KLUSTER  Постскиптум (N.B., P.S. и P.P.S.)

Применительно к концерту Kulster сказать "лучше один раз увидеть" было бы, мягко говоря, неточно. Скорее, "лучше один раз побывать". Потому как остальные органы чувств еще никто не отменял...

N.B. Если вы испытывали той или иной силы желание пойти на концерт проекта Kluster, и по какой-либо причине не сделали этого - ваше счастье, что вы не представляете, чего лишились. Применительно к этому событию сказать "лучше один раз увидеть" было бы, мягко говоря, неточно. Скорее, "лучше один раз побывать". Потому как остальные органы чувств еще никто не отменял.

P.S. Не стану нарушать лучших традиций строк, следующих за этими буквами и заполнять их вещами, попадающими, применительно к Киммо Похьонену, под определение "общее место". Даже не стал бы называть это "новой музыкой",- музыкой, переступившей порог тысячелетия, хотя, фактически, подписываюсь под этим. Проблема в том, что я даже не могу просто назвать это концертом. Такое определение было бы неполноценным. "Шоу" - звучало бы унизительно.
Поиски нужных слов в хаосе возникших там ощущений привели меня к странной и простой, на первый взгляд, формулировке: "театр, где играет музыка". И простоты эту формулировку, как ни странно, лишает слово "играет". Потому что музыка в этой постановке, буквально, исполняет главную роль. Причем, исполняет блестяще. Она наполняет собою все в зале: музыкантов, превращающихся в медиумов, фантастически передающих каждое ее движение, свет, разбрасывающий ее в пространстве, и, наконец, воздух, с которым она втекает в вас и взрывается где-то внутри прорвавшимися из подсознания образами, разносящими ваш мозг на мелкие кусочки. И в тот момент, когда, не в силах дольше цепляться за страх, переступаешь болевой порог души, вдруг видишь, что кажущийся распад - это треск закостенелых ощущений, давно позабытое их наполнение абсолютно новыми образами. Наполнение не просто полноценное, но требующее нового пространства. И ты с удивлением обнаруживаешь, что это пространство есть не только в книгах и кино, но и внутри тебя. Становится невыносимо легко. И в момент, когда музыка останавливается, хочется задержать дыхание. И не выпускать ее из себя. Впрочем, теперь тебе ничто не мешает это сделать. Сегодня твоему внутреннему миру подарили нечто и придали необычайно красивую форму. Быть может, у него день рождения?

P.P.S. Музыка проекта Kluster, имеющая форму абстрактную и, зачастую, хаотичную, обладает, на мой взгляд, той потрясающей особенностью, которая позволяет человеку ищущему распознать творения истинных музыкантов: в конечной перспективе она подчинена великому движению не нуждающейся в определениях высшей гармонии. Высшей во всех смыслах этого многострадального слова.

Kluster

Один человек - оркестр. Два человека - супергруппа. Музыка, которую они производят вдвоем, рождает ощущение, сходное с химическим опытом: если взять аккордеон, резонатор и ди-джейскую вертушку, а все извлекаемые из аккордеона и аккордеониста звуки аккуратно "раскладывать" на сэмплы, клонировать и пускать в стремительный полет по залу, именно такое и получится, именно это и выйдет. При одном условии: аккордеонист должен быть гением.
Исполнительская техника Pauline Olivieros, мимика и артистизм Мамонова, гипнотизм Сoli - все это сочетает в себе один (!) человек.
Это необъяснимо, от этого сворачивает крышу. Но чтобы принять - надо начать с того, чтобы смириться с тем, что перед вами - Киммо, чуть угловатый финский музыкант, такой обыкновенный непостижимый гений, такой нереально творческий, словно из другого измерения.

Мой спутник не выдерживает, уходит. Потом говорит: это было страшно. Боязнь совершенства - непростая примета нашего века.

30.03.2009, Илья ТРОФИМОВ (ЗВУКИ РУ)