ПРАВО  Маша, Медведь и РАО

Знаменитый композитор получает за музыку на ТВ меньше, чем прожиточный минимум пенсионерки. Как заставить РАО платить авторам?

Знаменитый композитор Вася Богатырев рассказал о мизерных авторских отчислениях, которые он получает за музыку к мультсериалу "Маша и медведь". Как следует из отчета, приложенного Васей к посту, за мегапопулярный саундтрек, звучащий во всех странах мира, композитор за год получил смешную сумму в три тысячи восемьсот рублей с копейками. То есть меньше, чем старушка-пенсионерка.
На примере Васи мы покажем, как обманывают авторов, чья музыка крутится в ротациях на ТВ и радио. Читайте продолжение триллера Как избавиться от РАО за 10 дней!

Приводим письмо Васи полностью:
"Российское телевидение ВГТРК платит миллионы долларов, покупая зарубежные шоу и выплачивает сотни тысяч долларов роялти зарубежным авторам. Вот сегодня пришло из РАО. Авторские за самый популярный в мире мультфильм. Вам не стыдно? Мне стыдно! Может, пора отменить закон на рекламу в детских шоу? Пусть рекламируют игрушки в них. И такие всеми любимые телепередачи, как АБВГДейка и прочие любимые нами, больше не будут выискивать несчастные деньги на зарплату актерам и съемку очередной передачи. Закон о рекламе выгоден ТВ, так как они за детские Шоу платят, мало ссылаясь на закон, а рекламу вставляют, (причем не детскую), до и после шоу и дети ее видят. Мне стыдно за свою страну! (для особо злостных писак на ФБ, объясняю, речь не обо мне а о России!) Да и еще, налоги они взять не забыли"

Дорогой Василий, объясняем, как выглядит в России технология сбора отчислений за Ваши авторские и смежные права и как за них бороться.


Вася и РАО

Деньги за каждую трансляцию в пользу авторов собираются из рекламных и иных поступлений ВГТРК. Далее ваши деньги, скорее всего, перечислены в РАО, согласно приложенному к отчислениям плейлисту, в процентном соотношении от рекламного сбора - не менее 2%. Таким образом, ВГТРК должно четко отчитаться перед РАО тремя цифрами:
- сколько раз показали в эфире мультики с Вашей музыкой;
- сколько денег при этом было собрано и от каких услуг;
- сколько денег перечислено в Вашу пользу.

Если запросить у ВГТРК официальную справку о перечисленных средствах, цифры там будут огромные. Их мы приведем ниже.

Далее деньги попадают в РАО. И вот тут-то начинается самое интересное: дело в том, что директорат РАО с куда большей охотой покупает себе замки и яхты, нежели выплачивает авторские вознаграждения. Иногда авторы это замечают и возмущаются - и даже что-то получают в виде отступных. Но чаще не получают ничего, потому что им лень связываться. Тем не менее, при желании и упорстве из РАО можно все же получить какую-то часть ваших честно заработанных миллионов.

Подобный путь в режиме досудебного урегулирования уже прошел композитор Антон Батагов, который возмутился в блоге размером перечисленного вознаграждения за заставки в телеканале "Культура". А еще один отвратительный случай как раз сейчас рассматривается в российских судах - и на нем мы остановимся подробнее.


Кто хочет стать миллионером... и не станет?

Второй год подряд по российским судам ходит дело по иску композитора Александра Петрунина и его наследников к РАО и ФГУП ВГТРК. Само по себе дело представляет красочную иллюстрацию того, как РАО обращается с правами авторов и причитающимися им выплатами.

Александр Викторович Петрунин работал звукорежиссером в ВГТРК с 2002 по 2004 год. За это время он, будучи еще и композитором и исполнителем, написал целый ряд музыкальных произведений и фонограмм, хорошо известных каждому смотревшему в 2009 и 2010 ггоды телеканалы "Россия-1", "Россия-2", "Россия-24", "РТР-Планета". Его музыка использовалась в заставках к программам "Вести", "Вести недели", "Дежурная часть", "Зеркало" и многих других; его же авторства - музыка к рекламным роликам и так далее. По всем признакам, перед нами - мегауспешный автор, который должен быть миллионером, верно?

Как утверждают истцы (и это в иске не оспаривается), "количество выходов телепрограмм в эфир только на каналах Россия-1, Россия-2, Россия-24 с января 2009 по август 2010 года, т.е. за период 20 месяцев, когда использовалась музыка Петрунина, составило как минимум 20676 выпусков, в каждом из которых использовалось как минимум 3 различных произведения в начале, середине и конце программы".
РАО выплатило композитору за это "великолепное" вознаграждение: 37 980 рублей за 2009 год и 311 008 рублей за 2010 год. Петрунина эти выплаты не устроили - и сейчас вы поймете, почему.

Немного скучных цифр про миллионы долларов

Из открытых источников известно, что доходы ФГУП ВГТРК за 2009-й год составили более 18 миллиардов 570 миллионов рублей, а согласно рейтингу "Эксперт 400" "ВГТРК" в 2010-м году обошла "Газпром-Медиа Холдинг", "Яндекс", "СТС Медиа" и "Первый канал" с выручкой в размере 20,174 млрд. рублей. Итого общие доходы ФГУП ВГТРК за спорный период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года составили 38 744 000 000 рублей, а сумма авторского вознаграждения, подлежавшая выплате в ООО "РАО" - не менее 774 880 000 рублей (2%).

А вот интересная арифметика, которая приводится в исковых и кассационных заявлениях. Телеканалы ФГУП ВГТРК осуществляют вещание круглосуточно, общее количество секунд вещания в календарном году одного телеканала составляет 365 дней * 24 часа * 60 минут * 60 секунд = 31 536 000 секунд.

Учитывая, что вещание ВГТРК включает в себя восемь телеканалов, то и общее количество секунд вещания следует умножить на восемь. Получается цифра 252 288 000 секунд.
Согласно первому отчету РАО, приобщенному к материалам дела, количество секунд звучания произведений Петрунина на телеканалах ВГТРК составило 574 101 секунду, или 574 101/252 288 000=0,23%.
Цена секунды звучания музыкальных произведений, исходя из доходов ФГУП "ВГТРК", составляет: 774 880 000 рублей / 252 288 000 секунд = 3 рубля 7 копеек. Представим себе, что автору, который находится в здравом уме и твердой памяти, предложат написать на таких условиях песню. Интересно, что он на это ответит?..

Кроме того, ни ВГТРК, ни РАО не выплачивали авторское вознаграждение за включение музыкального произведения в состав аудиовизуального произведения (статьи 1240, 1263 ГК РФ) и никаких отчетов об использовании принадлежащих Петрунину произведений данным способом не предоставляли. А если учитывать, что речь идет об отчислениях с доходов, а не с прибыли - то суммы могут быть ещё больше. Ведь доходы - это не только реклама, но и, к примеру, государственные субсидии, и производство, и лицензирование.

С отчётностью у РАО вообще сложилась любопытная история: в ответ на требование предоставить документы, на основании которого РАО ведёт дела с ВГТРК, - договоры, отчёты, эфирные справки и т.д., - представители РАО заявили, что это "огромный пласт документации, который в силу большого объёма... сохраняется до минования надобности, т.е. до обработки данной документации с целью формирования по каждому автору расшифровки авторского гонорар". А обработка отчётов за 2009-2010 годы была завершена РАО в начале 2012 году. Иными словами, документов нет, истцы могут "курить бамбук".
Тем самым РАО, по сути, лишило широкий круг авторов возможности проверить, насколько правильно начисляются и распределяются выплаты авторского вознаграждения, полученного РАО от ВГТРК.

Суды - не защита для авторов

История иска Петрунина (в связи со смертью композитора дело продолжили его наследники) показывает, что больше всего РАО боится не судов, а огласки.
Суд первой инстанции отказал в иске, ссылаясь на то, что расчёты истца, сколько ему должно РАО, "необоснованны". Судья сослался на договор, который Петрунин заключил с РАО, где было сказано, что начисление авторского вознаграждения будет производиться РАО "по ставкам авторского вознаграждения, установленным Правительством РФ (или иным компетентным органом) и/или РАО" (!), а его распределение – по правилам, установленным РАО. Также договор предусматривал, что автор обязался не заключать самостоятельно соответствующих договоров на использование произведений и не получать вознаграждение напрямую от плательщиков.

Получается, что в договоре РАО прямо говорится: сколько выплачивать автору и как - знает только РАО, и нечего совать нос не в своё дело. И суды эту постановку вопроса поддержали: в решениях говорится, что РАО всё как надо выплатило.
Пройдя – безуспешно – арбитражный суд и Суд по интеллектуальным правам, истцы готовят очередную кассацию. В жалобе указывается на многочисленные ошибки и противоречащие выводы в решениях судов: расчёт суммы иска объявлен необоснованным, поскольку не предоставлена методика расчёта (а она есть в материалах дела), и так далее.


Хитрые контракты

В ходе судебного разбирательства РАО предложило наследникам Петрунина мировое соглашение. Документ, который находится в распоряжении редакции Звуков, содержит интересный пункт: согласно нему, все в рамках которой все права передавались бы компании "Союз", аффилированной с РАО, в обмен на 1 миллион рублей, но истцы отказались от этой сделки.

Истцы также пытаются добиться признания договора Петрунина с РАО юридически ничтожным - в частности, по пункту, который обязывает автора не заключать ни с кем больше договоров о выплатах вознаграждения за использование произведений. Там же указывается, что передача прав в коллективное управление "не означает запрета на осуществление правообладателями самостоятельного распоряжения своими исключительными правами, и, следовательно, условие договора об обратном ничтожно, как противоречащее закону."
Пункт договора РАО и Петрунина, в котором говорится, что условия начисления и распределения вознаграждения РАО производит по своему усмотрению и собственным правилам, означает, что эти условия могут в любой момент быть изменены РАО в одностороннем порядке. А это незаконно.

Скорее всего, если у вас, дорогой композитор и автор, заключен договор с РАО, в нем также есть все эти пункты. И вам тоже не полагается знать, сколько денег вам начислили за трансляции, как все это считалось и сколько денег, поступивших в вашу пользу, РАО оставило себе.

Самое интересное - ВГТРК считает, что РАО в рамках своего лицензионного договора предоставляет телеканалу право не только на передачу в эфир музыки (что соответствует аккредитации РАО по 1270 статье), а еще и право на синхронизацию музыки с видео (то есть включение в сложный объект - аудиовизуальное произведение), на что у РАО нет ни аккредитации, ни других полномочий.

Делается это для того, чтобы легализовать вещание общеобязательных общероссийских телеканалов, избавив их от необходимости "чистить" права на свой контент, поскольку оно формально бесплатное.

По этому поводу с РАО также пыталось судиться СБА Рекордс, но безуспешно - согласно решению суда, они не доказали своего права на обращение в суд. Также в решении было сказано, что у Первого канала с РАО есть лицензионный договор, который якобы покрывает синхронизацию музыки с АВП.

Зато совсем недавно именно по такому поводу присуждены 250 000 рублей Ирине Дубцовой, чья композиция прозвучала без разрешения в шоу "Голос". Но не на основании использования в эфире, а на основании размещения ролика из эфира в сети. Впрочем, РАО намеревается обжаловать иск.


Как получить с РАО деньги


Ощущение, что тебе не доплачивают, сопровождает автора всю сознательную творческую жизнь. Жить с ним тяжело и даже вредно. Поэтому, здоровья для, можно рекомендовать пару-тройку рецептов, как избавиться от этого ощущения.

Рецепт 1. Забить на творчество и заняться общественно-полезным делом. Рукописи и другие подтверждения авторства сжечь. Пройти курс реабилитации у психотерапевта. Примеры: Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и др.

Рецепт 2. Отчудить (т.е. передать по договору отчуждения) исключительное право на свои произведения в полном объеме. При этом меняется правообладатель, и автор получает свободу от всех мук. Деньги тоже, если договор будет возмездным. И если найдется покупатель.

Рецепт 3. Регулярно требовать от РАО детальный отчет о начисленных суммах, плательщиках (пользователях), произведенных удержаниях, суммах к выплате. Такие отчеты РАО, как и другие организации по коллективному управлению, обязано предоставлять правообладателям одновременно с выплатой вознаграждения. Выплата вознаграждения производится РАО ежемесячно и ежеквартально (в зависимости от способа использования произведений и их жанра).

Порядок и сроки распределения и выплаты вознаграждения утверждаются Советом РАО. Для понимания всей картины необходимо внимательно прочитать соответствующее Положение.
Получив отчет, следует изучить все позиции, начиная с плательщиков и заканчивая количеством использованных произведений. Не видите в отчете кого-то из пользователей или сведений об использовании произведения – обращайтесь в РАО! Скорее всего, вам ответят, что этот плательщик по тем или иным причинам будет отражен в следующем отчете. Не забудьте его поискать в этом следующем отчете, а заодно, по возможности выяснить непосредственно у него, предоставлял ли он в РАО документы и перечислял ли для вас какие-либо суммы.
Какие? - Это самое главное. Если речь идет о "публичке" , то проверить соответствие сумм, выплаченных телекомпанией, радиостанцией или концертной площадкой, и сумм, полученных лично вами, не так сложно. Телекомпании и радиостанции хранят плейлисты и могут отчитаться перед вами.
В отношении радиостанций для выверки предоставленного РАО отчета необходимо иметь:
- сведения о выплаченной пользователем в РАО сумме
- объеме музыкального вещания радиостанции
- хотя бы примерном количестве звучания ваших произведений, их хронометраже.

Общую сумму за отчетный период делим на количество минут музыкального вещания за тот же период, определяем примерную стоимость минуты. Полученную цифру умножаем на примерное количество минут звучания ваших произведений в отчетный период. Вычитаем налоги, расходы на РАО и на фонды. Итог сравниваем с отчетом РАО. Именно такой пример приведен выше.
С ТВ сложнее, так как ТВ платит в РАО не только за музыку, но и за фильмы (авторам музыки). Но при желании можно и здесь сделать примерные подсчеты.
Из этой суммы отчисления в пользу РАО (на покрытие расходов по коллективному управлению правами) , вычитайте налоги, а также отчисления в специальные фонды, которые по Уставу не могут превышать 20 процентов от собранных сумм. Информацию о проценте удержаний на покрытие расходов РАО есть на сайте РАО.

Если в результате подсчитанная вами сумма - не совсем то, что вы получили, срочно обращайтесь в РАО и требуйте письменных разъяснений и доплаты. Обычно, когда автор имеет контакт с пользователем и финансовую информацию от него, деньги находятся.
Можно сразу обращаться с жалобой в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Обратите внимание на срок выплаты пользователем авторских отчислений и срок перечисления вам денежных сумм. Долго ждали? - Жалуйтесь, требуйте банковский процент за незаконное пользование чужими денежными средствами. В лицензионных договорах, которые РАО заключает с пользователями, всегда предусмотрены санкции за просрочку выплаты вознаграждения, непредоставление отчетов (без них невозможно произвести распределение гонорара). Часто РАО использует право взыскания пени за просрочку исполнения обязательств по договору, и эти деньги тоже ваши. Требуйте. Обратите внимание на то, что невостребованные правообладателями деньги остаются в РАО и распределяются по статистике. Узнавайте, где получить эту статистику и есть ли там ваши произведения. Не лишним будет поинтересоваться фондами, которые вы содержите. Чем они занимаются, на что идут деньги?

Во всех случаях очень помогает наличие у автора связей с пользователями и сведений о реальных объемах использования произведения.
Важно помнить положение п.6 ст.1243 ГК РФ о том, что невыплата организацией по управлению правами на коллективной основе вознаграждения, собранного для правообладателя, вследствие нарушения ею порядка управления правами, влечет применение к этой организации мер защиты исключительного права в соответствии со ст.1252 ГК РФ (компенсация и так далее).


Образец письма в РАО


Запрос на имя Федотова Сергея Сергеевича,
генерального директора Общероссийской общественной организации
"Российское Авторское Общество"

Я, такой-то, член Российского Авторского Общества (если не член – не страшно, не имеет значения), являюсь автором в том числе следующих обнародованных произведений:
1) название, жанр, творческая роль (композитор, например);
2) название , жанр, творческая роль.

Прошу предоставить мне информацию об использовании указанных выше произведений на телеканале таком-то за период (к примеру) с 01.01.2015 по 01.09.2015, а именно следующие сведения в отношении каждого произведения:
- количество использований;
- общий хронометраж использования;
- доля (в процентах) использования произведения относительно общего объема музыкального звучания на канале (что-ниб в этом духе);
- начисленная за использование сумма;
- размер произведенных удержаний с детализацией (налоги, отчисления в РАО, отчисления в фонды с указанием наименований фондов);
- сумма к выплате;
- дата получения соответствующих денежных сумм от телекомпании;
- дата получения отчета телекомпании;
- дата перечисления мне вознаграждения.

Отправить письмо нужно следующему адресу:
"Российское Авторское Общество, 123995, ГСП, Москва, ул. Большая Бронная, 6А."

Письмо должно быть отправлено как заказное, с уведомлением о вручении. Не забудьте сохранить квитанцию уведомления.
Вариант: прийти в офис РАО и вручить письмо лично, не забыв получить у секретаря входящий номер.

Profit!


Уважаемые авторы!

Мы очень хотим, чтобы вы начали получать честно заработанные деньги. Но чтобы это происходило, вам нужно перестать жаловаться на жизнь в блогах и взять свои доходы в свои руки. Для этого вамнужно время от времени (раз в квартал) интересоваться у РАО, какие ваши произведения вошли в статистику РАО, какие суммы были перечислены РАО по статистике в отчетный период. Желательно при этом просить у РАО отчет по распределению по статистике - без детализации (личные сведения), но общую сумму к выплате и список счастливцев, которые находятся в хит-параде РАО.
Если у вас нет на это сил или времени - наймите официального юридического представителя. Он поставит ваши денежные отчисления на поток.

Заставьте РАО работать честно! Это нужно не только вам, но и всему рынку!

30.10.2015, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

ПРАВО - свежие публикации: