ПРАВО  Клуб подпольных миллионеров

В офисе Всероссийской организации по защите интеллектуальной собственности проходят обыски.

Как вы помните, на протяжении последних месяцев Звуки радовали вас рассказами из жизни Российского Авторского Общества. В расследовании деятельности РАО участвуют лейблы, юристы и издания со всей страны. И вот наконец-то органы правопорядка заинтересовались предприимчивыми правоторговцами: уже вчера работа РАО оказалась парализована в связи с тем, что сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции при МВД РФ проводят проверку деятельности общества. Речь идёт о миллиардных хищениях. Член авторского совета РАО, композитор Игорь Матвиенко заявляет о "ситуации междоусобной войны", явно имея в виду российские организации по коллективному управлению правами на интеллектуальную собственность.

Самое время напомнить вам о том, что все российские ОКУПы объединяет небольшая группа собственников. И познакомить вас с еще одним маститым игроком на черном рынке прав. Тем более, что у нас есть весомый повод.

Вчера Звукам стало известно, что в штаб-квартиру Всероссийской организации по защите интеллектуальной собственности (ВОИС) состоялся визит ОМОН. По информации осведомлённого источника среди лицензиатов ВОИС, находившегося в здании и пожелавшего сохранить анонимность, силовики проверяли бухгалтерию, в то время как руководители организации удалённо пытались ликвидировать компрометирующие их сведения (базу данных).

Что такое ВОИС и почему это касается всех артистов?

ВОИС - монополист в области смежных (исполнительских) прав, собирающий отчисления за фонограммы и публичную передачу по кабелю. Если вы что-то где-то исполнили и записали, или сделали это, к примеру, по радио или по ТВ, либо просто взяли чужую песню и изувечили ее до состояния отдаленной узнаваемости и записали - вы задолжали ВОИС денег. Точнее, задолжал ретранслятор или лейбл. От каждого использования фонограммы телеканал или радиостанция отчисляют в ВОИС долю своих поступлений, и к вам, как к исполнителю, они вернутся в сильно урезанном виде.

Крайне важно не путать эту организацию с WIPO, "Всемирной организацией интеллектуальной собственности". Подозреваем, что это название позаимствовали у западных коллег, чтобы придать своему обществу налет респектабельности. Однако, как стало известно Звукам, респектабельной эту деятельность назвать трудно.

На чем зарабатывает ВОИС?

Согласно собственной публичной отчётности за 2014 год, ВОИС собрала 963 225 077,92 руб. (в которых львиная доля приходится на статью "публичное исполнение"), фактически выплатила 471 848 038,95 руб., ещё 135 160 892,33 руб. находятся "в процессе выплаты". Логично предположить, что в 2015-м ВОИС планирует собрать и выплатить примерно столько же (или больше).

В целом у ВОИС есть три источника поступлений: отчисления от "публички", отчисления от издателей и суды. И если работа с телеканалами и радио уже поставлена на поток и отчисления происходят в автоматическом режиме, то суды, особенно региональные, ВОИС пока не даются. Так, на вопрос, каким образом ВОИС собирает доказательную базу по использованию произведений без надлежащих отчислений, представители ВОИС рассказывают настоящий шпионский анекдот. Выдержка из постановления мирового судьи судебного участка № 66 Левобережного района г. Москвы от 07.09.2015 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое пыталось возбудить ВОИС:
"В рамках дела, возбужденного в 2015 году Прокуратурой Северного административного округа г. Москвы по обращению ВОИС 2 представители ВОИС свидетельствовали, что сами включают у нас радиоприемники для того, чтобы осуществить видеофиксацию, во всех случаях на месте фиксации присутствует минимум 2 человека".

Ничего удивительного, что, услышав о таком экзотическом способе мониторинга эфира, судья чаще сего прекращает дело за отсутствием состава правонарушения. Однако большую часть денег приносят ВОИС досудебные урегулирования и работа по аккредитации. Интересно, что исполнители и управляющие их правами организации сообщили нам, что они отчетов об этих выплатах в своих годовых отчетах не видят.

С 2008 года ВОИС возглавляет генеральный директор ФГУП "Фирма "Мелодия", первый заместитель главы РАО, а также первый заместитель гендиректора Российского союза правообладателей Андрей Кричевский. Как может один и тот же человек занимать руководящий пост и в компании-лицензиаре и в компании-лицензиате - далеко не самый интересный вопрос. Интереснее другое: именно сейчас Кричевский ведет переговоры о том, чтобы объединить все структуры в одну, единолично возглавить общество-монстр и аккумулировать все виды прав в одних руках.

РАО находится под следствием. Его генеральным директором все еще является Сергей Федотов, ныне находящийся за границей, а его двумя первыми замами числятся глава ВОИС Андрей Кричевский и мать гендиректора РАО Вера Федотова.

Так что по всему выходит, что "междоусобная война" ВОИС - это реальность. С чем она может быть связана?


Кому платит ВОИС?

В распоряжении редакции Звуков находится список компаний, которым ВОИС перечисляет авторские выплаты. В нём немногим более 50 позиций. Даты операций разнятся - часть из них осуществлялась в феврале 2015 года, часть - в апреле, часть в июне. По различным отчетам, которые нам предоставили источники в среде лицензиатов, за одно только первое полугодие 2015 года ВОИС мог перечислить компаниям-правообладателям из списка порядка 80 млн рублей (очевидно, это далеко не полный список контрагентов, поскольку 80 млн - это примерно одна шестая того, что ВОИС выплатила за весь 2014 год).

Когда мы впервые увидели список этих компаний, мы поняли, что, невзирая на 19-летний опыт работы, ничего не знаем о российских правообладателях. В числе лицензиатов ВОИС - совершенно неизвестные нам имена и компании!

Мы решили, что необходимо уточнить сведения, и устроили опрос, в котором приняли участие около десятка генеральных директоров известных российских звукозаписывающих лейблов - от Снегирей и FeeLee до представителей звукозаписывающих холдингов. Информацию нам предоставили несколько компаний, сотрудничавших и сотрудничающих с ВОИС в части лицензионных выплат. Мы задавали всем один и тот же вопрос: "Кто из этих получателей вам известен и каких артистов они издают?"


Кто все эти люди?

Результаты опросов приведены в виде таблицы в конце статьи. Полученная нами картина крайне любопытна, целый ряд деталей в списке лицензиатов сходу обращает на себя пристальное внимание. У очень многих перечисленных компаний заявлен один и тот же держатель реестра акционеров - ЗАО РДЦ "Паритет". Само по себе это ни о чём не говорит - держателем реестра может быть абсолютно любая фирма, имеющая на это законные права.

Внимание привлекают и имена учредителей фирм, чьи реестры находятся в ведении "Паритета", и которые получали миллионные выплаты от ВОИС. Имена эти не очень знакомы в среде деятелей шоу-бизнеса: например, Жээнбаев Нурланбек; Карабаева Муазамжон, Белеков Жарыкбек. Господин Белеков упомянут в качестве учредителя и генерального директора ООО "Музыкальная лаборатория". Краткие поиски позволяют установить, что это фирма с уставным капиталом 10 тысяч рублей, зарегистрированная по адресу ул. Бакунинская, д.69, стр.1, оф. 11 (это торговый центр "Александрия"). Жарыкбек Белеков также являлся учредителем ещё одной компании с уставным капиталом 10 тыс. рублей - ЗАО "Национальный медиацентр". Компания существовала в 2011-2013 годах, её штаб-квартира располагалась по тому же адресу, по которому зарегистрирован самая странная структура в списке получателей выплат ВОИС - ЗАО "Аэроклуб" (Москва, Алтуфьевское шоссе, 56). Основные виды деятельности "Аэроклуба" связаны с воздушным транспортом, но никак не с музыкой.

Стоит добавить, что это далеко не единственный случай пересечения юридических адресов и имен в списке.

Вопросы вызывает и присутствие в списке ЗАО "Орчард Коллекшн Рус". The Orchard - это крупный издатель и дистрибьютор музыкальной, видео- и кинопродукции, ныне являющийся дочерним предприятием Sony Music Entertainment. Компания действует по всему миру, но отдельной "дочки" в России у The Orchard нет. Впрочем, и это тоже само по себе ни о чём не говорит: в конце концов, почему бы какому-нибудь бизнесмену не выбрать в качестве названия своей новой компании звучное слово "Орчард"?..

Но вернёмся к "странным" именам. Звуки повторно обратились к ряду деятелей индустрии с просьбой указать, известны ли им компании из списка и их руководители. Относительно большинства фирм, учредителями которых выступают обладатели "нехарактерных" имён и фамилий, ответ был отрицательным. Между тем, они считаются получателями ВОИС, наряду с маститым Universal Music или Первым Музыкальным Издательством.

Большинство опрошенных Звуками экспертов в неформальном разговоре склоняются к тому, что все эти фирмы в действительности подконтрольны одному и тому же человеку - руководителю ВОИС, РАО и ФГУП "Фирма "Мелодия" Андрею Кричевскому, - однако мы этого утверждать не беремся. Тем не менее, вопрос о реальном получателе миллионных роялти стоит перед всем рынком.

Звуки обратились к самому Андрею Кричевскому за комментариями по поводу недавних обысков в РАО, поинтересовавшись, насколько эта ситуация затрагивает деятельность ВОИС. Кричевский сообщил: "Насколько мне известно, эта проверка касается исключительно хозяйственной деятельности РАО. ВОИС и РСП функционируют в обычном режиме и их деятельность у правоохранительных органов вопросов не вызывает".

Звуки обращаются к контрагентам ВОИС, таким как, например, ООО "Музыкальная лаборатория", ЗАО "Аэроклуб", "Акита Ину" или "Орчард Коллекшн", с просьбой связаться с редакцией. Нам очень хочется услышать их рассказ о себе, увидеть их каталог и узнать, где именно ротируются музыкальные записи, за публичное воспроизведение которых ВОИС выплачивает им шести- и семизначные суммы.

Это война?

Вернёмся к началу - к фразе Игоря Матвиенко о "междоусобной войне". Последние события указывают на то, что она действительно идёт. Но она сама выглядит как продолжение совсем иной войны. Войны, которая сотрясала всю отрасль сверху до низу на протяжении многих месяцев в 2014-2015 годах (на самом деле, ещё больше). Тогда в светлые головы руководителей трёх главных российских ОКУПов (РАО, РСП, ВОИС) пришла мысль завести ещё один, четвёртый, который собирал бы дань за использование интеллектуальной собственности в интернете - речь идёт о "Глобальной лицензии", о которой Звуки неоднократно писали.

Авантюра натолкнулась на жесточайшее сопротивление как бизнеса, так и государственных органов: "за" выступало только Министерство культуры, все остальные были "очень против".

Лоббистское наступление захлебнулось. После этого ОКУПы предприняли попытку объединения в единую организацию - Профсоюз деятелей искусства "Российское Авторское Общество" (формально зарегистрировано в сентябре). Но тут члены ВОИС начали резко выступать против.

Глава ВОИС Кричевский, который также входит в правление и РАО, и РСП, получил в новом "профсоюзе" должность первого зама его генерального директора - Сергея Федотова. Но это случилось не раньше, чем самому Кричевскому, якобы, проломили голову в результате уличного нападения в августе этого года.

А затем уже в октябре в издании "Совершенно секретно" появилась огромная публикация, посвящённая прошлому Андрея Кричевского, где он выведен практикующим рейдером с обширными бизнес-интересами (в первую очередь, в сфере недвижимости). В тексте также содержался намёк на возможные связи Кричевского с организованной преступностью и обсуждается вероятность тому, что нападение было инсценировкой. В конце публикации Андрей Кричевский практически напрямую обвиняется в попытке "рейдерского захвата" РАО и РСП.

Информацию о том, что гендректор ВОИС предпринял попытку замкнуть на себя управление РАО и РСП, подтвердили множество источников Звуков в российской музыкальной отрасли.

Это не первый передел в сфере управления правами. Средства в ней крутятся огромные, цена участия - жизнь. К примеру, в 2008 году неизвестные убили главу Российской фонографической ассоциации Вадима Ботнарюка. РФА была конкурентной организацией по отношению к ВОИС.

Вырисовывается следующая картина: все последние события являются фактической войной между бывшими соратниками по нелёгкому, но прибыльному делу защиты интеллектуальной собственности в России, - а именно, Сергеем Федотовым и Андреем Кричевским. Кто в ней кого поборет, вопрос открытый, поскольку на данный момент МВД выступает скорее как лесник из известного анекдота - пришёл и всех прогнал.

В общем уравнении остаётся одна существенная неизвестная величина. Речь идёт о руководителе Российского Союза Правообладателей (РСП) Никите Михалкове. Если попытка рейдерского захвата РСП действительно имела место, то представляется крайне маловероятным, что Михалков мог остаться в стороне и сидеть сложа руки. Но в последнее время господин Михалков не делал никаких публичных заявлений по вопросам, связанным с деятельностью РСП.

И последнее. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на днях внесло поправки в собственный законопроект, реформирующий работу обществ по коллективному управлению правами. Как отметили "Ведомости", основная идея - полная отмена в России бездоговорного коллективного управления авторскими и смежными правами. Вдобавок в министерстве хотят, чтобы топ-менеджеры авторских обществ не занимали один и тот же руководящий пост больше четырех лет подряд.

Трудно назвать эти поправки неуместными, особенно если учитывать, что Россия, вступая в ВТО, обязалась ликвидировать у себя практику бездоговорного коллективного управления правами на интеллектуальную собственность. Это не помешало РАО и ВОИС в 2013-2014 годах "обновить" свою государственную аккредитацию на десять лет вперёд. Это возобновление аккредитации само по себе оказалось связано с весьма пикантными подробностями, о которых Звуки расскажут в ближайшее время.

Мы также продолжим серию публикаций о российском рынке авторских и смежных прав. Мы обращаемся к всем представителям лейблов и юридических компаний: если вам известно что-то о перечисленных в статье фигурантах - свяжитесь с нами.


Сделаем деятельность ВОИС прозрачной для рынка!

25.11.2015, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ПРАВО - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Далеко не уходи – HURTS Hurts выпустили сингл "Hold on to Me" »»

Если звезды зажигают – Noel GALLAGHER Ноэль Гэллахер выясняет на новом альбоме, кто построил Луну »»

В отличной форме – Ed SHEERAN Эд Ширан провел виртуальную экскурсию по своему дому и побил Дрейка »»

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Любит-не любит – МУЗЫКА В "Аптекарском огороде" пройдет концерт романсов и оперных арий »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Есть в тебе что-то героическое – DEPECHE MODE Depeche Mode выпустили клип на кавер-версию песни "Heroes" - знаменитого хита Дэвида Боуи »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника26/09

1898 – Родился Джордж Гершвин - композитор, автор джаз-опер "Porgy and Bess" и "Rhapsody in Blue". Гершвин - сын еврейских эмигрантов из России, в его произведениях много мотивов из русского и еврейского фолка  »»

1945 – В артистической британской семье родился Брайан Ферри - музыкант, певец и сонграйтер, наибольшую известность получивший как фронтмен арт-рок группы Roxy Music  »»

1959 – Родился Илья Кормильцев - поэт, переводчик, автор текстов песен и продюсер группы Наутилус Помпилиус  »»

1969 – В Англии вышел последний студийный альбом Beatles "Abbey Road"  »»

КОМИТАС

George GERSHWIN

Rene HALL

Bryan FERRY (1945)

Olivia NEWTON-JOHN (1948)

Cesar ROSAS (1954)

Эдмунд ШКЛЯРСКИЙ (1955)

Илья КОРМИЛЬЦЕВ (1959)

Tracey THORN (1962)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить