INTERNET  KaZaa продвигает принудительное лицензирование цифровой музыки

Провайдерам предложено взять на себя оплату по лицензированию цифровой музыки. Кажется, они даже согласились...

Предложение вануатской компании Sharman Networks в законодательном порядке ввести принудительное лицензирование цифровой музыки за счет платы, взимаемой с провайдеров интернет-доступа, получило серьезную поддержку после того, как с позицией владельцев KaZaa Media Desktop согласилась телекоммуникационная компания Verizon Communications.

Принудительное лицензирование музыки впервые появилось в Соединенных Штатах, когда композиторы подали в суд на производителей роликов для шарманок и автоматических пианино за использование мелодий без соответствующих авторских отчислений. Тогда американский Конгресс принял постановление о запрете использования мелодии композитора без уплаты лицензионного взноса. Вместе с тем, композиторы в обязательном порядке должны были лицензировать свои мелодии всем, кому это нужно, по номинальной цене, установленной в законодательном порядке.

В тех же США сегодня такая схема существует в радиоиндустрии - владельцы радиостанций не должны связываться с обладателями прав для заключения договоров, им достаточно заплатить установленную Конгрессом сумму за воспроизведение песни. Сегодня такой же документ лоббируют для себя и интернет-радиостанции. В России принудительное лицензирование также является делом привычным, а схема отношений между обладателями прав и теми, кто хочет воспользоваться музыкой, определена законодательством.

Sharman Networks предлагает установить многоразовую лицензионную таксу на интернет-пользователей. За каждого подключенного пользователя провайдер должен будет отчислять $1 в месяц обладателям прав. Безусловно, такая схема требует доработки для учета лиц с несколькими аккаунтами и механизмов оплаты взноса. Подобный расклад утверждают в Sharman Networks, даст 2 млрд. долларов в год, что не может не нравиться музыкальной индустрии, годовые доходы которой в оффлайне составляют 30 млрд. долларов.

"Налоги" за потенциальное музыкальное пиратство сегодня приняты и в некоторых европейских странах. Так, в Германии такой таксой облагается каждый проданный привод CD-RW. Полученные деньги уходят музыкальной индустрии как компенсация за те потенциальные компакт-диски, которые клиент сможет записать на новом устройстве.

Предложение от владельцев KaZaa наверняка не обрадует провайдеров, особенно крупных. Так, компания America Online является крупнейшим провайдером в США с долей рынка в 33% и пользовательской базой в 25,5 млн., согласно последним исследованиям CyberAtlas. Это означает, что ежемесячно AOL придется "раскошелиться" на $25,5 млн., что наверняка вызовет нарекания руководства. С другой стороны, компании America Online принадлежит и лейбл Warner Music, т.е. какая-то часть денег будет возвращаться обратно в компанию.

Для технологических компаний, ввиду обострившейся законодательной борьбы музыкального и технологического секторов, подобное нововведение является одним из самых оптимальных способов решить проблему авторского права в Сети.

30.03.2009, Александр МОСКАЛЮК (ЗВУКИ РУ)