Антон БАТАГОВ  Alle Menschen müssen sterben

Исторические экскурсы Антона Батагова — не ученая забава, а ответ на насущнейший запрос современности

В "Альтисте Данилове", культовом романе позднесоветской интеллигенции и вообще одном из главных русских романов о музыке, есть такой момент: один из второстепенных персонажей, талантливый, но нереализовавшийся скрипач, бросает московский дом и оркестр и уезжает в Пермь, чтобы создать молодежный ансамбль старинной музыки. И натыкается на полнейшее непонимание местного культурного начальства: "А ансамбль у них получался, но много было мытарств, хождений по инстанциям, недоумений, к чему бы тут барокко и Монтеверди. И прочего, сами можете представить". Действительно, что же здесь не представить: Монтеверди (который, к слову, не очень-то барокко) в Перми в конце 70-х — это чистой воды эскапизм, тихая интеллигентская фронда, бегство от советской действительности.

Исторические прогулки современного композитора-минималиста и пианиста-виртуоза Антона Батагова — альбомы (и соответствующие концертные программы) музыки Уильяма Берда и Иоганна Пахельбеля "Battell", сюита на стихи Джона Донна "I fear no more" и недавно вышедшая "Alle Menschen Mussen Sterben" теперь уже одного Пахельбеля имеют совсем другую природу. Успешному и профессионально востребованному исполнителю нет нужды ушмыгивать в прошлое из серой действительности. Наоборот — пёстрая, но несколько пластиковая действительность, его окружающая, весьма нуждается в том, чтобы напомнить ей о вечных вопросах бытия. И небытия. Сам Батагов на буклете к "I fear no more" формулирует это так: "Как будто бы сам Джон Донн пришел к нам и сказал: "Джентльмены. Я давно хотел поговорить кое о чем. Мне кажется, для этого наступил подходящий момент".

В чем же подходящесть "этого момента"? Если в двух словах — в том, что минималимзм (к которому Батагова-композитора причислили) перестал восприниматься как модная новинка — и в нем, как кракелюры на абстракционистской картине, проступили структуры и принципы построения трехсот-, четырехсотлетней давности. Что Батагов-исполнитель не мог не отметить и не выделить. "Я играю на современном рояле, – поясняет он. – Да и вообще обращаюсь с текстом очень свободно. Я не меняю там ни одной ноты, но почему-то всё это звучит как музыка, написанная сегодня утром". И дело не в том, что Батагов осовременивает, или, скажем, "приджазовывает", как Жак Лусье. Совсем нет. В том, что делает Лусье, ничего плохого нет, но интерпретации Батагова — из другой оперы. Лучше даже сказать – другого уровня осмысления действительности. "Сегодня утром" - это ведь значит, например, что после сообщений о терактах в Париже. Реальность поменялась. Нам сейчас переживания человека XVII века, когда Европу раздирали религиозные войны, а смерть (от чумы, унесшей жизнь жены и сына Пахельбеля) могла притаится в стакане воды, оказываются ближе, чем мироощущение конца XX века, когда и умнейшим людям казалось, что история закончилась, глобальный капитализм побудил все остальные идеологии, от марксизма до фундаментализма, и осталось лишь уточнять нюансы. "Все люди должны умереть" - горестно констатирует немец Пахельбель. "Я больше не боюсь!" - гордо ответствует англичанин Донн.

И всё это происходит под пальцами русского Батагова.

23.11.2015, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

Антон БАТАГОВ - свежие публикации:

Сайт: www.batagov.com

Антон БАТАГОВ

Radio BBC characterized him as one of the most unusual and significant musicians of his generation. Anton Batagov, born October 10, 1965 in Moscow, studied with Anna Kantor at the Gnessin...

Дата рождения:

10 октября 1965

Подробности из жизни:

Radio BBC characterized him as one of the most unusual and significant musicians of his generation. Anton Batagov, born October 10, 1965 in Moscow, studied with Anna Kantor at the Gnessin School (piano) and with Tatiana Nikolayeva at the Moscow Conservatory (piano and composition). Prize-winner at four competitions: Concertino-Prague (1981), the All-Soviet Piano Competition (1985), the Tchaikovsky Competition (1986) and the Sydney International Piano Competition (1988). Performances in Russia, most European countries and the U.S.A. His creative position is opposite that of a "philarmonic tuxedo musician". A focal point of Batagov's concepts is its link to the post-Cagean philosophy, which cancels boundaries between the notions performance and composition by viewing all existing musical practices, from ancient music to rock / pop culture, as potential elements which might be used when performing / composing virtually any piece of music.…

Далее... →