ПРАВО  Как избавиться от РАО за 10 дней

Статья-инструкция для всех музыкантов, сонграйтеров и их друзей. Мы поможем вам начать зарабатывать на своей музыке самостоятельно.

Что лучше: получать деньги за свои концерты или не получать? Для каждого артиста и автора ответ очевиден: деньги нужны. И они реально заработаны. На ваш концерт пришли люди, вы для них играли, ваши музыка и песни им очень понравились.
Но Российское Авторское Общество считает, что у вас не хватает мозгов, чтобы самим решать, как получать своё вознаграждение и как им распоряжаться. И что ваши слушатели - это не показатель. Сколько вам надо денег, РАО знает лучше вас.

Илье Резнику, автору сотен песен, РАО заплатило буквально копейки. Вместо миллионов. Сколько заплатят вам? Ноль! В лучшем случае - около ноля. Между тем, само РАО заработало 4,4-4,6 миллиардов (!!!) рублей только за один 2013 год! Ожидалось поступление еще около 5 миллиардов в 2014 году, но РАО собрало снова 4,6 миллиардов, сообщив, что рост поступлений составил 5%.

Когда кто-то берётся защищать ваши права без вашего согласия и с вас же взимает за это оплату, это обычно называют рэкетом. Но сложилось так, что подобный рэкет привычен для российских музыкантов. РАО собирает деньги со всех концертных площадок страны, от стадионов до кафе. И все эти деньги должны быть распределены вам за ваше творчество, однако распределением РАО занимается с куда меньшим рвением. Себе оно оставляет значительный процент и всё, что оказывается невостребованным.
Если вы - независимый музыкант и ваши песни где-то звучали, знайте: РАО уже получило за вас деньги. Но у вас есть возможность получать эти деньги с площадок напрямую!

Это статья-инструкция для всех музыкантов, сонграйтеров и их друзей.

Мы хотим, чтобы вы узнали, как избавиться от РАО и начать жить. В статье содержатся шаги и документы, которые помогут вам начать зарабатывать на своей музыке самостоятельно.

Действуйте, но с умом и с расчетливостью.

Копейки и миллиарды

Если спросить обычного музыканта "Сколько тебе приносит РАО?" - он отмахнется и скажет "не знаю, наверное, мало". Но на деле оказывается, что речь идет о сверхдоходах. Только это доходы не музыкантов. Например, в 2013 году РАО собрало 4,4 млрд. рублей, а реальные выплаты правообладателям составили 3,2 млрд. рублей. Сухой остаток - 1,2 млрд. рублей. Бизнес с такой маржинальностью ещё надо поискать! Разве после этого кого-то удивит новость о том, что гендиректор РАО купил себе замок в Шотландии и гигантскую яхту?

Вы скажете: но ведь выплаты зависят от популярности артиста или песни. Роялти должны получать только самые "крутые и знаменитые"! Сюрприз - звезды тоже очень часто выражают серьёзное недовольство объёмами денег, поступающих от РАО и РСП! На сайте РАО есть список авторов, исключивших свои произведения из управления авторского общества. Помимо Резника, в этом списке - Раймонд Паулс, Максим Фадеев, Стас Намин, Алексей Рыбников. Все они изъяли все права на свои произведения из коллективного управления РАО. "Если бы вы знали, какое нищенское пособие выплачивает мне РАО!, - рассказывает композитор Максим Фадеев. – Мои песни попадают в мировые чарты, звучат в Америке, в Европе, в Азии... На Западе только одна моя песня "Ми-ми-ми" группы Серебро за месяц принесла мне больший доход, чем все, что мне выплатило РАО за 30 лет (!) творческой работы за весь мой каталог. А это более 400 песен! Я был в шоке!"

Возможно ли простому музыканту, если он автор-исполнитель собственных песен и сам договаривается о проведении своих выступлений, обойтись без участия ОКУПов в его судьбе? – Да, возможно! И это даже несложно осуществить на практике. Главное, что необходимо понять всем артистам и авторам: результат их труда - имущество, и что они сами несут бремя его содержания. В противном случае это будут делать те, кого об этом не просили.

