ФЕСТИВАЛЬ  Flow 2015: избранное

Бек, Найл Роджерс, Future Islands и другие герои прошедшего Flow Festival в обзоре Звуков.

Финский Flow Festival в этом году достиг важного рубежа и заодно потолка - не воображаемого, а вполне осязаемого: почти все билеты проданы, 70 тысяч зрителей за три дня, больше комплекс бывшей электростанции в Сувилахти вместить не в состоянии. Как бывает в таких случаях, не обошлось без мелких помарок и ошибок программирования, но в целом Flow по-прежнему держит марку одного из самых сбалансированных и, что важно, удобных для российских меломанов выездных опен-эйров.

Посмотрев фестиваль с разных точек, авторы Звуков собирают впечатления о самых памятных сетах Flow 2015.

Дмитрий Куркин:

Foxygen
Бывает и такое: приходишь к 6 вечера на фестиваль (а это примерно то время на Flow, когда местные дарования уступают место чуть более именитым иностранцам) и попадаешь если на лучшее выступление дня, то уж точно самое удивительное. По записям калифорнийские затейники Foxygen казались парой типичных гиков, повернутых на американской психоделии и смежных жанрах (вроде The Flaming Lips, но менее обкислоченные и взбалмошные). Тем разительнее контраст с их живым выступлением - это даже не театральное шоу, а натуральный ситком про большую семью музыкантов. Фронтмен Сэм Франс (Sam France), в костюме жутко похожий на актера Мэтта Смита из "Доктора Кто", не останавливается ни на секунду в течение всего часа - чуть отвлечешься, а он уже в другом конце зала. Между песнями он и клавишник Джонатан Рейдо (Jonathan Rado) успевают уволить ритм-секцию (те признаются, что накануне "проиграли все деньги в карты Belle & Sebastian и Run the Jewels") и разругаться с эффектным трио бэк-вокалисток (те объявляют, что по феминистским соображениям уходят из группы и создают свой собственный проект). Словом, есть полное ощущение, что в любую минуту на сцене может произойти что угодно. И то, что группа при этом очень недурно играет материал с прошлогоднего 80-минутного эпика "...And Star Power", совсем не портит картину.

Beck
В выступлении Бека образца 2015 года подкупает даже не то, что хитов у него хватает на час-полтора ("Loser" был сыгран вторым, и про него к концу сета все забыли), а то, с какой грацией и видимой легкостью ему и его нынешнему составу матерых сессионщиков удается переносить на концертную почву песни, взятые с девяти очень разных по звучанию альбомов (а добрая половина из них держится на сэмплах и электронике к тому же). Легкость действительно видимая - у группы то и дело возникали проблемы со звуком, плейбэк норовил куда-то уплыть, песни то неслись галопом, то наоборот странно замедлялись - но профессионализм берет свое. Когда на исходе часа Бек и Ко вышли на бис и зарядили длинное попурри из четырех-пяти песен, казалось, что они могут продолжать в таком духе еще час. И вроде бы хочется продолжения, но вместе с тем - пощади, антилопа, нельзя же быть настолько крутыми.

Future Islands
Пришла рок-звезда откуда не ждали: не будь во главе Future Islands Сэмюела Херринга (Samuel T. Herring), быть бы им заурядной синтипоп-командой третьего эшелона. Но присутствие вокалиста - чьи танцы давно должны были разойтись на гифы и коубы, чья нелепая цветастая рубаха немедленно пропитывается трудовым потом, чей голос из раза в раз срывается в гроулинг - меняет все. Старый афоризм говорит, что от смешного до великого один шаг. Так вот, Херринг, этот провинциальный гибрид Моррисси и медведя-гризли, дистанцию перепрыгивает на раз.

Виктория Базоева:

Beck
45-летний Бек Хансен подошел к концерту на Flow в отличной форме: с новым альбомом и с сетклистом мечты. Бек, больше похожий на Снусмумрика (и потому так замечательно вписывающийся в финский пейзаж) в широкополой шляпе, с губной гармошкой и смешными танцами почти сразу начал с хитов: "Black Tambourine", "Hell Yes", "I Think I'm In Love", "Dreams" и, конечно, "Loser" — последний пел весь зал хором. Бек на Flow был, пожалуй, единственным артистом, вышедшим на "бис". Когда первая часть выступления закончилась, Бек затянул всю сцену желтой тревожной лентой "Crime Scene" и ушел, словно в рассказе Николая Носова "Живая шляпа". Его музыканты принялись валяться по полу, а затем подметать сцену — после чего Бек вернулся (уже весь в белом и в соответствующей шляпе), и исполнил еще несколько песен. Его выступление — это идеальный пример фестивального успеха: поют даже те, кто ничего про музыканта не знает, но все же не жил в безвоздушном пространстве все эти годы, и те, кто слушал новый альбом, и те, кто мечтал услышать альбом "Guero" много лет назад.

Roisin Murphy
Ройшн Мерфи, приезжавшая в Москву два месяца назад, без устали выдает отличные шоу один за другим. Мерфи — и это особенно заметно по живым выступлениям — удалось очень достойно повзрослеть. Видно, что артистке больше не двадцать и даже не тридцать, но ни глупых попыток молодиться, ни отчаянных, но самовлюбленных потуг на звание "великой актрисы" Ройшн не делает. Она просто методично набирает себе целую галерею сценических образов — то выйдет в пальто и косынке, явно косплея Ее Величество, то в костюме алого цветка ("Когда я покупала это платье, я не думала, что оно точная и анатомическая копия вагины"), то во вьетнамской шляпке в блестках, то в строгом двубортном пиджаке и широкой шляпе на мужской манер. Мерфи без труда и лишних движений манипулирует публикой и собственными музыкантами — стоит ей только властно и презрительно повести плечом или показать знак V, как музыканты сбегаются к ней, и не без страсти имитируют threesome.

Belle and Sebastian
Belle and Sebastian, уверенно ведомые уже более пятнадцати лет Стюартом Мердоком, обошлись — как, впрочем, и всегда — без лишней мишуры и декораций. Музыканты в простых джинсах и полосатых майках, впрочем, умудрились раскачать зал почти сразу — хоть старых и любимых песен было сыграно раз-два и обчелся: "The Boy With the Arab Strap", "Another Sunny Day". Номер "Stars Of Track And Field" Мердок предварил бодрым рассказом о том, как в Хельсинки прошел с утра марафон, и спросил публику, не участвовал ли кто в этом мероприятии. Руку поднял один юноша — с сигаретой в руках. Мердок, известный тем, что в пору избавления от алкоголизма подсел на бег на длинные дистанции, призвал качать юношу — что все и сделали. Завершился концерт шотландцев традиционной танцевальной вакханалией: Мердок вызвал на сцену с три дюжины человек, которые принялись самозабвенно плясать. Belle and Sebastian, мастера атмосферы и песен субботнего утра, снова доказали: песни про собачек на колесиках и веселый тви-поп лучше всего слушать в солнечный день на открытом воздухе.

Ник Завриев:

E-Musikgruppe Lux Ohr
Здесь я, конечно, буду субъективен, потому как спейс-электронику под семидесятые люблю страстно, а вот вижу живьем крайне редко. Lux Ohr - четверка совсем уже немолодых финских мужчин, на счету которых три достаточно свежих и абсолютно трендовых по нынешним временам пластинки, одну из которых я радостно купил после концерта. В составе три клавишника (в арсенале у них, естественно, Муг и осовремененный меллотрон) и гитарист. И да, музыка их очень напоминает классические образцы Tangerine Dream (в первую очередь, альбом "Rubycon"), но как водится во всяком "обновленчестве", финны не тупо клонируют, а берут из первоисточника самые интересные компоненты и развивают их. У финнов мощнее и драйвовее звук и больше петельного минимализма в духе Стива Райха (Steve Reich). Да и в умении преподносить свою музыку живьем этой хмурой четверке не откажешь.

Todd Terje & The Olsens
Выступления с живым бэндом для Тодда Терье история сравнительно новая. Год назад он сыграл такой концерт в Осло, но в тур поехал в гордом одиночестве, и только год спустя решил потихоньку вывозить Олсенов в ближнее зарубежье. Помимо самого Тодда в группе 3 человека, попеременно играющие на ударных, перкуссии, гитаре и духовых (танцовщиц в перьях норвежец все же решил оставить дома). И хотя к музыкальной текстуре музыканты не то чтобы очень много добавляли, живой диско-грув у них выходит отменно. Материал – по большей части с прошлогоднего альбома. В середине сета приходится терпеть десять минут невыносимой "тропикалии", но то что звучит следом ("Oh Joy" и в особенности "Inspector Norse") – эмоциональный пик всего фестиваля. Зал взрывается волнами – первая узнает главный хит по гармонии и рисунку ударных, вторая – по звуку тома, похожего на лазерную пушку и наконец третья – по фирменному соло.

Nile Rodgers & Chic
Вижу Роджерса уже в четвертый раз и, как это не удивительно, каждый следующий всё лучше. И вроде бы ничего особенного его слаженный диско-оркестр не делает – старые хиты Chic, попурри на тему роджерсовских работ "на сторону" вроде Sister Sledge, снисходительные спичи на тему "когда мы написали эту песню, вас, наверное, еще и на свете не было". Но видно, что всё это совершенно искренне, с отдачей, и от каждого концерта Роджерс, не так давно поборовший рак, по-настоящему кайфует. Самое удивительное, что лучше всего Chic удаются именно "чужие" песни – "I'm Coming Out" Дайаны Росс (Diana Ross), которую давно пора нормально отремикшировать и переиздать, "Let's Dance", где партию Боуи поёт барабанщик, ну и конечно, "Get Lucky", звучащая так, будто версия от Daft Punk – не более, чем римейк диско-классики 35-летней давности, а то что мы слышим сейчас со сцены – и есть оригинал.

Николай Редькин (The-Flow.ru, специально для Звуков):

Natalie Prass
Главный выбор фестиваля стоял остро: Flying Lotus или Натали Прасс? Пришлось едва ли не кидать монетку, но я выбрал второе и не прогадал. Худенькая девушка из Вирджинии поднялась на круглую сцену Flow с гитарой наперевес и за 45 минут влюбила в себя почти всех присутствующих. Она шутила, смеялась, а иногда наоборот — давала трагизма: садилась на сцену, обхватывала голову руками и замирала в такой позе на минуту. Но главное — спела с десяток печальных песен, почти целиком свой дебютный альбом, вышедший в январе. На Flow я видел концерты больших транснациональных звезд; видел впечатляющие постановки, поражавшие как миниумум размахом декораций; выдерживал энергоемкие и агрессивные сеты, после которых приходилось выжимать футболку. Но такой, во всех смыслах домашний и родной концерт там был всего один.

21.08.2015, ГРУППА АВТОРОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: