ПРАВО  "Самоконтроль рынка должен быть. Но сейчас его спускают сверху, директивно"

Новый закон о СРО - защита от мошенников или попытка монополизировать рынок?

Звуки продолжают следить за развитием событий вокруг принятия закона "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации".

Закон обяжет организаторов всех крупных коммерческих концертов создавать самостоятельно или вступать в уже существующую саморегулируемую организацию (СРО) численностью не менее 50 человек. Цена участия –150 тысяч рублей с участника. Из этих денег должен формироваться компенсационный фонд, который, по идее законодателей, будет выступать финансовой подушкой для рисков по отмене концерта или банкротства организатора (как пояснил финдиректор компании "Мельница" Алексей Мазур, речь идёт о дорогой страховке по отмене концерта, оформлять которую на каждое мероприятие – дело неподъемное).

Первое чтение законопроект уже прошел, и прошел при всеобщем молчании.

Если инициатива будет принята, то клубы и площадки свыше 400 кв.м. будут обязаны работать только с членами таких СРО – под угрозой штрафа в полмиллиона рублей. Лазейка в ограничении площади оставлена, чтобы не задушить окончательно мелкие концерты и промоутеров-частников. Но таким образом всех, не состоящих в СРО промоутеров, фактически вынуждают уйти с больших площадок. Как это отразится на наполненности залов – большой вопрос.

Стоит отметить, что в настоящий момент многие крупные концертные агентства встали "под знамена" некоммерческого партнерства "Союзконцерт", которое возглавляет организатор "Нашествия" и руководитель промоутерской компании C.A.T. Андрей Матвеев. Партнерство было создано по инициативе девяти человек - Надежды Соловьевой и Владимира Зубицкого (SAV Entertainment / Русский шоу-центр), продюсера Иосифа Пригожина, Евгения Финкельштейна (питерская компания PMI), Михаила Шурыгина (концертное агентство NCA), Дмитрия Богачева (Stage Enterneinment), продюсера Александра Достмана и композитора и продюсера Игоря Крутого. Позднее в состав "Союзконцерта" вошло крупное концертное агентство "Мельница". Таким образом, речь идет о консорциуме крупнейших агентств.

После принятия закона (в случае, если он пройдет второе чтение) "Союзконцерт" станет первым концертным СРО в России. Уже сейчас его численность превышает необходимый минимум в 50 человек. Фактически этот пул игроков выступает в роли рабочей группы для обсуждения нового законопроекта с другими участниками рынка концертных услуг.

В минувшую пятницу представители крупных промоутерских компаний (TCI, Мельница, Euro Entertainment, NCA и др.) и некоторые региональные организаторы мероприятий встречались в Москве, чтобы обсудить перспективы законопроекта и регламент. Звуки, пообщавшись с некоторыми участниками встречи и независимыми промоутерами, пришли к выводу, что принятие закона воспринимается всеми неоднозначно. Почти все наши респонденты указали на то, что текст законопроекта требует серьезной доработки.

Как вы относитесь к принятию законопроекта?

Эдуард Ратников (глава агентство TCI): Смотрю на это достаточно позитивно. Считаю, что это элемент светлого будущего, о котором мы мечтали, начиная нашу деятельность. Это поможет всем участникам деятельности работать в правовом поле, поднять стандарты качества для потребителя, артиста и всех вовлеченных в концертную деятельность. Мы задыхаемся от количества недобросовестных игроков рынка. Они доставляют много проблем людям своими отменами концертов, махинациями, обманами, неисполнением договорных обязательств. Здесь в Москве нам видно не многое.
Алексей Мазур (финансовый директор агентства Мельница): У нас выбора особого нет – нравится, не нравится, а придется и нам сделать. Никому это не нужно, по большому счету. Дополнительный контроль со всех сторон: отчетность дополнительная, бумажки, дополнительная нагрузка для организаторов.
Павел Камакин (промоутер клуба "16 тонн"): Этот закон написан под больших игроков. Если все это будет выполняться разумно, в этом есть смысл. Там есть много человеколюбия, направленного в сторону публики, посетителя. У него будет куда пожаловаться, будет организация, несущая ответственность. Это профсоюзы, которые будут защищать промоутеров, артистов, публику.
Семен Гальперин (промоутер Tele-Club): Самоконтроль за рынком со стороны промоутерского сообщества должен присутствовать – хотя бы для того, чтобы жулики и аферисты не могли на нем припеваючи существовать долгие годы, как это происходит сейчас. Однако меня смущает и процедура разработки законопроекта – директивно спущенная сверху, недемократическая, закрытая, потенциально предполагающая коррупцию или монопольный сговор. Но если закон сработает в позитивном ключе и поможет очистить рынок от всяческого гнездующегося на нем жулья – это может ослабить конкуренцию, опустить гонорары артистов, и привести к снижению цен.

Как вы оцениваете сегодняшнюю редакцию законопроекта?

Ратников: Многие моменты - в стадии обсуждения, доработки. Первый год мы будем многое корректировать, добавлять, менять, потому что любой стартап-проект – это очень сложное и трудоемкое предприятие.
Мазур: Закон очень сырой, его нужно дорабатывать, много неясностей, неточностей. Участники концертного рынка изображены как люди, оказывающие зрителям услуги по организации проведения мероприятий. Но зрители покупают билеты не на услугу "проведение мероприятий". Формулировки нечеткие, размытые, не соответствующие другим законодательным актам, которые регулируют деятельность в этой области. В таком виде он, боюсь, принесет больше вреда, чем пользы.
Камакин: Проект законодательства сырой, очень много отдано на откуп уставу СРО.
Гальперин: В тексте законопроекта слишком мало конкретики, фактически вся она перекладывается на устав СРО.

Станет ли меньше концертов из-за того, что мелкие промоутеры не смогут самостоятельно привозить артистов среднеклубного уровня?

Ратников: Все желающие смогут войти в СРО и продолжать вести деятельность: добросовестно, креативно, ответственно.
Мазур: Для потребителя ничего не изменится… для промоутеров – есть такая опасность. Но свято место пусто не бывает.
Камакин: Я вижу в этом другую проблему – проблему для артиста. Есть субкультурные явления – такие, как хип-хоп, где важна связь "менеджер-артист-публика". Какому-то организатору концерта доверяет публика, а какому-то – нет. А что делать артисту, которые собирает 1000 человек по билетам в 300 рублей? Это молодые артисты, на которых ходит молодежь. Они должны отказаться от своего менеджера или концертного директора и пойти к некоей мейджор-компании? Это неуместно.
Гальперин: Насчет промоутеров поменьше текст закона вполне однозначен – они либо вступят в СРО, либо будут проводить мероприятия на небольших площадках, до 400 кв. м. Очевидно, что любые ограничения приведут к уменьшению числа концертов, и как следствие, к увеличению цены билета.


Кому по карману СРО?

На экономический аспект проблемы обращает внимание Андрей Платонов (EM Concert):
"Россия станет единственной страной в мире, самой себе придумавшей подобное регулирование в этой отрасли. Я ещё понимаю, если бы был предложен путь профсоюзов в хорошем американском варианте. У нас это больше похоже на глобализационный или даже монополизационный проект. Это уже политика - рано или поздно у каждого достигшего потолка человека-промоутера появляется желания поиграть в политические куклы.
Если честно, вся страна СРО не нужна - нужны Питер, Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Казань и ещё пяток городов. А заниматься клубом в городе Могойтуй или Дульдурга кто будет? Кто вообще знает о существовании этих городов? И как их заставить заплатит 150 000 или штраф 500 [тысяч]? Это бюджет их за год, а то и за несколько. Я там был и делал концерты в 80-е, и там тоже поют, там тоже есть культура и пусть артист получает 1000 за выступление, но он Артист! Для местных уж точно. И промоутеры там есть, тоже по 10000 за шоу с продакшеном и так далее.
Я думаю в выходные играется в России десяток тысяч концертов, и думаю, что среди них не больше ста, что интересны СРО. Но закон под каждую площадку не расписать, а знать все прибыльные площадки СРО хочет. Хочет, чтобы 800 мест ДК в Каменолорске, делающее концерты, заплатило 150 тысяч - и вот лицензия. А им что 150, что 500 - нет этих денег, а организация досуга нужна! Городу и людям и дискотека за 100 рублей входных - тоже. Я был старшим научным сотрудником Управления культуры в Забайкалье и представляю эту "реальность".
СРО - это средство борьбы крупнейших промоутеров и продюсеров за реальный российский рынок, приносящий деньги, с пару десятков городов и десятков пять коммерческих артистов. Как у Ильфа и Петрова, дети лейтенанта Шмидта - кому-то достанется золотой участок в Бобруйске, а кому...
Я не против СРО как такового, профсоюз нужен, но как профсоюз, а не средство регулирования целой отрасли".

Причина не экономическая, а идеологическая?

Гораздо более серьезную проблему в новом законопроекте увидел Игорь Тонких (ГлавClub и YotaSpace):
"Будучи много лет активным промоутером и постоянно общаясь с коллегами по цеху, я уверен — дополнительного регулирования концертный рынок изнутри (то есть от участников этого самого рынка) не требовал. Вопросы развития концертного рынка (от образовательно-кадровой политики до финансовой и другой ответственности) носили естественный для любой индустрии характер. Скандалы же, связанные с отменами концертов, являли собой исключение, но не правило.
Раз в таких условиях инициатором выступило государство — значит, причина не экономическая, а идеологическая, к чему в последнее время все уже привыкли. Просто будет свой "Союз писателей", чтобы "саморегулируемому" сообществу было проще "самому" воздействовать на отбившихся от стада Пастернаков.
Как это будет работать для больших и маленьких? Идеологически — одинаково для всех. Будет "рекомендовано" воздержаться от проведения концертов артистов, выступления которых "направлены на расшатывание устоев и разделение общества". Но уже все и так внесли коррективы в репертуарную политику. Все уже значительно реже пропагандируют гомосексуализм, оскорбляют чувства верующих и чувства национальной гордости. Экономически — по-разному. Большие игроки запрашиваемые 150 тысяч в год даже не заметят. К тому же наверняка появятся другие СРО с меньшим вступительным взносом.
Маленькие игроки, скорее всего, будут это просто игнорировать. В стране ежедневно проходят сотни концертов. Даже РАО (с его-то инфраструктурой) не могло в должной степени контролировать концертный рынок. Для построения реальной системы контроля нужны большие деньги и многие годы. Полагаю, рынок вскоре сам найдет нужную бюрократическую форму, приемлемую для всех и финансово, и юридически".

А нужна ли регулировка тому, что уже отрегулировано?

Независимый промоутер и журналист Глеб Лисичкин считает, что дополнительная бюрократическая норма концертному рынку не требуется:
"Прошедший первое чтение проект закона — не то чтобы неуместный или глупый, но очевидно недоделанный — уж слишком явно в нем прочитываются интересы единственного музыкального СРО и слишком явно не учитываются интересы тех, кто в эту организацию не входит. Надо признать, что господин Матвеев до отправки проекта в Думу устраивал публичные встречи с обсуждением этой инициативы среди профессионалов музыкального бизнеса — но объявленные на тех встречах задачи проекта сильно расходятся с опубликованным текстом.
Стоит внимательнее посмотреть на проблемы рынка, которые якобы предлагает решить этот закон - и понять, что, при желании, их можно решить прямо сейчас, не прибегая к новым законам и не ущемляя ничьи права. Проблема в безопасности зрителей на концертах или качестве технического обеспечения массовых мероприятий? Так это сферы деятельности ЧОП и прокатных контор — а значит, именно поставщики этих услуг должны быть поситчаны, сертифицированы и отфильтрованы, а не музыкальные продюсеры (более того, у каждого "стрелянного" промоутера есть свой "черный список" прокатчиков оборудования и ЧОПов, с которыми он больше работать никогда не будет — и перечень таких контор давно не секрет для профессионалов).
Переживаете за то, что собрав деньги за билеты, организатор концерта может исчезнуть — эта проблема давно автоматически решается путем продажи билетов через интернет-кассы (а даже в самых далеких регионах люди покупают билеты через интернет). Проблема в "двойниках" артистов, о которой говорил Пригожин — ну я не знаю, кажется, эта проблема уже лет 20 как не актуальна, но даже если она и есть — для решения этих вопросов существует понятия "мошенничество", "нарушение права на образ" и т.д., а никакие СРО для этого не нужны. И уж совсем я не понимаю, почему авторы закона хотят штрафовать владельцев площадок за сдачу места аренду не-членам СРО — это уже форменная глупость, они для того и владельцы площадок, чтобы сдавать их в аренду кому им вздумается — хоть на концерты, хоть на лекции, хоть на собрания пятидесятников. Безусловно, в истории ивент-бизнеса последних лет есть трагические страницы, но организаторы файер-шоу в пермском баре "Хромая Лошадь" или ответственные за провал летнего "Крым-Феста" были не только преступниками, но прежде всего идиотами в терминальной стадии — а от идиотов в любом бизнесе не спасет никакой закон.
В смешной аббревиатуре СРО ключевое слово — это "саморегуляция". Музыкальный бизнес в целом уже давно именно что саморегулируется - за счет спроса и предложения, как и положенно в развитом капиталистическом мире. Как верно отмечали авторы закона, этот бизнес рискованный — и те, у кого не получается поддержать репутацию, довольно быстро смываются в дренаж. К тому же, это отнюдь не самая маржинальная история - аферисты и дилетанты торгуют БАДами, а не морочатся рекламой концертов. Так что, на мой взгляд, все давно уже сбалансировано: в сфере больших и маржинальных мероприятий есть здоровая конкуренция (собственно, между членами же СРО "Союзконцерт"), а в сфере музыки независимой, где труба пониже, а дым пожиже — там все в руках локальных энтузиастов. Эти сферы абсолютно не пересекаются, между ними нет конкуренции — ну и, конечно, странно душить нишевых энтузиастов неподъемным взносом взносом по 150 т.р.
И у меня, и у большинства моих коллег есть официальное юрлицо, мы заключаем договора и платим налоги, в уставе написан род деятельности — если авторы закона хотят "пересчитать всех и оценить рынок", то это можно сделать с помощью качественного исследования, а не поголовной данью или штрафами. Отдельным образом хочу обратить внимание на то, что среди членов СРО, известных по сообщениям СМИ, сплошь столичные компании, а закон предлагается сделать федеральным — если закон войдет в силу в таком виде, а дорогие сибирские друзья не успеют "самоурегулироваться", то всех нас ждет удивительно тихая и скучная жизнь с музыкой "вконтакте".

То, что у участников рынка возникает такое множество вопросов к формулировкам законопроекта (не говоря уже о том, что даже его целесообразность ставится под сомнение), красноречиво говорит нам: закон далек не только от "идеала", но и от сколько-нибудь законченной формы. Остается надеяться, что нынешний резонанс не позволит Думе принять очередной плохо прописанный закон, из-за которого артистам будет негде выступать, а нам - не на кого ходить.

21.12.2015, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

ПРАВО - свежие публикации: