Издание Consequence of Sound опубликовало развёрнутую статью о том, с какими колоссальными проблемами приходится сталкиваться музыкантам, приезжающим или пытающимся попасть на гастроли в США из-за пределов страны. Судя по публикации, система выдачи виз иностранным артистам в США - сущая антиутопия. Процесс долог, малопредсказуем и непрозрачен, в визах отказывают без очевидных причин и, тем более, объяснений, и это вдобавок к довольно существенным размерам пошлины и жёстким правилам для артистов-соискателей. Это не говоря уж о налогах.
Поездка в Америку для иностранных артистов, как правило, связана с немалыми денежными вложениями и рисками. В США с гастролирующих артистов удерживается 30% заработка; ещё сколько-то может снять государство, откуда артисты приехали, если у неё нет соответствующего договора с США. Таким образом, порядка 40% своего честного заработка музыканты, скорее всего, отдадут налоговым инстанциям.
Американские агентства, занимающиеся привозом иностранных артистов, жалуются, что время, которое приходится затрачивать на получение рабочих виз, значительно увеличилось; нередки случаи, когда их выдают слишком поздно - в результате расписание гастролей съезжает, иногда их приходится отменять вовсе, при этом деньги за авиабилеты, если они уже куплены, никто не вернёт.
Одна из самых "жёстких" историй, приведённых в статье, рассказывает о злоключениях шведской группы Makthaverskan. Они начали подготовку к гастролям за девять с половиной месяцев до начала тура, однако чиновник в посольстве США, который занимался их визами, заявил, что он не верит, что это настоящая музыкальная группа, и требовал подтверждений всему на свете в постоянно возрастающих количествах. В итоге, из-за бесконечных задержек, часть гастролей была отменена. Группа потеряла на своём первом туре в США 10 тысяч долларов, на втором - пять тысяч. Эти деньги ушли на возню с визами, привлечение помощи юристов, пошлины, повторную покупку авиабилетов, а также на поездку в Вену, где были шансы ускорить процесс с визами. Транспортировку своего оборудования группа, понятное дело, также оплачивала сама.
Сходная участь постигла испанскую команду Hinds: их пригласили выступать на фестивалях SXSW, и они начали подготовку за четыре месяца до гастролей. Весь процесс обошёлся им в 15 тысяч долларов: паспорта не пришли вовремя, первый полёт в Нью-Йорк пришлось отменить (и пропустить концерт), на повторные билеты пришлось потратить 2,5 тысячи евро, и ещё 2,5 тысячи ушли на дополнительные перелёты, связанные с перенесёнными концертами. От посольства США в Мадриде никакой путной информации не поступало: им заявили, что визы одобрены, однако паспорта ещё не готовы или их нет физически в посольстве, так что попасть в США музыканты не могли.
Процесс получения виз можно "ускорить", проплатив порядка полутора тысяч долларов с человека. Но это не даёт никакой гарантии, что визы кто-нибудь выдаст, даже если недавно это не было проблемой. Британская команда Hookworms спокойно получила в 2013 году визы в США, но в 2015-м им было отказано без объяснения причин - и без видимого наличия таковых: уголовных дел ни за кем из участников команды не значится. О причинах отказа остаётся только догадываться. В результате группа потеряла около 6000 евро на оформлении виз и отмене полётов - деньги за билеты им никто возвращать и не думал.
Решение о выдаче визы целиком зависит от индивидуальной воли чиновника из посольства. Между тем, подающим на визу артистам приходится соблюдать ворох правил и предписаний, а также доказывать, что они являются теми, за кого себя выдают. Во-первых, музыканты должны быть более-менее известными. Во-вторых, они должны быть трудоустроенными на всё время действия визы (год - на группу, три года - на сольного исполнителя), - причём не формально, а "по-настоящему". И убедить чиновников в наличии трудоустройства бывает сложно.
Так или иначе, осведомлённые круги утверждают, что процесс рассмотрения заявок на визы - процесс слишком непоследовательный и потому непредсказуемый. Группам рекомендуется учитывать эти факторы при планировании своих гастролей в США и оценке своих возможностей.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)