ДЕТИ PICASSO  "Мы - эликсир молодости для народных армянских песен"

Гая Арутюнян рассказывает о возрождении Детей Picasso и раскрывает название новой пластинки.

После распада группы Дети Picasso, случившегося из-за разъезда участников на ПМЖ по разным городам и странам, их нишу так никто и не заполнил. Работавшее на стыке рока, фолка и джаза, детище Карэна и Гаянэ Арутюнян осталось уникальным образчиком свободной творческой мысли, основанной на корневой музыке, с неповторимым почерком, который обрел поклонников по всему миру. Несмотря на то, что Арутюняны собрали взрывной сайд-проект Wattican Punk Ballet, их первого и главного коллектива ощутимо не хватало. Тем радостнее была новость о том, что группа снова жива и сейчас наконец-то готова представить новую пластинку. Звуки позвонили Гае в Будапешт и расспросили её о текущем положении дел в группе и новой студийной работе.

Звуки: Расскажите пожалуйста про новый альбом "Тени забытых предков", в чем его концепт и мысль? В нём будут исключительно армянские песни?
Гая: Я должна сразу уточнить, это было рабочее название альбома, как маяк, ориентир. Вообще, название всегда формируется непосредственно в процессе записи и никогда до. Мы решили назвать альбом коротко и ёмко - "MOTHERLAND". Нам понравилось 2 ключевых корня в этом слове: мать и земля = Родина. Знаете, тот фактор, что мы живем далеко от среды, где социализировались, и еще дальше от своей родины, определил сильнейшую необходимость, даже жажду самоидентификации.
Мы живем в Будапеште уже 8 лет, работаем в мультикультурной среде, общаемся на нескольких языках, впитываем слишком много разных традиций, подвергаемся различным влияниям... так недолго и себя забыть. Кто ты, что ты, откуда и зачем. Поэтому наше возвращение к собственной корневой музыке стало для нас опорой, железобетонной конструкцией, на которой можно начать что угодно! Самоидентификация пошла через музыку, как и всё в нашей жизни. После четырёхлетнего перерыва мы открыли главный клад нашей семьи - это старые народные армянские песни, которые пели в нашем доме всегда, и в доме наших родителей и их родителей! Мы поняли, что настало время и нам поучаствовать в продолжение жизни этих песен, ведь мы - Дети Picasso, - эликсир молодости для этих народных песен. Мы удлиняем их жизнь, а это значит, что и наши дети перехватят эту эстафету. Эти чудесные песни невероятной красоты будут жить, пока их поют. Получается, что преемственность - это святое! Так выживает маленький народ, веками хранящий свои традиции.
Концепция альбома "Motherland", в отличии от наших предыдущих дерзких этно экспериментов в том, что мы максимально деликатно работали с материалом, который слышали с детства. А мысль в том, что часто ответ на все вопросы лежит в глубине собственных корней, а не в поиске нового, чужеродного. Раскрою секрет, в альбом также вошла моя любимая венгерская народная песня, под арфу и струнный квартет про маленькую птичку, которая несет письмо с весточкой домой родителям.

Звуки: Альбом, я так понимаю, с помощью краудфандинга помогли записать ваши слушатели, которые истосковались по группе? И в фейсбуке вы писали, что без участия слушателей альбома бы не случилось.
Гая: О, да! Краудфандинг стал для нас большим испытанием и, одновременно, прояснением реальной ситуации. Мы понятия не имели, помнят ли о нас в России, ждут ли, хотят ли продолжения нашей истории... И когда за полтора месяца наши поклонники, покупая продукцию и мерчендайз группы, наполнили кассу-копилку будущего альбома и даже переполнили её, то мы поняли, что мы нужны! Пусть не миллионам, только нескольким сотням или тысячам, но мы, действительно, нужны и мы кое-что значим (улыбается). Знаете, когда мы записывали альбомы "Герда" и "Кай", то один уникальный музыкант, работающий с нами над этим альбомом, а именно басист легендарной берлинской группы Einstürzende Neubauten Алекс Хаке (Alex Hacke) сказал, что они одни из первых в континентальной Европе начали практиковать краудфандинг, потому что не хотели зависеть от вкусов рекорд-лейблов. И решили, что группа будет жить до тех пор, пока слушатели и поклонники этого хотят! Так они существуют уже 30 лет, и это очень мощно.
Я не уверена, что стоит вдаваться в подробности о том, почему некоммерческая музыка нуждается в поддержке... Думаю, мало-мальски приближенные к этому делу люди имеют представление о печальном состоянии музыкальной индустрии с появлением "бесплатной" музыки в сети. Не хочется сейчас лить себе чай на спину и сыпать соль на рану… Но действительно, без поддержки наших обожаемых слушателей мы бы не справились, точнее, даже не стали бы браться. По крайней мере, не в этом году и не в следующем, а может через пару лет, затянув ремешки… Ну, или никогда! То есть этот альбом, действительно, появился, благодаря каждому, кто поддержал нас. И, пользуясь случаем, хочу обратиться к тем, кто поддерживает некоммерческую музыку, кино, театр! Ребята, вы не представляете, насколько важную роль вы играете в жизни современной культуры! За что вам нижайший поклон и уважуха!

Звуки: От лайвов осталось ощущение, что звучание пластинки будет мягче, чем на "Герде" и "Кае"
Гая: Так и есть. Мягче, чем на "Герде" и "Кае" и чем на других наших пластинках. Это связанно с тем, что все меняется, меняемся и мы. Прошла целая жизнь... Мы многих и многое потеряли, многих и многое обрели, мы повзрослели, поумнели, в конце концов, и было бы странно и нелепо, если бы мы имитировали себя, свое звучание десятилетней давности. Наше содержание стало жестче, а форма мягче, нежнее и вкуснее! Попробуйте, вам понравится (улыбается).
Звуки: В прошлом альбоме принимали участие многие приглашенные музыканты - Тина Кузнецова, Владимир Волков, Никола Секулович, есть ли гостевые камео в этот раз?
Гая: Вы не представляете, в каком музыкальном раю мы побывали с этими монстрами, с этими величинами, с этими профессионалами! Тина Кузнецова и Володя Волков приезжали к нам в Будапешт. Мы работали над второй частью альбома "Герда" - "Кай". Басист Laibach Никола работал с нами на расстоянии, мы встретились в Любляне только однажды. "Кай" - это, по моему мнению, одна из самых наших сильных работ, но она была издана ограниченным тиражом на деревянных флешках, которые очень быстро закончились… Наша мечта - издать когда-нибудь этот бриллиант на виниле. В новом же альбоме мы прислушивались не к своим внутренним голосам, желанием поработать с теми, с кем того всегда хотелось, а к внутреннему голосу альбома "Motherland", какое звучание требуется этим старым, мудрым песням. Поэтому мы пригласили пианиста, духовика, нашу экс-альтистку Эллину Хачатурян из Швейцарии и отца нашего нового барабанщика, мощнейшего фольклориста Венгрии. Каждый из них уникальный персонаж и профессионал, и мы очень довольны результатом.

Звуки: Как отнеслись музыканты прежнего состава Детей к новому? Не ревновали? Чем они сейчас занимаются?
Гая: О, наши любимые Алексей Филиппик (бас), Богдан Бобров (ударные) и Вадик Кузнецов (виолончель)! Их ужасно не хватает! С ними мы прошли весь путь - от сопливых носов и полного непонимания себя и своего места, до крепко сколоченной, сильнейшей группы, ориентирующейся и в маленьких клубах, и на стадионной площадке… И на студии, и в прямом эфире, и в большом туре, и на луне, чёрт побери - вот какой мы были бандой! Думаю, о ревности не может идти речи, это слишком великодушные люди для таких мелких проявлений. Сейчас Алексей занимается дизайном мебели на заказ и делает это искрометно, стильно и очень оригинально! Вадик ушел в звукорежиссуру, не пропадать же золотым ушам, а наш Богдан продолжает практиковать мастерство в прекрасной, очень талантливой группе После 11 и занимается фотографией.
Звуки: Какие были ощущения от первых концертов в новом составе?
Гая: Не лишним будет сказать, что мы не искали новый состав, не устраивали замен и кастингов... Они сами появились, как будто так и должно было быть. Барабанщик, он же альтист, и арфистка. Это потомственные музыканты в третьем поколении. Страшно сказать, на первых концертах это были давно забытые ощущения настоящей группы, когда ты каждой косточкой и спинным мозгом чувствуешь музыкантов на сцене, а они не сводят друг с друга взгляда, но особым, внутренним зрением. Это интереснейший энергоёмкий процесс. И я очень рада, что скоро вы станете его свидетелями (улыбается).

Звуки: Что зрители увидят на презентации альбома? Будет ли какой-то специальный перфоманс? Может, будет кратковременный реюнион классического состава "Детей"?
Гая: Понимаете, мне постоянно хочется перенести всех зрителей из зала в самое сердце Армении, накормить их домашними сырами, вяленым мясом, свежим лавашом и деревенским шашлыком. Мне хочется отвезти их в древний храм без фресок, а потом к высокогорному озеру к смелым чайкам. Мне хочется, чтобы они увидели горы на закате, как детки танцуют народные танцы и как старухи молчат, думая о своих… Но я могу это сделать только посредством погружения в наши песни и видеоряд, который я готовлю к презентациям! Да, будет кое-что еще, конечно, но я оставлю это в секрете (улыбается) А еще, акционеры, купившие лот "Новый альбом на СD", смогут после концертов получить свои диски. Кроме того, мы готовим специальное издание в деревянных коробках с декупажем ручной работы очень ограниченным тиражом. Реюниона в этот раз не получится, ведь 2 из 3 наших экс-музыкантов "оставили" свои инструменты. Хоть и говорят, что мастерство не пропьешь, всё же у нас началась новая история. Поэтому оставим ностальгию для джем-сэйшнов на домашних вечеринках.

Звуки: Какое самое сильное музыкальное впечатление за последнее время с тобой случилось, кроме записи новой пластинки?
Гая: Концерт Florence And The Machine, на котором у меня свело ноги от восторга перед необъяснимым и прекрасным... Мое участие в немецком проекте, где мне пришлось петь полтора часа на латыни оперным голосом и играть на самодельных инструментах... Концерт Einstürzende Neubauten, на котором вокалист на прощание сказал: "Если вы завтра умрете, то скажите Богу, что видели его любимую группу живьем!"

Дети Picasso: Презентация альбома "Motherland"
29 октября - Санкт-Петербург, сцена музея современного искусства Эрарта
31 октября - Москва, Центральный Дом Художника

05.10.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ДЕТИ PICASSO - свежие публикации:

Сайт: www.detipicasso.ru

ДЕТИ PICASSO

Дети Пикассо в их сегодняшнем составе появились в 1999 году в Москве и в том же году выпустили свой первый демо-альбом "Иное вещество", состоящий из 5 композиций на русском языке. Очень...

Дата образования:

1 января 1997

Подробности из жизни:

Дети Пикассо в их сегодняшнем составе появились в 1999 году в Москве и в том
же году выпустили свой первый демо-альбом "Иное вещество", состоящий из 5
композиций на русском языке. Очень выразительный женский вокал на фоне
прозрачных гитарных партий, мягкой виолончели. Музыка то удивительно простая,
добрая, то мрачноватая, жесткая, с уходом в психоделию.

Однако то, что есть сейчас у "Детей" и чего нет у других московских групп,
появилось у них уже позже с легкой руки журнала "Афиша", по невыясненным до сих
пор причинам (наверняка из лучших побуждений) однажды написавшем в анонсе
концерта, что группа исполняет "армянские песни". Армянских песен "Дети
Пикассо" на тот момент исполняли только одну (Гая пела а капелла "Оровел"), и
лидеры группы, брат и сестра Карен и Гая Арутюнян, подумали: а
почему бы и нет?
Так они появились перед слушателями с армянской народной хороводной песней.
Реакция публики была более чем положительна. Набитый совсем даже не армянами
зал клуба…

Далее... →