хотя, некоторые исправления и были - например, "Упасть с тандема" вышла на альбоме в пересведенной версии. А так, в принципе, нареканий к пластинке нет.
Звуки: Что тяжелее всего далось при подготовке этой работы?
Антон: Честно скажу, что такого вот ощущения не было, что что-то не удавалось. Просто мы сами, ну, или я сам лично и конкретно, на этапе записи-сведения допустили кое-какие технические нюансы, которые в следующих работах будем стараться избегать. В моём прежнем опыте звукозаписи голос записывался самым последним, то есть уже поверх готовых инструментов, каких-то соло, наложений и всего-всего-всего. А с Вагоновожатыми я, порой, записывался где-то в тишине, ну или поверх черновика с легким очертанием трека. Из-за этого было кое-где эмоционально сложно почувствовать всё произведение целиком, в следующих записях этот аспект нужно будет учесть и избегать. Просто в электронной музыке столько всяких нюансов: эти midi-дорожки, которые постоянно меняются, наложения, которые могут быть отредактированы в самый последний момент… Тут я выступаю как человек больше старой закалки, ведь большинство альбомов Грузовиков записывалось ещё на плёнку, которая фиксировала игру всех вместе, одновременно записывала ритм-секцию. Так что кое-какие вещи для меня были… Ну, новыми, что ли. Но сильно они не помешали – во всяком случае, это не ощущается на готовом результате.
Звуки: Насколько я знаю, Алякринский пишет всех только живьём, собственно, как и было с альбомами Грузовиков.
Антон: Да, он принимал участие в записи всех альбомов начального и среднего этапа группы, и об общении музыкантов с этим человеком можно написать целую книгу. Лично я очень рад, что первые два EP Вагоновожатых сводил именно он.

Звуки: Нет некоего чувства недовольства, что Вагоновожатые оказались на слуху благодаря синглам про "Восстание ватников" и "Хунты Хундертвассер", которые легли в повестку дня? Всё-таки, как мне казалось, история с Грузовиками намеренно была не про актуальность, возможно, поэтому группа и существовала в статусе "широко известной в узких кругах".
Антон: Ну, Грузовики существовали в мирное время, всё-таки… Хотя песни Грузовиков и Вагоновожатых в принципе написаны одним человеком, и это слышно. Прежде было более мягкое и пацифистское время, когда все были больше заняты собой, хотя… если вы слышали альбом НеГрузовиков, там тоже были схожие темы: "Лицо-контроль", "Патриот", "В себе", "Не буду мамой"… Для меня это песни одного порядка с "Восстанием ватников" и "Хундертвассером". С этими двумя вещами такое дело: слова "ватники" и "хунта" вне остального контекста сильно заезжены в сети. И любое их поминание всуе уже притягивает налипание такого негативного конгломерата из сетевых троллей и прочих. И, конечно, эти песни шагнули далеко – дальше нашей привычной субкультуры, в которой мы держимся. Но менее близорукие люди видят в этих песнях не просто некую сиюминутность, а вечные темы, которые существовали всегда и, к сожалению, до сих пор существуют. На счастье, у нас есть масса других композиций. Мне кажется, мы вовсе не группа одной песни – как минимум, нас слушают весь остальной концерт, и отклик чувствуется и в других композициях тоже, поэтому для беспокойства поводов нет. Да и у меня богатая практика отправления надоевших песен в этакий демисезонный шкаф. Если нам эти песни надоедят, мы почувствуем, что нас ждут конкретно только из-за них, а не за всё творчество в целом, то мы на какое-то время, а то и навсегда, готовы с ними расстаться.
Звуки: Помнится, ...иДМГ тоже предпочитали играть живьем именно новые композиции известным хитам.
Антон: В нашем случае "хиты", конечно, было весьма условным понятием.

Звуки: В одном из интервью вы говорили, что конец 80-х - начало 90-х было таким временем, когда "не заниматься музыкой было нельзя". Украинская музыка сейчас переживает сейчас волну подъёма, частью которой являются и Вагоновожатые - сейчас тоже такое время?
Антон: Время сейчас совершенно другое, конечно… Мне эти временные промежутки совсем не кажутся похожими, чтобы проводить какие-то параллели. Тогда казалось, что все СМИ - самиздатовские и прочие фэнзины, - провозгласили рок-центрами тогда ещё Союза Москву, Ленинград, Свердловск, Омск, а к украинской музыке относились как к чему-то экзотическому. Я не чувствовал, что к ней относятся серьёзно. Скорее как к юмору, к шутке – это и к Воплям Видоплясова относилось, и к Братьям Гадюкиным, которые тогда тоже были на слуху. А сейчас бум украинской музыки – это внутренняя история. Нет, она может быть конкурентоспособным продуктом, если применить это эфемерное словосочетание. На любом иностранном европейском фестивале, кажется мне, эта музыка вполне могла бы быть благосклонно принятой, потому что сделана по европейским образцам, вот как-то так всё усреднилось. То бишь, я слышу массу молодых украинских коллективов, про которые, если бы я не знал, что они родом с Украины, подумал бы, что они из Дании, Чехии, а то и, чем черт не шутит, с окраины какого-то английского города. А пару десятилетий назад просто не было хорошей аппаратуры, всё это было сделано на каких-то кулибинских вариантах гитар, самопальных примочках, был специфический саунд, и, конечно же, очень ощущалось, что вся культура была за железным занавесом. Если сейчас подростки и молодёжь могут воспитываться на хорошей музыке, то тогда всех невольно взращивали ВИА и то остальное, что показывалось по телевизору. Совсем немножко что-то проникало из запрещенной культуры к юношам и девушкам, из-за чего, например, могли бы вызвать к директору школы… Это был такой квази-эрзац, дающий абсолютно непредсказуемый результат. Конечно, были и самородки, которые умудрялись на этом всём плохом-самопальном создавать мини-шедевры. Но всё равно это было совершенно другое направление развития.

