PAAL NILSSEN-LOVE LARGE UNIT  В большой компании

Главный барабанщик норвежского фри-джаза выступит в Москве с оркестром из 12 музыкантов.

Скандинавский новоджазовая сцена – определенно лучшее, что случилось с этим жанром в XXI веке. И если первый всплеск экспериментального джаза, случившийся примерно между концом пятидесятых и началом семидесятых, до России дошёл исключительно в записях и фильмах (с концертами добрались до Москвы лишь немногие вроде Арчи Шеппа (Archie Shepp) и Орнетта Коулмана (Ornette Coleman), да и то уже в преклонном возрасте), то развитие скандинавской джазовой саги мы наблюдаем, что называется, в прямом эфире. В Москве уже выступали The Thing, Free Fall, Atomic, Frode Gjerstad Trio, ADA, Swedish Azz и многие другие, казалось бы, чем еще удивить привередливого зрителя?

Оказывается, очень даже есть чем. Практически всегда скандинавы возили сюда камерные составы, чаще всего трио, реже квартеты. Что опять же неудивительно – небольшой состав стал во фри-джазе стандартом де-факто, а большие оркестры как правило предназначались для исполнения более консервативной музыки. Однако в последнее время ситуация стала меняться, в первую очередь благодаря усилиям Петера Брётцмана (Peter Brotzmann). Фри-джазовый октет немец собрал еще в конце шестидесятых, а к концу девяностых много выступал и записывался с составами на девять-десять музыкантов.

Именно Chicago Tentet - а точнее его роспуск - и вдохновил ударника Пола Нильсен-Лава (Paal Nilssen-Love), несколько лет игравшего в составе у Брётцмана, на создание собственного оркестра. Если вы вдруг не знаете, кто такой Нильсен-Лав, то проще всего описать его вклад в современную культуру так: в разное время Пол поучаствовал примерно в половине современных фри-джазовых ансамблей, начиная с The Thing, главной группы скандинавского экстремального джаза, и заканчивая многочисленными составами Territory Band под руководством американского саксофониста Кена Вандермарка (Ken Vandermark).

Компанию себе Пол подобрал представительную – два саксофона, две трубы, тромбон, туба, два баса, гитара, электроника и даже вторые ударные. Многие из его сайдменов уже выступали в Москве в составе других проектов. Тубист Пер-Оке Холмландер (Per Åke Holmander) играл в "Доме" в составе Swedish Azz, контрабасист Юн Руне Стром (Jon Rune Strøm) выступал здесь с Frode Gjersted Trio, трубач Томас Йоханссон (Thomas Johansson) минувшей весной играл в Москве в составе квартета Cortex. Среди других участников стоит отметить финского электронщика Томми Керянена (Tommi Keränen), который сольно записывает пластинки на грани нойза и дрон-эмбиента.

Главный вопрос, естественно, состоит в том, как эта махина звучит. Музыка Large Unit - рваное фри-джазовое полотно, где такого понятия как "темп" не существует вовсе, а тихие участки из шумов и скрипов чередуются с вспышками шквалистой агрессии. Здесь же характерная для The Thing нестандартная техника звукоизвлечения, когда каждый инструмент звучит как угодно, но только не так, как задумывали его создатели. И одновременно со всем этим – сочные аккорды и яркие рифы, характерные именно для музыки больших оркестров.

Paal Nilssen-Love Large Unit (Норвегия – Швеция – Дания – Финляндия)
1 ноября, КЦ "Дом", 22:00

При поддержке Посольства Норвегии в России

22.10.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

PAAL NILSSEN-LOVE LARGE UNIT