Музыкальная карьера  BAND ON THE RUN. Часть деcятая

Пусть какой-нибудь известный рок-музыкант говорит, что никогда ничему не учился и до всего дошёл своим умом. Не верьте. Кто-то ведь показал ему первые три аккорда. Кто покажет эти три аккорда вам?...

УЧЕНЬЕ-СВЕТ.
Но не всем это очевидно.

Для того, чтобы добиться успеха в любой области, человеку приходится много и упорно учиться, и музыка не является исключением. Пусть какой-нибудь известный рок-музыкант говорит, что никогда ничему не учился и до всего дошёл своим умом. Не верьте. Кто-то ведь показал ему первые три аккорда.
От того, кто покажет эти три аккорда вам, во многом зависит ваш успех в музыке.

Все люди, которые добились успеха в шоу-бизнесе, когда-то отдали лучшие годы упражнениям. Малоизвестный факт: Элвис Пресли неплохо играл на рояле. Никто не знает, где и когда он этому научился. Хотя весь мир привык видеть его с гитарой наперевес.
Земфира начала заниматься музыкой в пять лет.
Великий джазовый музыкант Луи Армстронг начал заниматься музыкой в колонии для малолетних преступников, куда попал за кражу. К счастью, в колонии был надзиратель, он же -музыкант-любитель и руководитель духового оркестра, собранного из малолетних заключённых. Этот человек сумел разглядеть талант молодого Армстронга и наставить его на путь истинный.
Безусловно, тюремный оркестр - слишком радикальный способ обучения музыке. Есть пути попроще. По своей эффективности их можно выстроить в таком порядке:

Государственные учебные заведения (музыкальные школы, училища, колледжи, ВУЗы).
Их преимущества: Обучение бесплатное или за небольшую плату. Отработанные годами учебные программы. Широкий спектр изучаемых дисциплин-музыкальная грамота (сольфеджио, гармония, контрапункт и т.д.), исполнительское мастерство ("инструмент"), "общее фортепиано", вокал (хор), навыки работы в оркестре (ансамбле) и т.д. В некоторых учебных заведениях есть отделения звукорежиссуры. Регулярные экзамены, концерты и конкурсы вырабатывают у учащихся навыки работы на сцене перед аудиторией. В учебных заведениях работают преподаватели, которые искренне преданы своему делу, несмотря на мизерную зарплату. У учащихся есть положительные стимулы к учёбе - высокие оценки на экзамене, диплом. Учёба вырабатывает привычку к регулярным систематическим занятиям. После её окончания выдаётся свидетельство или диплом об образовании. В училищах (колледжах) и ВУЗах могут учиться иногородние студенты. Если вы учитесь с интересом для себя, вокруг вас образуется круг единомышленников и друзей, вместе с которыми вы сможете продолжить свой путь в музыкальной индустрии.
Недостатки. Ограничения по возрасту. В 14-16 лет, когда в человеке появляется интерес к музыке, достаточно сложно пойти в музыкальную школу. Невозможно перепрыгнуть через отдельные ступени обучения: в музыкальное училище (колледж) сложно поступить, не окончив музыкальную школу, в консерваторию невозможно поступить, не имея 'в багаже' музыкального училища. Полное отсутствие специализации по современной музыке (за исключением джаза). Полное отсутствие обучения по коммерческим вопросам музыкальной индустрии. Слабая материальная база.

Студии, кружки, народные коллективы. Удивительно, но не все они вымерли.
Их плюсы: Нет ограничений по возрасту, в них можно заниматься всю жизнь. Более "узконаправленное" обучение (инструмент, вокал).
Минусы: Оплата за занятия обычно выше, чем в государственных учебных заведениях. Почти полное отсутствие теоретических дисциплин, теория даётся лишь в самых общих чертах. После "обучения" в них не выдаётся диплома. Студия или кружок в любой момент может прекратить существование (возросла арендная плата за помещение, изменились личные обстоятельства у преподавателя).

Частные уроки.
Достоинства. Индивидуальный подход к ученику, выше качество обучения. Совсем нет ограничений по возрасту, из-за которых людям психологически трудно пойти в учебное заведение или в кружок. Удобное расписание занятий. Преподаватель может сам приходить к вам. Если вы готовы за это платить.
Недостатки. Высокая стоимость обучения. Очень узкая специализация. У учащегося нет возможности сравнить себя с другими учениками. Если учащийся вынужден перейти от одного преподавателя к другому, то эта "перестройка" проходит очень трудно, при этом возможны серьёзные стрессы.

Мастер-классы и открытые уроки.
Их проводят многие "звёзды". Известные гитаристы Виктор Зинчук и Виктор Смольский (Rage) дают мастер-классы молодым музыкантам. Знаменитый джазовый трубач Уинтон Марсалис, которому Луи Армстронг подарил свою трубу, во время гастролей выступает с бесплатными лекциями перед студентами музыкальных колледжей. Для сравнения-один частный урок у него стоит 3000$.
Положительные стороны у этого метода обучения: Возможность поучиться у "звёзд", посмотреть, что и как они делают. Невысокая цена. Возможность задать вопрос и тут же получить квалифицированный ответ.
Отрицательные стороны заключаются в том, что эти мероприятия носят "одноразовый" и случайный характер, проходят в столицах или крупных городах. Тему занятия выбирают сами "звёзды". Мастер-классы практически бесполезны для людей, которые лишь начинают обучение.

Аудио - и видеошколы.
Они - и все остальные подобные способы обучения - хороши лишь как дополнения к основным занятиям с преподавателями.
Достоинства аудио- и видеошкол - большой выбор, современный материал, ориентированный на рок-, поп-музыку и джаз. Заниматься можно в любое удобное время дня и ночи.
Недостатки: такие курсы очень сложны для начинающих, требуют некоторых навыков владения инструментом и базовых знаний теории музыки. Если автор школы - известный музыкант, то это ещё не значит, что он же одновременно и хороший преподаватель. Еще одна особенность аудио-курсов - их очень узкая направленность. В одних школах делается упор на сольное исполнение в конкретном стиле, в других-на импровизацию, в третьих-на использование эффектов и оборудования и т.д. Поэтому для всестороннего развития придётся покупать несколько школ. Видеошкола - "кот в мешке". После покупки может оказаться, что это не то, что хотелось бы. Вернуть её назад и поменять будет почти невозможно, особенно, если вы заказывали её по почте. Нет "обратной связи",- если вы что-то делаете неправильно, никто не подскажет, в чём ваша ошибка. Для самостоятельных занятий потребуется огромная сила воли и самодисциплина.

Книги.
Бесполезны для начинающих. Новые издания практически отсутствуют, в старых - лишь теоретические вопросы. Почти нет учебной литературы по современной популярной музыке.

Нотные сборники.
Хороши для 'продвинутых' учащихся, малопригодны для начинающих.

Интернет.
Необходимая информация на 99,9 процентов - на английском языке, сведения часто обрывочные, скупые и противоречивые. Долгий и сложный поиск необходимой информации затрудняет задачу новичку. Но зато есть информация о коммерческих вопросах музыкальной индустрии, маркетингу, промоушн, интервью со "звёздами" и "воротилами" шоу-индустрии, аналитические статьи. Имеются интернет-версии зарубежных музыкальных изданий, которые недоступны или очень дороги в печатном виде.
Старайтесь найти в Интернете не просто тематический сайт с обучающими курсами, а коммьюнити: другие посетители сайта всегда помогут "новенькому", растолкуют непонятные места, подскажут, на что следует обратить внимание. К примеру, одним из наиболее удачных сайтов, посвященных игре на гитаре, в россии является сайт Guitar Studio, неплохим источником базовых знаний по сольфеджио может стать сайт Музыкальная теория.

Репетиции и выступления со своей группой.
Плюсы: Круг близких единомышленников, объединённых одной общеё целью.
Минусы: Разная степень подготовки, способностей и знаний участников (и вытекающие из этого конфликты). Приходится самостоятельно решать организационные вопросы (репетиционная база, инструменты и оборудование, график репетиций, промоушн и т.д.) При отсутствии признания публики и других положительных стимулов даже у талантливых групп часто опускаются руки.

Информация из других источников - звучащая вокруг музыка, рецензии на альбомы, материалы в СМИ-всё это необходимо анализировать ежеминутно. Отдельно придётся собирать информацию о том, как устроен и работает шоу-бизнес. В России специальных материалов по этой теме практически нет. На Западе, особенно в США, обучение собственно музыке и музыкальному бизнесу разделены очень чётко. Музыкант должен знать основы бизнеса. Но бизнесмен, работающий в шоу-индустрии, вовсе не обязан быть музыкантом. В России пока вообще нет попыток обучать музыке как бизнесу. Поэтому 'наступило время, когда аккомпанемент выступает с сольными концертами'.

30.03.2009, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
  • Да, tresmegistus, есть такое. У меня куча приятелей из консерваторий и музыкальных школ - им мешают нормально играть две вещи: одна из них - эффект гинеколога, а вторая - шоры :(((
    Написал(a): Gugiens, 16/05/2002 15:52
  • Какое невероятное счастье, что Кобейнов, Кейвов и Моррисонов никто не 'учил' петь... Вообще, формальный профессионализм - вещь крайне эфемерная. Она сама по себе как бы вообще не существует.
    Ушёл Синдбад? Хорошо.
    Написал(a): tresmegistus, 16/05/2002 15:16
  • Соня,совершенно с Вами согласен.
    Написал(a): ALEX, 14/05/2002 16:58
  • Алекс, по поводу Radiohead не могу с Вами не согласиться - цель благородная. Только вот наши музыканты зачастую путают желание "переплюнуть" с желанием "скопировать".
    Написал(a): Соня Соколова, 14/05/2002 15:59
Музыкальная карьера - свежие публикации:
  • Анализ - Слушать на... , 24.03.2016
    Решили продавать музыку на цифровых платформах? Прочитайте сперва наши советы »»
  • Для профи - Вам и не снилось , 08.06.2015
    Converse Rubber Tracks открывает музыкантам двери легендарных звукозаписывающих студий по всему миру! »»
  • Рейтинг - Молодая гвардия , 01.12.2014
    BBC опубликовала список самых перспективных артистов 2015: в лонг-листе оказался протеже Канье Уэста - Raury и хаус-музыкант Shamir »»
Звуки.ру - новости партнёров:

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Вкалывают роботы – ТЕХНИКА Если тебе не с кем играть индастриал - сходи на завод и подключи роботов, как это сделал музыкант… »»

Бьорк - это жидкость – BJORK На московскую биеннале современного искусства привезли выставку "Digital Bjork" - реальную историю… »»

Последнее путешествие – Leonard COHEN На церемонии Polaris Awards показали клип Кристофера Миллза на песню Коэна “Leaving The Table” »»

Наука расставаний – Sam SMITH Сэм Смит выпустил грустный клип на свой новый сингл "Too Good at Goodbyes" »»

Чувство утраты – A TRIBE CALLED QUEST Рэп-группировка A Tribe Called Quest официально прекращает свое существование »»

Ну, допустим, ква – MORRISSEY Моррисси вновь открыл твиттер-аккаунт. Но не факт, что настоящий »»

Время продавать Камни – ROLLING STONE Легендарный издатель журнала Rolling Stone выходит из бизнеса »»

На дорожку – Ozzy OSBOURNE Оззи Осборн начинает прощальный тур с России. Альбомов больше не будет »»

Все такие внезапные – GIZMODROME Участники King Crimson, Police, Level42 и пианист Gizmo встретились в тудии и неожиданно для себя… »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Триангуляция пространства – PLAID Флагманы "умной электроники" возвращаются в Россию с новым материалом и новым визуальным шоу. »»

Плейлист Олега Куваева – МУЗЫКА Накануне своего московского стендап-шоу Олег Куваев составил плейлист самой "питерской" музыки »»

Подозрительная квартира – Евгений МАРГУЛИС Редкий случай: звезда масштаба страны приглашает на камерный концерт »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника21/09

1972 – В 1972 родился Лиам Галлахер (Liam Gallagher), вокалист группы Oasis  »»

Leonard COHEN (1934)

Jesse Ed DAVIS (1944)

Stephen Edwin KING (1947)

Don FELDER (1947)

Phil TAYLOR (1954)

Frederic BEIGBEDER (1965)

Ольга АРЕФЬЕВА (1966)

Faith HILL (1967)

Liam GALLAGHER (1972)

Lindsey STIRLING (1986)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить