Скандинавский новоджазовая сцена – определенно лучшее, что случилось с этим жанром в XXI веке. И если первый всплеск экспериментального джаза, случившийся примерно между концом пятидесятых и началом семидесятых, до России дошёл исключительно в записях и фильмах (с концертами добрались до Москвы лишь немногие вроде Арчи Шеппа (Archie Shepp) и Орнетта Коулмана (Ornette Coleman), да и то уже в преклонном возрасте), то развитие скандинавской джазовой саги мы наблюдаем, что называется, в прямом эфире. В Москве уже выступали The Thing, Free Fall, Atomic, Frode Gjerstad Trio, ADA, Swedish Azz и многие другие, казалось бы, чем еще удивить привередливого зрителя?
Оказывается, очень даже есть чем. Практически всегда скандинавы возили сюда камерные составы, чаще всего трио, реже квартеты. Что опять же неудивительно – небольшой состав стал во фри-джазе стандартом де-факто, а большие оркестры как правило предназначались для исполнения более консервативной музыки. Однако в последнее время ситуация стала меняться, в первую очередь благодаря усилиям Петера Брётцмана (Peter Brotzmann). Фри-джазовый октет немец собрал еще в конце шестидесятых, а к концу девяностых много выступал и записывался с составами на девять-десять музыкантов.
Именно Chicago Tentet - а точнее его роспуск - и вдохновил ударника Пола Нильсен-Лава (Paal Nilssen-Love), несколько лет игравшего в составе у Брётцмана, на создание собственного оркестра. Если вы вдруг не знаете, кто такой Нильсен-Лав, то проще всего описать его вклад в современную культуру так: в разное время Пол поучаствовал примерно в половине современных фри-джазовых ансамблей, начиная с The Thing, главной группы скандинавского экстремального джаза, и заканчивая многочисленными составами Territory Band под руководством американского саксофониста Кена Вандермарка (Ken Vandermark).
Компанию себе Пол подобрал представительную – два саксофона, две трубы, тромбон, туба, два баса, гитара, электроника и даже вторые ударные. Многие из его сайдменов уже выступали в Москве в составе других проектов. Тубист Пер-Оке Холмландер (Per Åke Holmander) играл в "Доме" в составе Swedish Azz, контрабасист Юн Руне Стром (Jon Rune Strøm) выступал здесь с Frode Gjersted Trio, трубач Томас Йоханссон (Thomas Johansson) минувшей весной играл в Москве в составе квартета Cortex. Среди других участников стоит отметить финского электронщика Томми Керянена (Tommi Keränen), который сольно записывает пластинки на грани нойза и дрон-эмбиента.
Главный вопрос, естественно, состоит в том, как эта махина звучит. Музыка Large Unit - рваное фри-джазовое полотно, где такого понятия как "темп" не существует вовсе, а тихие участки из шумов и скрипов чередуются с вспышками шквалистой агрессии. Здесь же характерная для The Thing нестандартная техника звукоизвлечения, когда каждый инструмент звучит как угодно, но только не так, как задумывали его создатели. И одновременно со всем этим – сочные аккорды и яркие рифы, характерные именно для музыки больших оркестров.
Paal Nilssen-Love Large Unit (Норвегия – Швеция – Дания – Финляндия)
1 ноября, КЦ "Дом", 22:00
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)