Берём командование в свои руки: опыт

В интервью Звукам продюсер Андрей Лукинов (продюсерский центр И. Матвиенко) рассказывал:

"В наших компаниях 99,9% используемого репертуара артистами, чьи интересы в части организации концертов мы и представляем, находятся в нашем собственном управлении. Долгое время собирать вознаграждения "напрямую" у нас никакого желания не возникало.
Вот почему наша позиция изменилась:
а) Мы сопоставили информацию о фактически проведённых концертах, количестве "увиденных" РАО и суммах начисленного вознаграждения за использование авторских прав. Как оказалось, далеко не все проведённые концерты, оплату за которые мы получили на свой счет, РАО "увидело". Это касалось даже крупных сольных выступлений в Москве.
б) Мы провели анализ сроков перечисления такого вознаграждения нашим авторам и издательству.

Добавила удивления позиция руководства соответствующего департамента РАО: нам предложили отказываться от заключения договоров о выступлениях с теми организаторами, которые не заключили договор с РАО о выплате авторского вознаграждения. Фактически, получилась странная ситуация – мы, заключая договор о выступлении того или иного артиста, должны были принудить организатора концерта заключить договор с РАО. Деньги авторского гонорара уходили бы на р/с РАО, из них бы удержалась "комиссия" - и через какое-то время, "покрутившись" на счетах РАО, они поступили бы на счета авторов и наш счёт.
Зачем нужно такое посредничество, если мы самостоятельно можем заключить договор с организатором концерта?
В итоге мы начали предлагать организаторам концертов получать у нас разрешение на использование авторских прав "напрямую", без участия РАО. По результатам: примерно за год выдачи таких разрешений мы собрали и распределили по нашим авторам суммы, сопоставимые с собранными РАО с момента его аккредитации. И, что важно, деньги распределялись практически одновременно с их получением, без задержек."

Сразу нужно оговориться – далеко не все организаторы соглашаются на такое предложение по разным причинам:
а) мы лучше в РАО заплатим, так привычнее;
б) мы лучше в РАО заплатим, у нас есть "ходы и договоренности" с агентами РАО на местах, мы и сами оптимизируем;
в) а что это такое - авторское вознаграждение?!

Какова же процедура, когда vы достигли договорённости с организатором концерта о заключении лицензионного договора, и что в нём содержится? В договоре мы гарантируем, что: а) 100% авторских прав на исполняемый репертуар принадлежат нам; б) что мы уведомляем РАО о самостоятельном сборе гонорара и последующем его распределении, без привлечения РАО к этой процедуре, а также гарантируем РАО, что к нему от авторов не будет претензий по этому концерту.
Копию этого уведомления РАО мы предоставляем организатору концерта.

Как обойтись без РАО, если вы – музыкант

1. Написать по случаю важного мероприятия письмо-уведомление в РАО о том, что вы запрещаете ему сбор вознаграждений от вашего имени по итогам этого концерта. Ссылка на образец письма находится здесь.

2. Вариант: написать письмо о полном выходе из РАО и быть готовым к тому, что письмо "потеряют", будут год рассматривать и еще три месяца сворачивать управление -и все это время будут собирать за вас роялти.

3. Отправить письмо по следующим адресам: "Российское Авторское Общество, 123995, ГСП, Москва, ул. Большая Бронная, 6А."

Письмо должно быть отправлено как заказное, с уведомлением о вручении. Не забудьте сохранить квитанцию уведомления.
Вариант: прийти в офис РАО и вручить письмо лично, не забыв получить у секретаря входящий номер.

4. Предложить всем организаторам эфиров и концертов самостоятельно выплачивать вам роялти, предлагая им на подписание стандартный договор и вручая уведомление о расторжении отношений с РАО.

5. Profit!

Как обойтись без РАО, если вы - организатор концерта

Процедура для организатора концерта тоже очень проста:

1. Вы уточняете у артиста/автора-исполнителя или его менеджмента, можете ли вы выплатить им авторский гонорар напрямую, без участия РАО.

2. Если вам говорят "да", согласовываете сумму, прописываете в договоре с артистами дату, место концерта, сумму, гарантии и обязательно включаете в договор их обязательство уведомить РАО о получении такого гонорара напрямую и предоставлении вам, организатору, копии этого уведомления.

3. Profit!

Сложности и как их избежать

Организаторам концертов, если они хотят оптимизировать свои выплаты за использование авторских прав, нужно обязательно учитывать следующие моменты:

а) В случае, если исполнитель не является автором исполняемых на концерте произведений, у исполнителя или организации, представляющей его интересы при проведении концерта, должно быть разрешение от авторов. И эта организация или исполнитель берут на себя гарантии по выплате гонорара авторам с уведомлением об этом РАО в письменной форме (которое предоставляют организатору концерта), что делается при помощи все того же письма;

б) Не стараться "развести" исполнителя на подписание недействительных гарантий по авторским выплатам: если нет уведомления в сторону РАО с отметкой того же РАО о получении уведомления, местный агент может сделать "круглые глаза" - и будет абсолютно прав. А то, что головной офис не уведомил этого агента о "свободном концерте" - уже проблема РАО, и об этом есть документ у организатора концерта;

в) Не стараться договориться о гонораре авторам "меньше меньшего" (максимальный дисконт может составить от ставки РАО 15-20% (это процент "комиссии" РАО);

г) Если существуют "неформальные договорённости" с агентом РАО о занижении ставки, помните: это "всплывёт" в отчёте РАО перед издательством и вопрос возникнет о достоверности суммы гонорара;

д) Избегать работы через фирмы-однодневки (концерт проведён, компания брошена, денег нет) - такие организаторы сами призывают себе на голову инициативы вроде предложения депутата Митрофанова обязать концертных агентов иметь банковские гарантии на 150 млн рублей каждому. Если бы не запредельная сумма, идея была бы вполне здравой.

е) Вы должны быть уверены в том, что 100% репертуара "закрывает" договор с исполнителем и весь этот репертуар перечислен в договоре. Если будет исполнена хоть одна песня, написанная при участии соавтора или другого авторства, не "закрытая" договором - вы попали. Например, Баста, записавший дуэт с Городом 312 "Обернись", вынужден был перестать исполнять эту песню на своих концертах, так как РАО требовало те же деньги (% от вала) за 1,5 доли в этом произведении (единственные из "репертуара РАО"), не обращая внимания на общее количество остальных произведений, исполняемых в концерте, при этом на "свои песни" автор Баста сам выдавал разрешение.

Важно понимать: избежать участия РАО в сборе гонораров за исполнение произведений в "сборных солянках", трибьютах и при проведении концертов караоке - гарантированно невозможно. Поэтому описываемый случай – частный, но нередко встречающийся.

Заключение

Когда вы получите свои деньги на руки - это будет еще одним признанием и вашего таланта, и ваших трудов. Это – справедливо и это еще один шаг к настоящему, большому успеху. Потому что свои новые деньги вы сможете вложить в себя, в свое творчество. Ведь это закон: чем больше инвестируешь, тем больше получаешь. Ждем вас на самых лучших площадках страны и мира!

12.10.2015, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
ПРАВО - Как избавиться от РАО за 10 дней - ваше мнение о статье
  • Интересная статья. Я пишу об авторском праве
    Написал(a): Boris Schipkov, 22/10/2015 14:31
ПРАВО - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Далеко не уходи – HURTS Hurts выпустили сингл "Hold on to Me" »»

Если звезды зажигают – Noel GALLAGHER Ноэль Гэллахер выясняет на новом альбоме, кто построил Луну »»

В отличной форме – Ed SHEERAN Эд Ширан провел виртуальную экскурсию по своему дому и побил Дрейка »»

Чудеса не кончаются – Ryuichi SAKAMOTO Рюичи Сакамото выпустит звездные ремиксы на свой сенсационный релиз "async". »»

Без авторского надзора – ИЗ ЖИЗНИ Большой театр официально объявил дату премьеры балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова »»

Большой фан русского рэпа – TRICKY Трики записал альбом с русскими рэперами - Бастой, Скриптонитом и Смоки Мо »»

Ушла в загул, вернусь нескоро – FERGIE Fergie презентовала новый альбом и примерила десяток париков в новом клипе »»

Главное - хорошенько прицелиться – PROPHETS OF RAGE Анархическая супергруппа Prophets of Rage выдала клип с Трампом, стреляющим по Меркель »»

А есть вы тоже за меня будете? – Liam GALLAGHER Лиэм Галлахер - о падении доходов: пришлось уволить команду по заварке чая! »»

Договор дороже денег – NEW ORDER New Order подписали соглашение с бывшим басистом Питером Хуком: он претендовал на авторские… »»

Любит-не любит – МУЗЫКА В "Аптекарском огороде" пройдет концерт романсов и оперных арий »»

Един в трех лицах – OVAL Немецкий экспериментатор выступит в Москве с концертом, лекцией и образовательным интенсивом. »»

Второе пришествие краут-рока – A.R. & MACHINES Репортаж с редкого концерта A.R. & Machines - легенды крепкого немецкого крафтового »»

Step by Step: дни города – ФЕСТИВАЛЬ Трибьюты Коэну, Mile Ex/End Festival и Arcade Fire - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

10 лет свободы от рок-н-ролла – Вадим ДЕМИДОВ Лидер Хронопа сыграет программу, посвященную 10-летию хроноповского гимна "Любовь, свобода и… »»

Масштабируй это – EVANESCENCE Evanescence покажут в Москве новую программу в сопровождении симфонического оркестра »»

Мы, они и все остальные – Roger WATERS Роджер Уотерс объявил новые даты турне "Us + Them", в ходе которого планирует сыграть в России »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

Дом со шпилем – SPILL Фестиваль "Джаз осенью" откроет дуэт барабанщика из The Necks и пианистки Магды Майас. »»

В лучших традициях – WARHAUS Сольный проект лидера группы Balthazar Маартена Деволдера, талантливо следующего по стопам Кейва и… »»

Есть в тебе что-то героическое – DEPECHE MODE Depeche Mode выпустили клип на кавер-версию песни "Heroes" - знаменитого хита Дэвида Боуи »»

R.I.P. – Charles BRADLEY Соул-певец Чарльз Брэдли умер от рака в возрасте 68 лет. »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев 80-х. Для нового поколения он -… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

"Моя музыка - что-то вроде существования на границе между жизнью и смертью" – Sylvain DARRIFOURCQ Как создать музыку мирового класса при помощи вешалок, секс-игрушек, кухонной посуды и барабанной… »»

"Если нас позовут в Челябинскую филармонию, это будет закрытие гештальта" – KAUAN Звуки поговорили с основателем группы KAUAN о европейском продакшене, суровых челябинских… »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

10 альбомов августа – МУЗЫКА Инди-рок против национализма и танцы на стоунер-панцире - в августовском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июль. – МУЗЫКА Скандинавская психоделия, эмбиент-техно из Италии, чиллвейв из США и другая электроника июля. »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Хроника26/09

1898 – Родился Джордж Гершвин - композитор, автор джаз-опер "Porgy and Bess" и "Rhapsody in Blue". Гершвин - сын еврейских эмигрантов из России, в его произведениях много мотивов из русского и еврейского фолка  »»

1945 – В артистической британской семье родился Брайан Ферри - музыкант, певец и сонграйтер, наибольшую известность получивший как фронтмен арт-рок группы Roxy Music  »»

1959 – Родился Илья Кормильцев - поэт, переводчик, автор текстов песен и продюсер группы Наутилус Помпилиус  »»

1969 – В Англии вышел последний студийный альбом Beatles "Abbey Road"  »»

КОМИТАС

George GERSHWIN

Rene HALL

Bryan FERRY (1945)

Olivia NEWTON-JOHN (1948)

Cesar ROSAS (1954)

Эдмунд ШКЛЯРСКИЙ (1955)

Илья КОРМИЛЬЦЕВ (1959)

Tracey THORN (1962)

Свежая реплика

Жаркий Sziget-2017: День 1 и 2SZIGET 11/08/2017 22:37 от Sonya Sokolova Спасибо за репортаж! Читаю и понимаю, как соскучилась по лучшему в мире Острову:) ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить