David BOWIE  Сияние звезды

О последнем альбоме Дэвида Боуи и смерти великого музыканта.

2013-ый. Он вернулся. Вернулся после десяти лет молчания. ”The Next Day” хоть и был излишне правильным и прилизанным альбомом, принес нам славную весточку о том, что Дэвид Боуи, главный хамелеон рок-н-ролла, жив и по-прежнему пишет хорошую музыку. Отдельно тогда на ”The Next Day” выделялась песня "You Feel So Lonely You Could Die", которую мы без лишних раздумий записали в разряд "лебединых". Грустный, но жизнеутверждающий гимн от музыканта, посетившего веселый праздник жизни, чтобы попрощаться. Так думали многие. Так позволял думать сам Дэвид.

И продолжал гнуть свою видимую невооруженным глазом линию. Годом позже Боуи выпустил бокс-сет с ретроспективой своего творчества, "Nothing Has Changed". Казалось, он хотел раз и навсегда поставить точку, чтобы не возникало больше вопросов. Все решено и все сделано, пора с концами уйти на покой. Мы снова поверили, пока не наступил ноябрь 2015-го. Слухи о новом альбоме, громогласные заявления анонимных источников, обещанный релиз в день рождения музыканта… И ведущий сингл "Blackstar", мистический и обескураживающий, словно напоминание от Боуи, что экспериментаторский дух он никогда не терял. Просто ждал подходящего момента, чтобы дать ему волю. И мы подумали, что Дэвид, несмотря на все проблемы со здоровьем и преклонный возраст, готов и дальше творить чудеса, на этот раз обскурные и откровенно пугающие. Мы начали всячески интерпретировать лирику музыканта, безумные события в клипе, говорили ровно все, что приходило в голову. Ответ был перед глазами, но мы не хотели его признавать. Собирали паззл из неподходящих фрагментов. Решали уравнения с неверными формулами. А недостающая часть загадки вскрылась 10 января 2016 года, когда мы узнали, что Дэвид Боуи умер. Он боролся с раком на протяжении полутора лет. Увы, безуспешно.

"Blackstar" - не продолжение триумфа, а осознанный реквием Боуи самому себе. Без прикрас, без потусторонних масок и персонажей, которых Дэвид с лихвой выдумывал десятилетиями. Без лишних метафор, без напускного пафоса и бесполезной в такие моменты сентиментальности. Иначе говоря, без лишних деталей. Это финальная исповедь великого музыканта, попытка поставить точку перед неизбежным концом.

Боуи, уже ставший бессмертной легендой рока, заслуживает признания и сейчас. Хотя бы за то, что отдал свои последние силы на главное занятие его жизни - музыку. Даже если бы "Blackstar" не оправдал ожиданий, мы бы были не в силах судить гения. Но гений есть гений - заключительный альбом Дэвида Боуи бесподобен. И причиной тому даже не смерть музыканта, а его безупречное умение жонглировать музыкальными направлениями, смелость, отсутствие компромиссов и невероятная харизма. Вот только воспринимать "Blackstar" в отрыве от произошедшего не выйдет: кончина Дэвида Боуи стала частью искусства, как он этого и хотел.

Для записи альбома Боуи привлек лауреата "Грэмми" Донни Маккаслина и его джазовый коллектив, создатель лейбла DFA и группы LCD Soundsystem Джеймс Мерфи также приложил руку к прощальной пластинке. Продюсером "Blackstar" выступил давний друг и коллаборатор Боуи - Тони Висконти. Именно он первым поделился с прессой сведениями об альбоме: оказалось, что Дэвид и Тони вдохновлялись работами Кендрика Ламара, коллектива Death Grips и электронного дуэта Boards Of Canada. При записи команда попыталась избежать веяний рок-н-ролла, что действительно чувствуется на протяжении всех сорока минут "Blackstar": Дэвид будто бы бежал из привычной ему гавани под угрозой природного бедствия. Итог скрупулезной работы звучит как лучшие идеи Боуи из 70-х и 90-х под оберткой из мистики и эклектичного джаза. И лирика. Пугающая и притягательная одновременно. То, что до смерти Дэвида казалось очередным безумным экспериментом, на самом деле было последним словом. И прощальным подарком.

От встречи со смертью ("’Tis A Pity She Was A Whore"), потери жизнеобразующих категорий ("Girl Loves Me"), отношений с близкими людьми ("Dollar Days"), до прямолинейного признания болезни и ожидания грядущей смерти ("Lazarus") и уверенности, что место погасшей легенды займет легенда новая ("Blackstar"). Стоит лишь подивиться хладнокровию и выдержке Дэвида при написании песен к альбому, они выстраданы и вымучены артистом, это заметно как никогда раньше. Лирика альбома - все равно что демонстрация бесконечной мудрости и храбрости на пути в небытие. На такое способны единицы. Более того, Дэвид до последнего сохраняет человеческое лицо. Несмотря на то, что это представляется крайне тяжелой задачей в подобной ситуации.

Как бы это ужасно ни звучало, но именно со смертью Дэвида Боуи "Blackstar" раскрывается полностью. Все ответы на вопросы получены. Фанаты недоумевают, как можно упустить десятки намеков на скорую гибель кумира, тем более что большинство из них скрывались на поверхности. Смерть артиста случилась. Эмоциональная сила пластинки возросла до небес, и теперь уже совершенно непонятно, как не дать волю слезам при очередном прослушивании строк "Посмотри сюда, я на небесах, я покрыт шрамами, которые нельзя увидеть". Непонятно, как мы будем без самого обаятельного, монолитного, временами безумного и невероятно артистичного рокера, который постоянно менял правила игры в свою пользу. И уж тем более непонятно, мы плачем за потерю Дэвида от счастья, что он писал такую музыку, или от горя, что такого больше никто не напишет? Его творчество, его не постижимая уму магия остается с нами, но сам Боуи ушел бороздить просторы других планет и альтернативных реальностей. Ушел грандиозно, душераздирающе и красиво.

Альбом "Blackstar" вышел 8 января.

13.01.2016, Владислав ПАНФЕРОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
David BOWIE - Сияние звезды - ваше мнение о статье
  • Очень мощный аналитичный реквием. Написано не для галочки, мол, надо отметить рок-звезду, набросить клише-восхищения. Напротив, статья проникновенная, глубокая, эмоциональная и, что важно, точная в формулировках. Это -; честная журналистика от, похоже, зрелого музыковеда, который полностью в материале. Спасибо. Александр Шталтовный, Киев.
    Написал(a): Адм?н?стратор Ки?вблагоустр?й, 14/01/2016 12:55
David BOWIE - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье
Дата рождения: 8 января 1947
Место рождения: Brixton
Релизы:
2003 Reality
2002 Heathen
1995 Santa Monica '72

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

На дорожку – Ozzy OSBOURNE Оззи Осборн начинает прощальный тур с России. Альбомов больше не будет »»

Все такие внезапные – GIZMODROME Участники King Crimson, Police, Level42 и пианист Gizmo встретились в тудии и неожиданно для себя… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника21/09

1972 – В 1972 родился Лиам Галлахер (Liam Gallagher), вокалист группы Oasis  »»

Leonard COHEN (1934)

Jesse Ed DAVIS (1944)

Stephen Edwin KING (1947)

Don FELDER (1947)

Phil TAYLOR (1954)

Frederic BEIGBEDER (1965)

Ольга АРЕФЬЕВА (1966)

Faith HILL (1967)

Liam GALLAGHER (1972)

Lindsey STIRLING (1986)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить