В те далекие времена, когда над просторами Россия и Украины гремела "Я солдат, недоношенный ребенок войны", популярный дуэт 5'nizza объявил об окончании своего существования. Сергей Бабкин и Андрей Запорожец занялись сольными проектами, не достигнув и десятой доли известности 5'nizza, но стойко уверяя в каждом интервью, что видеть друг друга больше не могут и реюнион невозможен. И все же этой весной дуэт восстал из пепла. Харьковчане ураганом пронеслись с концертами по обеим странам, вновь собирая полные залы и стадионы. Фронтмен и основной вокалист группы Андрей Запорожец рассказал, как все случилось. Вначале мы из приличия поинтересовались, что происходит у его группы Sunsay.
Андрей: Мы сейчас доделываем то, что придумано давно - у нас лежало некоторое количество англоязычных песен, сейчас они оживают и приобретают силу. Будет новый альбом весной, мы сутками сидим на студии. Я гуляю только вот – раз в день пешочком прошелся до Галерной, где студия находится. Было около 30 песен, останется 10. Мы решили делать очень живое звучание, чтобы было достаточно современно, но в то же время не было сэмплов. Потому что предыдущий альбом был полностью электронный, сэмплированный, нарезанный из каких-то звуков.
Звуки: По общему настроению это будет чем-то новым? Или это будет так же светло, благостно и прекрасно, как обычно у Sunsay?
Андрей: Ну не знаю, последний альбом достаточно меланхоличный, как по мне.
Звуки: Не пора ли добавить какой-нибудь жести?
Андрей: Нет, жести не будет, но будет интенсив. Гораздо бодрее, ритмичнее. И по подаче будет ярче, прям намного ярче, энергичнее, скажем так. Но это не путь в сторону агрессии, жести или тяжелой музыки, однозначно. Это будет ближе к фанку. Будет хлестко.
Звуки: Ты почувствовал, что хватит меланхолии?
Андрей: Однозначно хватит. Сколько уже можно соплей.
Звуки: А к какому фанку это ближе?
Андрей: Частично, конечно, к Джеймсу Брауну (James Brown), частично связано с роком. Это будет не фанк в чистом виде, а со старым звуком бас-гитары, немного модный такой, ближе к диско – Фарреллу Уильямсу (Pharrell Williams) и Марку Ронсону (Mark Ronson). Я думаю, пару хитов сделать совсем по стандарту, остальное более экспериментальное. Дудки вероятно будут кое-где. Есть несколько лирических песен. Как обычно, это получается у меня лучше всего, мне кажется. Главное, чтоб их не было слишком много, а то только для девочек выходит. Хорошо, когда в альбоме есть несколько лирических песен, а не все. В состоянии влюбленности просто легче всего пишется. Таких песен у меня много, потому что я частенько влюбляюсь, наверное. Хотя… если так по-честному, то все-таки не то, чтобы очень часто.
Звуки: А что с текстами?
Андрей: Я не отношусь к себе серьезно как к поэту. Это очень важно: передача настроения, состояния, просто я им не придаю такого значения, какое придавал в первых альбомах. Текст не первостепенно важен, как раньше казалось мне. Сейчас я больше думаю о мелодии. Хотя есть определенная форма выражения, как, например, у группы Сплин, когда это скорее поэзия под музыку, и это тоже очень здорово. Просто я совсем не туда сейчас смотрю. Мне хочется энергичности и какой-то простоты и бессознательной мощной энергии, интенсивной и жизненной. Поэзии и так много в русской музыке, это лучшее, что у нас есть. Поэтому ее не слушают на Западе: она слишком чужеродна и слишком сложна, не очень мелодична и музыкальна, к сожалению. Но, к счастью, очень глубока в поэтическом смысле, и есть такие люди как Васильев и Борис Борисыч [Гребенщиков]. С поэтами все в порядке. В Петербурге так точно.
Еще сейчас свели только-только записанную песню с 5'nizza. Это песня "Не кино", мы выложили ее уже в live-версии, сейчас будет еще студийная версия. И все это происходит одновременно, я то там, то там, на одном месте бываю неделю, не больше.
Звуки: Ну это классно?
Андрей: Это… интересно. Я понимаю, что такая сейчас у меня жизнь, и я проживаю ее полностью.
Звуки: Но без 5'nizza было спокойнее?
Андрей: Да. Однозначно, намного. Просто очень много сразу внимания, а когда много внимания, сразу чувствуешь какой-то прессинг. Чувствуешь, что люди от тебя что-то ждут. Это реально какое-то давление. И нужно доделать то, что начал со своим проектом. Это для меня на самом деле очень важно. Вот так, балансируя, пытаюсь жить. Времени на что-то еще вообще нет. Я получаю удовольствие от самого процесса создания, я обожаю сидеть на студии, сочинять что-то новое. Сейчас как раз есть такая возможность, такой промежуток, когда не очень много концертов. Весной мы поедем в какой-нибудь большой тур.
Звуки: А вместе выступить 5'nizza и Sunsay не планируют?
Андрей: Нет, конечно, это исключено. Тогда и группа Сергея Бабкина должна быть. И это будет большой фестиваль, на 4-5 часов. Не знаю, вряд ли у нас это получится. Мы сейчас двигаемся в разных направлениях музыкальных.
Звуки: Ты стал по-другому ощущать старые песни 5'nizza?
Андрей: Да, очень многие стало понятно. Вот "Немае куль". Это очень грустная песня. О войне, как оказалась. Хотя, когда мы ее писали, никакой войны не было. Есть песни, которые меня ужасают, я вообще не хочу их петь. Например, первый куплет песни "Ты кидал" я не пою. Потому что там какая-то глупая агрессия, какая-то тупейшая пацанская агрессия. Но она очень людям нравится, она им близка, я понимаю, у них ностальгия, они на ней выросли. Но я не пою первый куплет и не буду его петь принципиально.
Я еще не отношусь к этому очень серьезно, поэтому мне легче. Когда ты не придаешь значения и нет суперответственности. Проект изначально сделан в прикол и по дружбе. Если бы я относился еще серьезно к проекту 5'nizza, у нас ничего бы не получилось с Серёгой, потому что, во-первых, если мы будем слишком серьёзно к этому относиться, мы просто начнем друг друга подавлять и все разрушится сразу. Потому что мы оба лидеры, очень разные стихии, но лидеры, и нам довольно сложно. Я очень-очень большой перфекционист, и в этом часто есть большой минус. Я бываю иногда достаточно жестким диктатором, пытаюсь вести всех в одну сторону, которая мне кажется правильной. В случае с 5'nizza это невозможно. Существует синергия. Я, допустим, показал какие-то свои идеи, Серега свои. Он говорит: "Это не пойдет", мне тоже что-то не понравилось – сели заново придумывать. Получается нечто среднее, непонятное и неожиданное. В этом и прелесть. Нам сложно вдвоем в одном пространстве находиться долго. Ситуация, которая сейчас сложилась – она очень интересная и необычная. Для нас, я думаю, в самый раз так: ненадолго встречаться, интенсивно что-то делать, ехать на гастроли и потом разъезжаться.
Звуки: Но 7 больших концертов подряд вы все-таки выдержали.
Андрей: На уровне ребенок-ребенок мы друг друга очень хорошо понимаем, когда мы веселимся, шутим – все отлично. Как только дело касается серьезных вопросов, решений, организации, еще чего-то, просто происходит такое, что у меня взрывается мозг. Мне сразу надо куда-то уйти, выключить телефон, потому что у нас на все разные, полярные взгляды, и какие-то вещи элементарные, которые можно решить за 5 минут, просто длятся неделями и в итоге ни к чему не приводят. Очень хаотично у нас с Серегой, всегда так было. Сделать из этого что-то профессиональное, что будет работать на 100 процентов и мы будем стараться, вкладывать, всего себя отдавать – в нашем случае это просто невозможно. Поэтому мы просто поиграем и посмотрим, что из этого получится.
Звуки: Какие, например, сложности? На уровне бытового райдера?
Андрей: Да нет. Это скорее планирование, например, фотосессия, сайт, еще что-то, чисто организационные, самые простые вопросы. Кто клип будет нам снимать, мы не можем выбрать уже несколько месяцев, сойтись на чем-то одном. Он видит так, я вижу так. Когда мы просто собираемся и играем музыку – все супер.
Звуки: Концерт 5'nizza – это многотысячная толпа, которая хором с первых минут и до самого конца поет вместе с вами каждую песню. Это не чересчур?
Андрей: Наоборот, нас здорово зарядили. Не было флэшбеков, все было по-новому, все актуально настолько, что было даже странно для меня – по прошествии стольких лет, учитывая то, что появилось столько исполнителей очень похожих в этом же жанре. Мы поняли, что все, что мы делаем – очень нужно. Люди счастливы – вот что самое главное. Здорово, что мы можем им это дать.
Звуки: Но когда вы распадались, этим людям вы так же были нужны...
Андрей: Нет, тогда у нас был кризис, когда новое уже не рождается, не хочется делать вместе музыку. Только поэтому мы и разошлись, потому что каждый хотел делать свое и по-своему. Но когда мы повзрослели, я продолжаю делать то, что я хочу, и Серега тоже – это для нас очень важно.
Звуки: Не обидно, что вы не смогли по отдельности повторить сумасшедший успех "Пятницы"?
Андрей: Нет, все логично, потому что я делаю музыку не для всех. У меня есть свои приоритеты, свои идеалы, то, чем я вдохновляюсь, но что далеко не всем людям кажется классным и интересным. Любые стадионные истории – это всегда простая и непритязательная музыка.
Звуки: Ну, в 5'nizza вы же не делали непритязательную музыку. Наверняка вы делали тоже не для всех, а для себя.
Андрей: Мы делали то, что хотели, да, в любом случае. Так уж сложилось, что эта форма пришлась по вкусу. Это случайность. А люди у нас если что-то полюбили, то любят долго. Простая форма привлекает людей. Но сам по себе я бы делал другую музыку. И я не уверен, что это когда-нибудь будет так же популярно.
Звуки: Сколько это будет продолжаться?
Андрей: Я не могу давать гарантии. Я не уверен. Все очень зыбко и хрупко. Для меня важно это ощущение, когда ты не знаешь, что будет. Вряд ли мы будем много гастролировать.
Звуки: Как вы все-таки сошлись?
Андрей: Мы долго думали, в Харькове пересекались несколько раз. Эта идея витала в воздухе. Ну и мы решили просто собраться и начать писать песни в Харькове, у меня дома.
Звуки: Как это было? Бабкин осторожно взял гитару...
Андрей: Вообще не осторожно, он пришел, сразу – тыдыжь! – давай вот это, вот это! Осторожно – это не про Серегу, это скорее про меня. У него были идеи, и в песне "Але" он припев уже сочинил и свой куплет, мне осталось только свой куплет дописать. Одну песню, которую мы первую придумали, мы выбросили – Сереге она не нравится. Такие часто бывают моменты, что кажется мне самым классным, он часто говорит – да не, это не то. И наоборот, он мне говорит – смотри, смотри, а мне не нравится. Текст, музыку - все писали вместе, как и вначале. Так пять дней такого интенсива. Как когда ты все отбросил и даешь волю всему быть. Я тогда сразу выложил фотку в инстаграм, как Серега уходил с гитарой, в дверном проеме, в его первый приход. Мы потом ее даже афишей сделали.
Звуки: Ты все время такой светлый и на позитиве, как ты умудряешься? Ты вообще испытываешь негативные эмоции? Нет ли у тебя чувства страха, что мир катится куда-то не туда?
Андрей: Конечно, катится. Я чувствую как колбасит людей, и меня колбасит вместе с ними. Как раз поэтому нужно искать опору внутри. Люди, ищущие развития, сейчас очень быстро прогрессируют, другие, наоборот, деградируют. Сейчас время, когда это все обострилось. И будет еще жестче, и будет еще больше жести в этом мире. Процесс поиска не прекращается. Каждый проживает свою жизнь – это полигон для учений. Наш мир - такой сложный этап. Промежуточный. И все не заканчивается так быстро, как многим людям кажется.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)