ЗАКОН: Как избавиться от РАО за 10 дней

Статья-инструкция для всех музыкантов, сонграйтеров и их друзей. Мы поможем вам начать зарабатывать на своей музыке самостоятельно.

Что лучше: получать деньги за свои концерты или не получать? Для каждого артиста и автора ответ очевиден: деньги нужны. И они реально заработаны. На ваш концерт пришли люди, вы для них играли, ваши музыка и песни им очень понравились.
Но Российское Авторское Общество считает, что у вас не хватает мозгов, чтобы самим решать, как получать своё вознаграждение и как им распоряжаться. И что ваши слушатели - это не показатель. Сколько вам надо денег, РАО знает лучше вас.

Илье Резнику, автору сотен песен, РАО заплатило буквально копейки. Вместо миллионов. Сколько заплатят вам? Ноль! В лучшем случае - около ноля. Между тем, само РАО заработало 4,4-4,6 миллиардов (!!!) рублей только за один 2013 год! Ожидалось поступление еще около 5 миллиардов в 2014 году, но РАО собрало снова 4,6 миллиардов, сообщив, что рост поступлений составил 5%.

Когда кто-то берётся защищать ваши права без вашего согласия и с вас же взимает за это оплату, это обычно называют рэкетом. Но сложилось так, что подобный рэкет привычен для российских музыкантов. РАО собирает деньги со всех концертных площадок страны, от стадионов до кафе. И все эти деньги должны быть распределены вам за ваше творчество, однако распределением РАО занимается с куда меньшим рвением. Себе оно оставляет значительный процент и всё, что оказывается невостребованным.
Если вы - независимый музыкант и ваши песни где-то звучали, знайте: РАО уже получило за вас деньги. Но у вас есть возможность получать эти деньги с площадок напрямую!

Это статья-инструкция для всех музыкантов, сонграйтеров и их друзей.

Мы хотим, чтобы вы узнали, как избавиться от РАО и начать жить. В статье содержатся шаги и документы, которые помогут вам начать зарабатывать на своей музыке самостоятельно.

Действуйте, но с умом и с расчетливостью.

Копейки и миллиарды

Если спросить обычного музыканта "Сколько тебе приносит РАО?" - он отмахнется и скажет "не знаю, наверное, мало". Но на деле оказывается, что речь идет о сверхдоходах. Только это доходы не музыкантов. Например, в 2013 году РАО собрало 4,4 млрд. рублей, а реальные выплаты правообладателям составили 3,2 млрд. рублей. Сухой остаток - 1,2 млрд. рублей. Бизнес с такой маржинальностью ещё надо поискать! Разве после этого кого-то удивит новость о том, что гендиректор РАО купил себе замок в Шотландии и гигантскую яхту?

Вы скажете: но ведь выплаты зависят от популярности артиста или песни. Роялти должны получать только самые "крутые и знаменитые"! Сюрприз - звезды тоже очень часто выражают серьёзное недовольство объёмами денег, поступающих от РАО и РСП! На сайте РАО есть список авторов, исключивших свои произведения из управления авторского общества. Помимо Резника, в этом списке - Раймонд Паулс, Максим Фадеев, Стас Намин, Алексей Рыбников. Все они изъяли все права на свои произведения из коллективного управления РАО. "Если бы вы знали, какое нищенское пособие выплачивает мне РАО!, - рассказывает композитор Максим Фадеев. – Мои песни попадают в мировые чарты, звучат в Америке, в Европе, в Азии... На Западе только одна моя песня "Ми-ми-ми" группы Серебро за месяц принесла мне больший доход, чем все, что мне выплатило РАО за 30 лет (!) творческой работы за весь мой каталог. А это более 400 песен! Я был в шоке!"

Возможно ли простому музыканту, если он автор-исполнитель собственных песен и сам договаривается о проведении своих выступлений, обойтись без участия ОКУПов в его судьбе? – Да, возможно! И это даже несложно осуществить на практике. Главное, что необходимо понять всем артистам и авторам: результат их труда - имущество, и что они сами несут бремя его содержания. В противном случае это будут делать те, кого об этом не просили.

Берём командование в свои руки: опыт

В интервью Звукам продюсер Андрей Лукинов (продюсерский центр И. Матвиенко) рассказывал:

- В наших компаниях 99,9% используемого репертуара артистами, чьи интересы в части организации концертов мы и представляем, находятся в нашем собственном управлении. Долгое время собирать вознаграждения "напрямую" у нас никакого желания не возникало.
Вот почему наша позиция изменилась:
а) Мы сопоставили информацию о фактически проведённых концертах, количестве "увиденных" РАО и суммах начисленного вознаграждения за использование авторских прав. Как оказалось, далеко не все проведённые концерты, оплату за которые мы получили на свой счет, РАО "увидело". Это касалось даже крупных сольных выступлений в Москве.
б) Мы провели анализ сроков перечисления такого вознаграждения нашим авторам и издательству.

Добавила удивления позиция руководства соответствующего департамента РАО: нам предложили отказываться от заключения договоров о выступлениях с теми организаторами, которые не заключили договор с РАО о выплате авторского вознаграждения. Фактически, получилась странная ситуация – мы, заключая договор о выступлении того или иного артиста, должны были принудить организатора концерта заключить договор с РАО. Деньги авторского гонорара уходили бы на р/с РАО, из них бы удержалась "комиссия" - и через какое-то время, "покрутившись" на счетах РАО, они поступили бы на счета авторов и наш счёт.
Зачем нужно такое посредничество, если мы самостоятельно можем заключить договор с организатором концерта?
В итоге мы начали предлагать организаторам концертов получать у нас разрешение на использование авторских прав "напрямую", без участия РАО. По результатам: примерно за год выдачи таких разрешений мы собрали и распределили по нашим авторам суммы, сопоставимые с собранными РАО с момента его аккредитации. И, что важно, деньги распределялись практически одновременно с их получением, без задержек.
Сразу нужно оговориться – далеко не все организаторы соглашаются на такое предложение по разным причинам:
а) мы лучше в РАО заплатим, так привычнее;
б) мы лучше в РАО заплатим, у нас есть "ходы и договоренности" с агентами РАО на местах, мы и сами оптимизируем;
в) а что это такое - авторское вознаграждение?!

Какова же процедура, когда мы достигли договорённости с организатором концерта о заключении лицензионного договора, и что в нём содержится? В договоре мы гарантируем, что: а) 100% авторских прав на исполняемый репертуар принадлежат нам; б) что мы уведомляем РАО о самостоятельном сборе гонорара и последующем его распределении, без привлечения РАО к этой процедуре, а также гарантируем РАО, что к нему от авторов не будет претензий по этому концерту.
Копию этого уведомления РАО мы предоставляем организатору концерта.

Как обойтись без РАО, если вы – музыкант

1. Написать по случаю важного мероприятия письмо-уведомление в РАО о том, что вы запрещаете ему сбор вознаграждений от вашего имени по итогам этого концерта. Ссылка на образец письма находится здесь.

2. Вариант: написать письмо о полном выходе из РАО и быть готовым к тому, что письмо "потеряют", будут год рассматривать и еще три месяца сворачивать управление -и все это время будут собирать за вас роялти.

3. Отправить письмо по следующим адресам: "Российское Авторское Общество, 123995, ГСП, Москва, ул. Большая Бронная, 6А."

Письмо должно быть отправлено как заказное, с уведомлением о вручении. Не забудьте сохранить квитанцию уведомления.
Вариант: прийти в офис РАО и вручить письмо лично, не забыв получить у секретаря входящий номер.

4. Предложить всем организаторам эфиров и концертов самостоятельно выплачивать вам роялти, предлагая им на подписание стандартный договор и вручая уведомление о расторжении отношений с РАО.

5. Profit!

Как обойтись без РАО, если вы - организатор концерта

Процедура для организатора концерта тоже очень проста:

1. Вы уточняете у артиста/автора-исполнителя или его менеджмента, можете ли вы выплатить им авторский гонорар напрямую, без участия РАО.

2. Если вам говорят "да", согласовываете сумму, прописываете в договоре с артистами дату, место концерта, сумму, гарантии и обязательно включаете в договор их обязательство уведомить РАО о получении такого гонорара напрямую и предоставлении вам, организатору, копии этого уведомления.

3. Profit!

Сложности и как их избежать

Организаторам концертов, если они хотят оптимизировать свои выплаты за использование авторских прав, нужно обязательно учитывать следующие моменты:

а) В случае, если исполнитель не является автором исполняемых на концерте произведений, у исполнителя или организации, представляющей его интересы при проведении концерта, должно быть разрешение от авторов. И эта организация или исполнитель берут на себя гарантии по выплате гонорара авторам с уведомлением об этом РАО в письменной форме (которое предоставляют организатору концерта), что делается при помощи все того же письма;

б) Не стараться "развести" исполнителя на подписание недействительных гарантий по авторским выплатам: если нет уведомления в сторону РАО с отметкой того же РАО о получении уведомления, местный агент может сделать "круглые глаза" - и будет абсолютно прав. А то, что головной офис не уведомил этого агента о "свободном концерте" - уже проблема РАО, и об этом есть документ у организатора концерта;

в) Не стараться договориться о гонораре авторам "меньше меньшего" (максимальный дисконт может составить от ставки РАО 15-20% (это процент "комиссии" РАО);

г) Если существуют "неформальные договорённости" с агентом РАО о занижении ставки, помните: это "всплывёт" в отчёте РАО перед издательством и вопрос возникнет о достоверности суммы гонорара;

д) Избегать работы через фирмы-однодневки (концерт проведён, компания брошена, денег нет) - такие организаторы сами призывают себе на голову инициативы вроде предложения депутата Митрофанова обязать концертных агентов иметь банковские гарантии на 150 млн рублей каждому. Если бы не запредельная сумма, идея была бы вполне здравой.

е) Вы должны быть уверены в том, что 100% репертуара "закрывает" договор с исполнителем и весь этот репертуар перечислен в договоре. Если будет исполнена хоть одна песня, написанная при участии соавтора или другого авторства, не "закрытая" договором - вы попали. Например, Баста, записавший дуэт с Городом 312 "Обернись", вынужден был перестать исполнять эту песню на своих концертах, так как РАО требовало те же деньги (% от вала) за 1,5 доли в этом произведении (единственные из "репертуара РАО"), не обращая внимания на общее количество остальных произведений, исполняемых в концерте, при этом на "свои песни" автор Баста сам выдавал разрешение.

Важно понимать: избежать участия РАО в сборе гонораров за исполнение произведений в "сборных солянках", трибьютах и при проведении концертов караоке - гарантированно невозможно. Поэтому описываемый случай – частный, но нередко встречающийся.

Заключение

Когда вы получите свои деньги на руки - это будет еще одним признанием и вашего таланта, и ваших трудов. Это – справедливо и это еще один шаг к настоящему, большому успеху. Потому что свои новые деньги вы сможете вложить в себя, в свое творчество. Ведь это закон: чем больше инвестируешь, тем больше получаешь. Ждем вас на самых лучших площадках страны и мира!

12.10.2015, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ПРАВО - Как избавиться от РАО за 10 дней - ваше мнение о статье
  • Интересная статья. Я пишу об авторском праве
    Написал(a): Boris Schipkov, 22/10/2015 14:31
ПРАВО - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Рифмы и биты: микстейпы мая – МУЗЫКА В новой подборке свежих микстейпов: дебют 20-летнего Пост Малоуна, приторность Chance the Rapper и… »»

И конкурсы интересные – RADIOHEAD Radiohead с размахом отметят выход своего нового альбома на виниле и CD. »»

Разгребая архивы – PINK FLOYD Стартовала акция по переизданию ремастированных альбомов Pink Floyd на виниле. »»

Не оставляя сомнений – PRINCE Официально объявлена причина смерти Принса: передозировка сильнодействующим обезболивающим. »»

Обратный отсчет, специальный выпуск: переиздания – МУЗЫКА Старые записи и ранее неизданный материал, который должен быть на полке каждого искушенного… »»

Еврофлуд-2016 – ЕВРОВИДЕНИЕ Еврофлуд начинается тут. Присоединяйтесь! »»

Обратный отсчет #221: альбомы недели – МУЗЫКА Джеймс Блэйк, Энтони Хегарти и Death Grips в свежем выпуске "Обратного отсчета". »»

Обратный отсчет #219: альбомы недели – МУЗЫКА Wire, Lush, M83, Autolux и Лера Линн в новом выпуске "Обратного отсчета". »»

Биты и рифмы: микстейпы марта – МУЗЫКА В новой подборке свежих микстейпов: Denzel Curry, Young Thug, Azealia Banks, Royce Da… »»

Обратный отсчет #213: альбомы недели – МУЗЫКА Эволюция Эсперанзы Сполдинг, поп-альбом Анны Мередит и сборник демок от главного рэпера… »»

Glastonbury-2016: штормовое предупреждение – GLASTONBURY Считанные дни остаются до того момента, когда распахнутся ворота самой популярной коровьей фермы в… »»

10 фестивалей в одном – PRIMAVERA SOUND Пи Джей Харви, Radiohead, Джон Карпентер и другие действующие лица Primavera Sound 2016. »»

По ковровой дорожке – ЕВРОВИДЕНИЕ Полуфинал Евровидения не стал проблемой для Сергея Лазарева, но вся борьба у него еще впереди. »»

Столичный калейдоскоп: апрель – МУЗЫКА Пётр Мамонов, Mujuice и Tequilajazzz в обзоре концертов, прошедших в Москве в апреле. »»

"А нужен ли этот конкурс России? А если нужен, то для чего? Непонятно" – Сергей ЛАЗАРЕВ Как Сергей Лазарев от Евровидения отказывался. »»

Flow 2016: весомые аргументы – ФЕСТИВАЛЬ Не объявив и половины участников, Flow 2016 уже обещает стать лучшим фестивалем лета. »»

Ставки повышаются – ЕВРОВИДЕНИЕ Второй полуфинал Евровидения оказался содержательнее и напряженнее первого. »»

Lollapalooza Berlin: закрытие сезона – ФЕСТИВАЛЬ Берлинский филиал "Лоллапалузы" - последняя в 2016 году возможность посмотреть живьём Radiohead и… »»

Sonar Barcelona 2016: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Фестиваль Sonar Barcelona опубликовал полный список участников. »»

Step by Step: радость моя, зима – ИЗ ЖИЗНИ Джулия Холтер, Metric, Death Cab for Cutie и прощальное шоу Majical Cloudz - в отчетной колонке… »»

"Правильная тональность внутреннего диалога" – Светлана СУРГАНОВА Светлана Сурганова - о своей работе в театре, академической музыке и направлении, в котором надо… »»

"Мне придают смелости мои фанаты" – BREAKING BENJAMIN Лидер Breaking Benjamin - о новом составе группы, своих детских мечтах и том, как добраться из США… »»

"Если ты промолчишь, в зале все равно будут орать." – Федор ЧИСТЯКОВ Накануне презентации новой программы Федор Чистяков рассказывает о своем тайном соавторе,… »»

"Победитель Голоса - это какой-то супер-хороший человек" – THERR MAITZ Антон Беляев из Therr Maitz об успехе после "Голоса", новом сингле "365" и планах по покорению… »»

"Если ты промолчишь, в зале все равно будут орать." – Федор ЧИСТЯКОВ Накануне презентации новой программы Федор Чистяков рассказывает о своем тайном соавторе,… »»

Душа - не балалайка – KATZENJAMMER Katzenjammer выпустили новый альбом Live at Gearbox - и распались. »»

"Для себя я уже давно эстрадный артист" – ОБЕ ДВЕ Катя Павлова о будущем группы Обе Две, психотерапии и удовольствии от игры с OQJAV. »»

"Мы - люди аналоговые" – VIVIENNE MORT Лидер группы Vivienne Mort Даниэла Заюшкина-Лапчикова о единомышленниках, концептуальности и… »»

Человек Возрождения: 70 лет Роберту Фриппу – Robert FRIPP Звуки отмечают день рождения Роберта Фриппа и вспоминают, за что мы все его любим. »»

"Хакеры годами готовятся к коллапсу. За это я их и люблю" – Alec EMPIRE Alec Empire о Берлине, прозорливости хакеров, филиппинских рейвах и виртуальной реальности. »»

Вспомнить всё: песни о России – МУЗЫКА В праздничном плейлисте Звуков - эволюция западных песен о России с 60-х годов до наших дней. »»

5 фильмов лета – МУЗЫКА Лучшие фильмы этого лета о музыке и музыкантах по версии Звуков. »»

Проверка пульса: май – МУЗЫКА Долгожданный альбом Марка Притчарда, дебютный лонг-плей Tourist и другие электронные альбомы мая. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану - 75. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого классика. »»

Дело - труба – Miles DAVIS 90-летию со дня рождения Майлза Дэвиса посвящается. »»

Своими словами – МУЗЫКА Мемуары Брайана Уилсона, Моби и Игги Попа, а также еще полдесятка готовящихся к выходу книг о… »»

Zvuki.rs: Белград – КАРТА МИРА Гид по главным музыкальным заведениям Белграда. »»

Евро 2016: между Икеей и Селин Дион – ЕВРОВИДЕНИЕ Пять примет и шесть фаворитов Евровидения 2016. »»

Вспомнить всё: советская космонавтика – МУЗЫКА Весенний плейлист музыки, посвященной Гагарину, Терешковой, собаке Лайке и другим советским… »»

RSD 2016: сезон охоты – МУЗЫКА За чем охотиться после Дня музыкального магазина - выбор Звуков. »»

20:00 – FORTE – Гия ДЗАГНИДЗЕ концерт »»

20:00 – Союз композиторов – ESH концерт »»

21:00 – Петрович – Александр ПОКИДЧЕНКО концерт »»

Хроника26/06

1977 – В Индианаполисе состоялся последний концерт Элвиса Пресли. "Король рок-н-ролла" скончался менее, чем через два месяца после этого события  »»

Big Bill BROONZY

Al STILLMAN

Dave GRUSIN (1934)

Brenton WOOD (1941)

Larry TAYLOR (1942)

Georgie FAME (1943)

Steve NARDELLA (1948)

Joey BARON (1955)

Chris ISAAK (1956)

Patty SMYTH (1957)

Дмитрий ГРОЙСМАН (1963)

Вячеслав ПЕТКУН (1969)

GAROU (1972)

Johan NIEMANN (1977)

Свежая реплика

АЛСУАЛСУ 03/06/2016 10:06 от Berilla Помимо приятного голоса и внешности, эта певица подкупает какой-то особой скромностью, которая подчеркивает её обаяние. ответить

Самая крутая тяжелая группа всех времен и народов - это...

Black Sabbath. Потому что отцы.

Metallica. Потому что выступали даже на Антарктиде.

Iron Maiden. Потому что у них есть свой самолет.

Slipknot. Потому что они лучше всех выглядят.

Napalm Death. Потому что куда уж тяжелее?

Ария. Потому что импортозамещение.

отправить