ФЕСТИВАЛЬ  Пикник "Афиши" 2015: Всё не зря

"Пикник "Афиши" в Коломенском, несмотря ни на что, снова подтверждает статус самого яркого летнего события в Москве.

"Пикник "Афиши" в этом году тянул с объявлением лайнапа до последнего: в прежние годы первого хэдлайнера фестиваль объявлял ещё зимой, поэтому к середине весны 2015-го уже невольно закрадывалось сомнение - а состоится ли вообще одно из главных культурных событий лета в столице? К счастью, организаторы вновь, как и годом ранее, нашли достойный компромисс. Да, все артисты нынешнего созыва уже выступали в Москве. Да, обошлось без крупных иностранных хедлайнеров, закрывавших главную сцену (хотя был Иван Дорн, играющий в Москве нынче реже, чем Земфира - чем не удивительный заграничный сюрприз?). Но итоговый состав оказался достаточно крепким, а прибыльность фестиваля определяется все же не количеством эстетов, довольных новым "ачивментом" в плане концертных привозов. В конце концов, даже с нынешней экономической ситуацией большинство более-менее зарабатывающих москвичей может позволить себе съездить на концерт любимой группы в Европу. Да, позвать главную певицу в стране на данный момент - это в чем-то уловка. Но когда речь идет о женщине, которая позволяет себе крайне редко участвовать в таких уловках, такой финт можно и простить.

С главной сцены в этот раз трудно было уйти. Открыли программу довольно резко набравшие ход за последние пару лет Самое Большое Простое Число. Пока уже занявшие место в первых рядах поклонники Земфиры с недоумением слушали кричалки Кирилла Иванова вроде "Я горю как лампа в три миллиарда ватт!", на сцене два десятка разодетых людей внезапно организовали крупное застолье. Представшие в виде трио СБПЧ подтверждали, что со своей слегка инфантильной, намеренно несуразной и искренней в собственной неловкости поп-музыкой звучат довольно качёво и уместно даже на больших сценах. Основой программы стал новый альбом "Здесь и всегда", на песне "Африка" прямо из-за обеденного стола к микрофону выбежала Женя Борзых, которая, кроме титульного трека, подпела ещё в нескольких новых вещах. На "Идеальном месте" на один из усилителей из того же бекграунда выбралась Маша Теряева (Наадя) и начала подыгрывать на укулеле с перегрузом, пока остальная массовка пошла танцевать. "Медленные танцы" и "флирт" также были визуально отработаны, а СБПЧ вместо положенного по расписанию получаса отыграли в два раза больше, сходу сдвинув весь таймлайн главной сцены.

Альбом Найка Борзова "Заноза" в анонсах подавался как культовый, но стоит признать, что культ этот поддеживает небольшой круг людей, разбирающихся в дискографии артиста. Так что публика, собравшаяся на сет Борзова, получила "Одну ону" и кучу странных, зачастую медленных песен. А то, кто знал сабж, могли насладиться тем, насколько детально и филигранно текущий музыкальный состав (включащий аж 7 человек, включая, например, перкуссионистку) Найка воспроизвёл и переработал альбомные аранжировки композиций, некоторые из которых вживую не игрались никогда. Во время связки "Было, есть и будет" / "ЕТ" / "Маленький Иисус" у вашего корреспондента даже ком к горлу подступил - настолько было не придраться к исполнению. Дельфина, правда, на "Kingsize" не было, зато все соответствующий бэк-вокальные партии пропела бывшая супруга Найка Руслана Еремеева-Борзова, участвовавшая в записи пластинки. Главный радиохит альбома, конечно, встретили не в пример громче остальных композиций, но сильного оттока публики во время сета я не заметил, а экспериенс получился во многом уникальный. Вполне можно назвать его главным российским концертом года - для тех, кто любит "Занозу". Напоследок, в нарушение альбомного треклиста была сыграна "Ангел и змея", семиминутный синти-поп, крутящийся вокруг одного небольшого, но прилипчивого мотива.

Увы и ах, на сет The Horrors пришло минимальное количество зрителей, включая утренних СБПЧ. Британцы не привыкли, скорее всего, играть в такой солнцепёк - со временем их выхода совпал пик жары, спасала только тень, которую на часть танцевального партера кидала сцена. Фэрис Бэдван (Faris Badwan) старательно выговаривает "спасибо" и импульсивно мечется по сцене, пока фирмово разодетый в черное квартет рубит нетленки с "Primary Colours" и "Skying", не особо, кажется, взволнованный недостатком зрителей и отклика. Забавный момент произошёл, когда Бэдван, в очередной раз швырнув микрофонную стойку, не рассчитал и отправил её в фотопит перед сценой. Стойку вернули только через две песни, и Бэдван, под всеобщее воодушевление, отправил её по тому же адресу уже целенаправленно. Техник сцены ещё дважды приносил стойку обратно, но Фэрис был настроен решительно. Импульсивным и душераздирающим финалом с "I See You", хайлайтом последнего альбома "Luminous", группа ставит жирную точку. Посмотрим, как их сет воспримут на Sziget.

Сет Кайзы (Kiesza) предсказуемо мало чем отличался от зимнего московского выступления. Бывший солдат канадского ВМФ с армейской закалкой четко исполняет сложные танцевальные па, ни разу не промахнувшись мимо нот, пока двое темнокожих музыкантов воссоздают студийное звучание её треков. Правда, второй практически одинаковый такой концерт за полгода впечатляет уже не особо, но абсолютное большинство зрителей полузакрытого выступления в январе не видели, и танцуют и отзываются вполне себе активно. Сетлист покинули почти все медляки с дебюта "Sound Of A Woman", гарантировав сету бодрый темп. Под "Hideaway" подняли свои попы с травы в два раза больше людей, чем до того, пустившись в самозабвенный пляс, а на сцену внезапно вышел дуэт Боня и Кузмич, авторы памятного видео-римейка "Hideaway", снятого в российской деревне. Яркий финал развеял все сомнения в уместности выступления канадской звезды, пока, увы, ещё остающейся в статусе one-hit-wonder.

Hot Chip выкатили на сцену аж пять стоек с синтезаторами. Квинтет сыграл традционный для фестивалей этого лета сет, в котором в равной степени подобраны песни с последних трёх пластинок. Без обязательных "Ready for the Floor" и "Over and Over" тоже не обошлось. В остальном же группа всё так же прекрасна, как и парой лет раньше на концертах в российских столицах - и сессионная девушка-ударница Сара Джонс вновь на месте. Не сказать, что британцы прямо-таки повелели всей аудитории "Пикника" танцевать, но пляски устроили отменные - даром что большую часть песен играли нон-стопом. Градус этой увлеченной гик-дискотеки шёл на взлёт от "One Life Stand" прямо до совсем уже сокрушительной "I Feel Better", за которой последовала расслабленная "Let Me Be Him", этакий эмоциональный чилл-аут.

Вышедший затем Иван Дорн не только не затерялся на фоне предшественников, а стал и вовсе главным триумфатором дня. Он не выступал в Москве с открытыми концертами практически три года, за которые произошло много, как и в его творчестве, так и в сами знаете чем. Как сказал сам Иван, читая стишок с бумажки, "Многое, что было общим, теперь стало вашим/нашим". Дорн сомневался в успехе сета, но принимали его действительно на ура, даже с учетом немалого процента консервативных поклонниц закрывавшего день артиста среди публики. Все претензии, актуальные для прошлой концертной инкарнации певца, решены - теперь это и более живое действо, и всецело подготовленное к большим сценам. Тема отношений России и Украины затрагивалась не один раз, но каждый раз максимально аккуратно: мало кто может заставить многотысячную публику хором крикнуть "Москва - Киев - дружба навсегда!" и мало где сейчас в России можно свободно размахивать среди публики украинским флагом. "Танец Пингвина", посвященная памяти трагически погибшего Андрея "Кузьмы" Кузьменко, тоже была, в "Телепорт" Дорн ладно вмикшировал кусок из "Так чисто" Михея, а на хип-хоповой "Безмато" с гостевыми куплетами вышли ST, Кравц, Басота и Ваня Алексеев, который не стал себя утруждать сочинением текста заранее и начал "валить" привычный для себя фристайл. Хиты с прежнего альбома подверглись категорическим перелицовкам - со "Стыцаменом" обошлись так же, как с песней Скрябiна, а "Бигуди" превратились в олдскульный диско-номер. Вышедший во всём черном Иван к концу сета промок насквозь от активных телодвижений, а завершил программу лиричным исполнением "Целовать другого", укрепив случившийся триумф. Ждём полноценного концерта: судя по сетлистам с украинских выступлений, за бортом осталась минимум треть обязательной программы, включая памятный кавер на "Попытку №5" (жертвой сдвига расписания стал именно Дорн).

Сет Земфиры, ее первый массовый концерт в Москве за полтора года - тоже особенный пункт программы, только ради которого, наверное, половина посетителей Пикника и пришла. Зрителей не смутили сомнительные жиденькие пикеты провластно настроенных людей по дороге от метро "Коломенское" - те даже толком не могли объяснить, откуда у них самодельные плакаты, вопрошающие о "пиаре на крови". Иначе бы слушатели не внимали с таким покорным интересом происходящему на сцене. Тем временем, сет у певицы получился ностальгически-камерного толка, что только подкреплялось её на редкость благостным и любвеобильным, несмотря на все недавние происшествия, настроением (Земфира ещё и шутила, в духе "У меня в этом году только второй концерт... Нечасто я хожу на работу"). За всё выступление была сыграна аж половина диска "Прости меня моя любовь", причем песни игрались в альбомных аранжировках, чего не случалось уже очень давно - пожалуй, со времен, когда певица ездила с туром в поддержку диска "14 недель тишины". Ну и совершенно неожиданные пункты программы - "Антананариву", "Интересно", "Малыш", "Земфира"... Управлявшие звуком, видимо, перестраховались и снизили уровень громкости в сравнении с предыдущими артистами, потому что сбоку от сцены слышимость была не самой лучшей, и иногда даже звук перебивался вайбом со второй сценой.

Удивительная для такой толпы уютность ("Мой размер!" - копирайт Земфиры) оттенила привычный для певицы накал страстей. После стольких лет экспериментов над песнями возвращение к первоначальным вариантам много кого обрадовало, хотя постоянные реаранжировки песен избавляли их от ощущения заезженности, вдохновляли в них новую жизнь. Привычнее видеть, как певица на каждом своём концерте рвётся вверх или в сторону, но не стоит на месте. С другой стороны, может же она позволить себе расслабиться? Это действительно был очень хороший концерт, пусть даже иные выступления, случавшиеся у певицы в последние годы в столице, меня впечатляли больше.

А вот что уж точно не поддаётся сомнению: такой красивой точки у "Пикника "Афиши" ещё не было - под всё такой же душещипательный, как и 15 лет назад, "Лондон" небо рвали салюты. Как минимум поэтому всё происходившее в "Коломенском" в очередной, 12-ый раз, точно было не зря.

26.07.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: