ИЗ ЖИЗНИ  Однажды в Америке

Процесс получения виз в США для музыкантов - непредсказуем, непрозрачен и с трудом поддаётся планированию. Но именно это и приходится закладывать в планы возможных гастролей.

Издание Consequence of Sound опубликовало развёрнутую статью о том, с какими колоссальными проблемами приходится сталкиваться музыкантам, приезжающим или пытающимся попасть на гастроли в США из-за пределов страны. Судя по публикации, система выдачи виз иностранным артистам в США - сущая антиутопия. Процесс долог, малопредсказуем и непрозрачен, в визах отказывают без очевидных причин и, тем более, объяснений, и это вдобавок к довольно существенным размерам пошлины и жёстким правилам для артистов-соискателей. Это не говоря уж о налогах.

Поездка в Америку для иностранных артистов, как правило, связана с немалыми денежными вложениями и рисками. В США с гастролирующих артистов удерживается 30% заработка; ещё сколько-то может снять государство, откуда артисты приехали, если у неё нет соответствующего договора с США. Таким образом, порядка 40% своего честного заработка музыканты, скорее всего, отдадут налоговым инстанциям.

Американские агентства, занимающиеся привозом иностранных артистов, жалуются, что время, которое приходится затрачивать на получение рабочих виз, значительно увеличилось; нередки случаи, когда их выдают слишком поздно - в результате расписание гастролей съезжает, иногда их приходится отменять вовсе, при этом деньги за авиабилеты, если они уже куплены, никто не вернёт.

Одна из самых "жёстких" историй, приведённых в статье, рассказывает о злоключениях шведской группы Makthaverskan. Они начали подготовку к гастролям за девять с половиной месяцев до начала тура, однако чиновник в посольстве США, который занимался их визами, заявил, что он не верит, что это настоящая музыкальная группа, и требовал подтверждений всему на свете в постоянно возрастающих количествах. В итоге, из-за бесконечных задержек, часть гастролей была отменена. Группа потеряла на своём первом туре в США 10 тысяч долларов, на втором - пять тысяч. Эти деньги ушли на возню с визами, привлечение помощи юристов, пошлины, повторную покупку авиабилетов, а также на поездку в Вену, где были шансы ускорить процесс с визами. Транспортировку своего оборудования группа, понятное дело, также оплачивала сама.

Сходная участь постигла испанскую команду Hinds: их пригласили выступать на фестивалях SXSW, и они начали подготовку за четыре месяца до гастролей. Весь процесс обошёлся им в 15 тысяч долларов: паспорта не пришли вовремя, первый полёт в Нью-Йорк пришлось отменить (и пропустить концерт), на повторные билеты пришлось потратить 2,5 тысячи евро, и ещё 2,5 тысячи ушли на дополнительные перелёты, связанные с перенесёнными концертами. От посольства США в Мадриде никакой путной информации не поступало: им заявили, что визы одобрены, однако паспорта ещё не готовы или их нет физически в посольстве, так что попасть в США музыканты не могли.

Процесс получения виз можно "ускорить", проплатив порядка полутора тысяч долларов с человека. Но это не даёт никакой гарантии, что визы кто-нибудь выдаст, даже если недавно это не было проблемой. Британская команда Hookworms спокойно получила в 2013 году визы в США, но в 2015-м им было отказано без объяснения причин - и без видимого наличия таковых: уголовных дел ни за кем из участников команды не значится. О причинах отказа остаётся только догадываться. В результате группа потеряла около 6000 евро на оформлении виз и отмене полётов - деньги за билеты им никто возвращать и не думал.

Решение о выдаче визы целиком зависит от индивидуальной воли чиновника из посольства. Между тем, подающим на визу артистам приходится соблюдать ворох правил и предписаний, а также доказывать, что они являются теми, за кого себя выдают. Во-первых, музыканты должны быть более-менее известными. Во-вторых, они должны быть трудоустроенными на всё время действия визы (год - на группу, три года - на сольного исполнителя), - причём не формально, а "по-настоящему". И убедить чиновников в наличии трудоустройства бывает сложно.

Так или иначе, осведомлённые круги утверждают, что процесс рассмотрения заявок на визы - процесс слишком непоследовательный и потому непредсказуемый. Группам рекомендуется учитывать эти факторы при планировании своих гастролей в США и оценке своих возможностей.

01.12.2015, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: