НАГРАДА  РекордЪ-2002: любить по-русски

Подбив годовой баланс, представители музыкальной индустрии наградили премией РекордЪ тех, кто продал нам в минувшем году больше всего дисков и заставил нас прослушать больше всего песен. Лидируют Тату, Gorillaz, Сплин и Rammstein...

Две премии были вручены 15 мая деятелям российского шоу-бизнеса. Обе они знаменуют собой успех последних на трудно, но неуклонно развивающемся легальном коммерческом рынке. Подбив годовой баланс, музыкальная индустрия награждает тех, кто продал нам больше всего аудиопродукции и заставил нас прослушать больше всего песен по радио.
С утра премию IFPI Platinum Europe Award получила группа Тату: таким образом был отмечен один миллион проданных копий нового альбома детского дуэта. Девочки счастливы и обещают "держать марку". Компания Universal тоже счастлива - и обещает делать все в дальнейшем "еще грязнее и сексуальнее".
Необходимо отметить, что Тату стали первыми музыкантами из Восточной Европы, получившии награду IFPI (International Foundation of Phonogramm Industry). Оказалось, что из всего, что поется и играется в России, на рынок массового поражения почему-то способны выйти только две юных поганки. Из этой истории можно было бы сделать великолепный заголовок для желтой прессы: "Индустрия награждает девочек-лесбиянок". Но давайте не будем забывать, что победа случилась благодаря нам с вами: как выразилась одна из героинь вечера - "народ голосует рублем". Основанием для присуждения победы служат исключительно отчеты о числе проданных копий альбомов. Выводы? - Слишком плоскими получаются выводы.

Итоги вручения (позже вечером) премии РекордЪ-2002 все же вселяют надежду: в некоторых номинациях, некогда плотно оккупированных поп-музыкой самого простецкого пошиба, стали проглядывать в числе номинантов - а то побеждать - весьма пристойные проекты, в любви к которым не стыдно признаваться. Медитируя над этим явлением, постараюсь попутно поведать и о ходе церемонии. Благо он (ход) этого достоин. Ко всему прочему, на освещение праздника в критическом стиле представителем организаторов - главой Intermedia Евгением Сафроновым - мне была выдана индульгенция, и я твердо намерена ей воспользоваться.

Церемонию награждения, состоявшуюся в концертном зале "Космос", мужественно вели актеры Юлия Рутберг и Анатолий Лобоцкий: развлекали аудиторию, шутили сплеча, и, словно Александры Матросовы, закрывали собой амбразуры, то и дело возникавшие в программе шоу.

Все участники и гости премии были предупреждены, что на вечере будет вестись телесъемка для канала ОРТ. Поэтому звучные журналисты не особо удивились тому, что шоу началось для них с экрана монитора, стоявшего посреди партера. На монитор оператора в качестве заставки транслировался аппетитнейший бюст, обрамленный мехами и перьями. Источник бюста восседал на первом ряду рядом с Артемом Троицким, не ведая о том, что поднимает настроение (офицеры, молчать!) снимающей и пишущей братии в зале.

Начало церемонии было помпезным и красочным: обязательный кордебалет от ансамбля танца "Тодес", сопровождавшийся трансляцией мужественного клипа, бравурная мелодия и псевдоантичные колонны.

Первая номинация - "Альбом классической музыки" - была объявлена Любовью Казарновской. Оперная дива вручила приз нашим старым и любимым партнерам,- компании Manchester,- за диск Сергей Цацорин: "Бах. Знаменитые органные произведения".
В качестве подарка победителям прима исполнила арию Леоноры из оперы Верди "Сила судьбы".

"Зарубежный дебют года" получили наши любимцы Gorillaz, обставившие со своим одноименным альбомом не кого-нибудь, а Dido и D-12.
Принимая из рук главы IFPI награду, представительница EMI/S.B.A/Gala Records Ольга Леонтьева отметила "непредсказуемость музыкальной индустрии, где даже кучка рисованных придурков может стать мировыми звездами". Это не непредсказуемость, Оля. Это реальный успех, в котором группе незаслуженно отказали на родине, не дав приматам ни одной статуэтки Brit Awards. Русская публика оказалась более благодарной.

В категории "Зарубежный альбом года" лидирует Rammstein - 'Mutter' (Universal). И в этой категории выбирать также было из чего: позади остались Gorillaz... и "тяжелое наследие прошлого" - Modern Talking.

"Зарубежным cборником года" объявлена актуальная танцевальная компиляция 'Eurodance' (BMG).

"Лучший Детский репертуар" был представлен в минувшем году на сборнике "Разные исполнители - '77 Лучших песен для детей-1'" (Twic/Lyreс).
Вручал ее уже упомянутый нами Артемий Троицкий, сопровождаемый не менее упомянутой крашеной блондинкой, изображавшей, как выяснилось, Мэрилин Монро. Легкое несовпадение темы номинации и вида премирующих было, на самом деле, тонким ходом: ведь по всем правилам получить эту премию должны были рано повзрослевшие Тату. Им досталась следующая премия - "Дебют года" (за все тот же за альбом '200 по встречной').
Предваряла номинацию Лариса Долина, спевшая версию русской народной песни "Я в садочке была". Заскучавшая было публика без особого воодушевления похлопала певице, после чего все пошло кувырком: Рутберг объявила, что из-за технических неполадок песню придется переписать. То есть, прежде всего, перепеть и перехлопать. Прекрасная Лариса вышла на сцену вновь, и то ли от усталости, то ли от озорства решила "поджазить". Новая, более раскрепощенная версия песни неожиданно "заиграла", и после ее исполнения зал аплодировал уже с абсолютно искренним восторгом.

"Синглом года" признана ария Витаса из - 'Оперы номер 2' (Real Records). Витас был единственным исполнителем, который вышел на сцену за наградой. Нормальным человеческим голосом поблагодарив всех и особенно - свою выпускающую компанию Real Records, певец ретировался и петь не стал.

"Альбом года" произвела в минувшем году группа Дискотека Авария. Произведение 'Маньяки' досаждает нам с утра до вечера, так что показатели продаж являются, похоже, следствием гипернавязчивого промоушена. "Сборник года" также пестрит именами поп-сцены: это "XXXL 6" ('Монолит'). Долженствовавший вручать обе эти номинации первый вице-президент Российского Фонда Культуры Кирилл Воробьев где-то предусмотрительно потерялся и на сцену не вышел, так что культура осталась незапятнанной.

Зато номинация "Отечественный радиохит", основанная на рейтингах ротации отечественных радиостанций, утешила: конечно, не полная альтернатива "на коне", но и не стопроцентный попс. Поздравляйте Сплин, оторвавший награду за "Мое сердце". Зарубежным радиохитом названа песня Робби Уильямса 'Supreme'. Альбом, с которого была взята эта песенка, напоминаю, носит говорящее название.

В перерыве между вручением статуэток слушатели услышали очароательный дуэт Алены Свиридовой и Сергея Мазаева, а также не услышали Анжелику Варум и Леонида Агутина. Звездная пара появилась на сцене лишь после беспорядочного пения и последовавшего за ним дубля группы Премьер-Министр в сочетании с Алексеем Глызиным и автором их одномерного опуса Чайкой, банально завалившей свое выступление по причине нескоординированности и неумения "блюсти лицо". Забыв за кулисами сначала Глызина, а потом микрофон, группа растерялась и выглядела бледно. Но и второй дубль ситуации не спас. Чует мое сердце, что на "Евровидении" (где, как рассказывают бывалые акулы шоу-бизнеса, часты намеренные "подставы") группа будет смотреться и звучать от силы на порядок лучше. А это означает позорный провал. Господа, учите матчасть!

Последней наградой церемонии стала cпециальная номинация "Мегарекордъ", вручаемая артистам, продавшим в течение всей карьеры более 10 млн. копий дисков. Мастодонтом Года стал заслуженный и народный певец Юрий Антонов. Мэтр отечественной эстрады не преминул сообщить, что продал почти 50 миллионов копий, и спел свой шлягер 1967 года "Нет тебя прекрасней" ("Не умирай, любовь").

А теперь - послевкусие. Давайте поразмыслим: отчего казавшиеся непоколебимыми фаворитки бала - Земфира и Пугачева - не промелькнули в этом году даже в числе финалистов? Допустим, каждый мейджор стал после вручения церемонии обладателем одной статуэтки. Но почему Real предпочел получить ее за Витаса, бросив все силы на раскрутку его дебюта? Предположим, за альбомы нашим гранд-дамам премии получать еще рано (вышли они недавно, продажи идут) - но ведь обе мегазвезды выпустили по крепкому синглу! Возможно, сингл Аллы Борисовны действительно не ахти какой удачный - но ведь "Траффик" в результате промо-кампании у слушателя только что из ушей не лез. А побеждает в итоге значительно более экономно поданный Витас.
Как ни тяжело это констатировать, но в этом году для "девочки-звезды" прозвучал первый тревожный звоночек. Видимо, публика все же почувствовала некоторую двойственность новой Земфириной работы, испугавшись постоянно возносимого во всех пресс-релизах и ангажированных публикациях "взросления" своей любимицы. И не "проголосовала рублем".
Зато для публики, похоже, наступают блаженные времена - в Россию постепенно приходит мода на мейнстрим, который приятно держать на полке. А это дорогого стоит: западные хиты минувшего года задали высокую планку всей отечественной музыкальной сцене. Именно от производителей и дистрибьюторов зависит, поддержат ли они эту замечательную тенденцию.

30.03.2009, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)