Звуки: Был прошлой весной в Киеве на инди-фестивале как раз таких проевропейских молодых местных групп. Народу было очень немного, в то время как на использующей народные инструменты и фолковые мотивы Onuka сейчас всегда биток...
Антон: Ну, по той информации, которой обладаю я, у неё только несколько вещей фолковой направленности, а больше у неё в музыке всё-таки интернационального. Так же и у нас - если что-то проскакивает, то мельком. Мы стараемся не спекулировать на подобных моментах, во-первых, есть музыканты, которые делают это гораздо интереснее нас, а во-вторых, мы стараемся это использовать только в самом крайнем случае, когда нам это кажется крайне уместным. Есть большая опасность свалиться в лубочную часть культуры, мы это называем "шароварщиной". То бишь, использовать лишь бы какую этническую составляющую, только чтобы показать, какой ты из себя модный украинец. Это действительно нежелательно.

Звуки: Помимо альбома у вас вышла работа "Стишение обстоятельств" - расскажите, как получился этот проект.
Антон: Релиз возник достаточно спонтанно, так как группа Вагоновожатые сейчас приписаны к Киеву, двое из участников живут там, а я продолжаю жить в Днепропетровске, но часто бываю и по музыкальным и не по музыкальным делам в столице. Поэтому несколько раз в месяц стабильно нахожусь в поездах. А в поезде у тебя масса свободного времени, ты можешь книжки читать, конечно, смотреть фильмы, но я поймал себя на мысли, что ко мне лезут в голову какие-то строчки. Сначала я старался их обратить в какие-то юмористические стихи, оды поездам, которые нас везут, например, как в треке "Hyundai", потом стали появляться более серьёзные вещи, какие-то личные штуки... Таких набралось за год-полтора достаточно. И почему-то у меня возникла такая идея записать это всё в качестве аудиокниги. Обычно я записываю свои слова и песни, когда уже есть какая-то дорожка, как мы уже упомянули, а тут наоборот – я сначала записал все эти тексты в форме диктофонной начитки, а потом друзья, знакомые и прочие сочувствующие люди, послушав это, могли подложить под эти стихи какой-то фоновый трек. Потихоньку я стал рассылать черновики тем, кто у меня есть во френд-листе, с кем-то встречался лично. Кто-то сразу откликнулся, кто-то раскачивался долго. У кого-то пришлось буквально выпрашивать получившуюся запись, а от работы с кем-то и вовсе пришлось отказаться из-за занятости человека или отсутствия должного интереса с его стороны. В результате, я-то думал сделать всё быстро, летом, когда релиз Вагоновожатых ещё только сводился-мастерился и был в работе. Но тот факт, что было задействовано более двадцати человек, растянуло процесс надолго. Мне не хотелось смешивать в кучу все релизы, тем более, что "Стишение" я прямо-таки за релиз и не считаю – домашний такой альбом, внутренний. Вот и вышел он только в декабре. Большинство треков, как мне кажется, получились очень хорошими. Есть более спорные вещи, есть нечто неожиданное, но слушать мне его достаточно приятно, да и многие слушатели хотели послушать отдельно стихи, поскольку известная всем часть моего творчества – это, конечно, то же самое, но ближе к песенной форме. Здесь же превалирует форма стихотворная.

Звуки: Понимаю, что это спрашивают все, тем не менее - российские артисты приезжают в Украину крайне выборочно, украинские же артисты практически закрыли для себя поездки в Россию. Есть точка зрения, что культурный обмен должен быть вне политики, а есть мнение, что наоборот - вы, в этом случае, за что? Насколько я помню, Вагоновожатые должны были отыграть в Москве, но отменили своё выступление.
Антон: Да, в то время мы ещё вели переговоры, действительно надеялись, что как-то всё это уляжется-устаканится, но, к сожалению, ситуация зашла так далеко, что в данный момент наш концерт на территории России невозможен. Практически в каждом интервью звучит этот вопрос, но ничего нового я сказать вам по этому поводу не могу.
Звуки: Что можете пожелать или посоветовать свои российским слушателям? Безотносительно концертов.
Антон: Многие российские слушатели, к слову, добираются на наши концерты. Приезжают в Киев, в наших пабликах многие пишут, что поедут в Минск, когда мы будем выступать там. Кто-то доезжал, когда мы весной прошлого года играли в Хельсинки – главным доезжающим был Женя Фёдоров из Zorge. Поэтому я вижу, что интерес к Вагоновожатым есть, поскольку мы новая группа для России, ни разу там не играли. Не знаю, чего сказать такого персонального именно российским слушателям… Они для меня такие же слушатели, как и из других стран, если любят наше творчество, находят грани понимания с тем, что мы говорим и чувствуем, о чем переживаем, какие раны и нарывы нами затронуты. Поэтому мы продолжаем находиться с ними в диалоге, в каком-то резонансе.
Звуки: Границы не закрыты, в общем. Кому надо – тот доедет.
Антон: Ну конечно. Вы же сами говорите, что были в Киеве весной. Наши друзья приезжают к нам, мы продолжаем общаться, очень много близких по обе стороны, скажем так, этой истории. Окно для диалога всегда открыто.

Вагоновожатые
23 апреля - Киев, Atlas
8-10 июля - Киев, ВДНХ, фестиваль Atlas Weekend

25.01.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ВАГОНОВОЖАТЫЕ - свежие публикации: