МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ  Крути ручку

Вторая жизнь для старой гитары - делаем из неё колесную лиру с "бесконечным" смычком. Инструкция и описание внутри.

Что можно сделать из акустической гитары, которая отслужила свой век? Отдельные товарищи ответят: дрова для печки. И будут по-своему правы. Но мы не ищем лёгких путей и придаём вчерашней гитаре вторую жизнь. Вторая жизнь гитары называется "колёсная лира".

Девайсы по имени колёсная лира известны в Европе со времён позднего средневековья и были широко распространены у западных славян (Польша-Чехия, нынешние западные Украина и Белоруссия). Колёсная лира ещё называется "хурди-гурди" - это англоязычное название в буквальном переводе означавшее "вид сбоку". Инструмент традиционно считался принадлежностью слепых нищих запевал, под аккомпанемент которого они исполняли жалостливые песни о тяжёлой судьбе трудового народа. Таких людей в Белоруссии-Украине называли "лирниками".

Инструкция по сборке:

Конструкция самодельной колёсной лиры может быть проста, как каменный топор. Любой менеджер среднего звена соберёт её за 17 минут с минимумом вложений. Главный конструктивный элемент устройства – это колесо, которое своим трением об струны издаёт звук. Это такой "бесконечный" смычок. Колесо может быть сделано из обычной фанеры, обточенной до нужной формы на токарном станке. Самое главное, чтобы колесо было идеально круглым и точно отцентрированным на оси вращения. Для этого можно использовать специальные коронки для отверстий большого диаметра, которые продаются в хозяйственных магазинах.

Колесо зажато двумя гайками на шпильке с резьбой. Подобные метровые шпильки разного диаметра есть в магазинах стройматериалов. В качестве оси колеса подойдёт и барабанная палочка, но тогда колесо придётся на неё клеить, и система будет не разборной, что есть минус. Ось лучше вставить во втулки, чтобы избежать скрипа при вращении. В качестве втулки советую использовать обрезок из трубок ПХВ (это те, из которых собирают системы отопления и водопровода). Гриф у гитары можно не отрезать, но этот лишний габарит не нужен. Собирая свою колёсную лиру, я перенёс головку гитарного грифа ближе к корпусу, посадив её на два болта.

Обычно в "хурди-гурди" имеется одна мелодическая струна и 1-2 струны для звучания постоянной басовой ноты или басового интервала (чаще квинта или октава), это так называемый "бурдон". На Западе некоторые умельцы делают по три мелодические струны и по четыре бурдона, но это уже high level мастерство. У меня установлены всего две мелодические струны, настроенные в унисон, с мензурой 380 мм, что грубо соответствует мензуре альта. В принципе мензуру можно делать любую (например, скрипичную, балалаечную или произвольную), альтовую я выбрал потому, что объём гитарного корпуса наилучшим образом резонирует на частотах нижнего диапазона альта (формула Гельмгольца вам в помощь). Для колёсной лиры из гитарного корпуса, на мой взгляд, оптимальная мензура составляет от 350 до 400 мм. Установив нейлоновые гитарные струны, вы получите подобие звучания струнных инструментов, а точнее меллотрона с имитацией струнных.

Помимо колеса и струнно-ладовой части инструмента в корпус лиры нужно поставить звукосниматели (подойдут гитарные) и клавишный механизм, который будет зажимать струны на нужных ладах. В моём инструменте клавиши сделаны из деревянных планок и составляют одну полную хроматическую октаву. Клавиши при игре нажимаются пальцами снизу и обычно возвращаются в исходное положение под собственным весом. У меня они дополнительно отщёлкиваются в исходное положение при помощи пружинок – это упрощает игру в том случае, если инструмент лежит у вас на коленях.
Колесо традиционно вращается вручную, при желании можно приделать мотор или поручить кручение ручки ассистенту, чтобы нажимать клавиши двумя руками. В месте касания колеса и струны намотана вата, а само колесо смазано скрипичной канифолью. Как и смычок – без канифоли система звучит… хм… весьма жестоко.

Советы по использованию:

Моя самодельная система строит не идеально, но идеально, как известно, звучит только "цифра". Если из двух мелодических струн оставить одну, пропадёт естественный хорус, дающий приятную окраску, но зато интонирование будет чётче.
Для самых пытливых пользователей дам несколько советов в качестве бонуса:

- Если вдруг инструмент будет слишком сильно резонировать (гудеть) на низких частотах, то можно по максимуму закрыть отверстия и/или частично заполнить корпус тряпками, поролоном и любым другим поглощающим материалом.

- Перед монтажом всех элементов на гитарный корпус обязательно запаситесь длинным пинцетом или щипцами, так как мелкие детали постоянно будут падать внутрь. Я нашёл отличный 20-сантиметровый пинцет в магазине медицинской техники.

- Для экспериментов со струнами, колёсами и длиной мензуры я рекомендую сперва собрать испытательный стенд. Хотя бы в любой деревянной рамке или ящике. Стендовые испытания показали, что колесо легко собрать из нескольких компакт-дисков – в этом случае оно почти точно совпало по диаметру с моим фанерным, имеет идеально ровный край и удобно регулировать его толщину. - Немного необходимой теории для производства музыкальных инструментов можно почерпнуть в следующих книгах: Кузнецов "Акустика музыкальных инструментов" (здесь вся физика и математика со страшными формулами), Комаров, Федюнин "Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов" (здесь вся практика и технология работы с деревом).

27.11.2015, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - свежие публикации:

  • Анонс - Ансамбль шедевров, 28.11.2017
    Российско-итальянская выставка мастеров итальянской школы представит легендарные скрипки Страдивари, Амати, Гванери и их последователей »»
  • Обзоры - Море волнуется - раз!, 01.12.2015
    В Хорватии действует единственный в своём роде морской орган, преобразующий энергию прилива в музыкальные аккорды »»
  • Анализ - Музыка дождя и ветра, 31.01.2014
    Приручить стихию: Звуки о традиционном японском инструменте, известном как "водяная арфа" »»