МУЗЫКА  Профессия: тапер

К старту проекта "Советское кино и музыкальный авангард" Звуки исследуют историю альтернативных саундтреков.

21 июля в парке Музеон стартует второй сезон проекта "Советское кино и музыкальный авангард". Каждый вторник в кинотеатре парка будут показывать советские немые фильмы двадцатых годов, саундтреками к которым будут живые выступления музыкантов-экспериментаторов в диапазоне от электроники и электроакустики до джаза.

"Эксперимент" – вообще главное слово в этой истории, поскольку выбор фильмов тоже, мягко говоря, небанальный. Если "Арсенал" Довженко еще можно назвать "хитом", то "Моя Бабушка" Котэ Микаберидзе или документальная лента "Падение династии Романовых" Эсфири Шуб – из разряда того кино, которое где попало не увидишь. Звуковой ряд соответствующий - Константин Сухан и Дмитрий Кузовлев, обитающие где-то на стыке авангардного джаза и академической музыки, электронщики Love Cult и даже клиент лейбла Rune Grammofon норвежский гитарист Стиан Вестерхус (Stian Westerhus), который должен был год назад выступить на фестивале Fields. Полную программу сезона можно увидеть здесь.

Надо сказать, что "переозвучка" - или по-английски rescoring - немых кинофильмов стал в последнее время весьма популярным видом искусства. Причин тому много: и мультидисциплинарность, поиском которой сейчас все активно заняты, и легитимация современных экспериментальных жанров через связь с авангардной традицией. Если говорить об электронике, то таким образом музыканты еще и решают одним махом проблему незрелищности своих концертов. Немое кино, в свою очередь, получает таким образом совершенно нового зрителя, так что союз этот даёт еще и образовательный эффект.

По случаю запуска проекта в Музеоне мы решили провести ревизию проектов, в которых фильмы подвергались переозвучке и выбрать среди них десятку самых ярких.

Метрополис (Германия, 1927, режиссер Фриц Ланг)
Музыка: Джорджо Мородер (Giorgio Moroder) (1984)

Научно-фантастическая антиутопия Фрица Ланга – абсолютный чемпион по количеству переозвучаний, официальных (то есть записанных и изданных) и тех, что проходили в формате разового перформанса. В разное время за это брались самые разные музыканты от детройтского техно-пионера Джефа Миллса (Jeff Mills) до британского пианиста с украинскими корнями Дмитро Морыкита (Dmitro Morykit). Но самую известную версию, конечно же, сделал Джорджо Мородер, причем сделал задолго до того, как альтернативные саундтреки стали мейнстримом. Сильно сократив фильм со 150 минут до 80, что отчасти было связано с трудностью реставрации оригинального материала, Мородер озвучил картину фирменным футуристическим электронным диско, сделав крен от обычного для себя танцевального оптимизма в сторону более тёмных территорий. Электронные текстуры то и дело разбавлялись песнями, аранжировки к которым тоже сочинял Мородер, на тот момент – поп-продюсер номер один. Для этого Мородер привлек к делу Фредди Меркюри (Freddie Mercury) (знаменитая "Love Kills" записана именно для "Метрополиса"), вокалиста Yes Йона Андерсона (Jon Anderson), Адама Энта (Adam Ant) и даже Бонни Тайлер (Bonnie Tyler).

Человек с киноаппаратом (СССР, 1929, режиссер Дзига Вертов)
Музыка: The Cinematic Orchestra (2003)

Нарезка документальных кадров о жизни советского города вполне может составить "Метрополису" конкуренцию в борьбе за титул самого популярного объекта переозвучки. По крайней мере, по количеству замахнувшихся на это музыкальных звезд "Человек с киноаппаратом", пожалуй, даже лидирует – в разное время к нему обращались, например, классик-минималист Майкл Найман (Michael Nyman) и электронщик Biosphere. А самую лучшую версию, оправдав своё название, записала группа The Cinematic Orchestra. Интересно, что настроение фильма каждый из бравшихся за переозвучание музыкантов понимал по-своему. Если версия Cinematic Orchestra звучит тепло и жизнеутверждающе, то саундтрек Biosphere это почти дарк-эмбиент.

Броненосец Потемкин (СССР, 1925, режиссер Сергей Эйзенштейн)
Музыка: Pet Shop Boys (2005)

Советский авангард двадцатых годов вдохновлял музыкантов чаще, чем другие течения в кинематографе, но фильмы Сергея Эйзенштейна стоят особняком даже в этом ряду. У "Броненосца" только в СССР было как минимум четыре версии звуковой дорожки. Сначала фильм вышел в прокат с музыкой Бетховена, год спустя альтернативный саундтрек написал композитор Эдмунд Майзель (его версия примечательна обилием шумовых фрагментов). В 1950-м к повторному прокату фильма новую музыку написал Николай Крюков, затем в 1976-м фильм был отреставрирован, и в этой копии использовались уже фрагменты симфоний Дмитрия Шостаковича. В 2000-е за озвучку фильма также брался Майкл Найман, а одна из самых необычных версий саундтрека создана британским дуэтом Pet Shop Boys, большими ценителями русской культуры вообще и советского авангарда в частности. Премьера, где электронике в исполнении PSB аккомпанировал дрезденский симфонический оркестр, прошла на Трафальгарской площади в Лондоне.

Да здравствует Мексика! / Que viva Mexico! (СССР-США-Мексика, снят – 1932, выпущен – 1979, режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров)
Музыка: NLF3 (2005)

Кинофильм трудной судьбы, увидевший свет только в конце семидесятых, планировался как дебют советских режиссеров в Голливуде. Однако Эйзенштейну и Александрову не удалось договориться с продюсерами о сценарии и вместо первоначально задуманного проекта возник новый, картина о жизни Мексики. Отсняв огромное количество материала, Эйзенштейн и Александров не получили финансирование на дальнейшую работу и материал лёг на полку в Соединенных Штатах. В СССР плёнки попали только в семидесятые, и работу над фильмом спустя почти 50 лет Григорий Александров заканчивал в одиночестве. Альтернативный саундтрек к этому фильму записали францунские пост-рокеры NLF3, которые советским авангардом интересовались давно и серьезно. Неудивительно, что на предложение выступить в Москве французы откликнулись с радостью. Живое исполнение "Que Viva Mexico" с показом фильма в большом зале кинотеатра "35мм" стало, пожалуй, самым ярким моментом фестиваля "Авант 2006".

Цвет граната (СССР, 1968, режиссер Сергей Параджанов)
Музыка: Николас Хаар (Nicolas Jaar) (2015)

И снова советский авангард, но уже совсем другой эпохи, поэтический фильм о жизни армянского поэта Саят Новы. Интересна эта работа тем, что "Цвет Граната" – фильм звуковой, при этом оригинальная музыка звучит порой весьма экспериментально и современно. Николасу Хаару удалось вплести в собственный электронный саундтрек фрагменты оригинального звука, пожертвовав текстом, но практически не повредив повествованию. В результате получился причудливый гибрид фольклора и ультрафутуризма, который в сочетании с параджановским видеорядом воспринимается как психоделическая фантасмагория.

Дом на Трубной (СССР, 1928, режиссер Борис Барнет)
Музыка: Алексей Айги и ансамбль 4:33 (1997)

В отличие от футуристичных фильмов Вертова, Эйзенштейна, Протазанова или Ланга, "Дом на трубной" был довольно злой соцреалистической сатирой на злобу дня, комедией, разоблачающей проклятых буржуев. Соответственно, и музыка для этой ленты нужна была более открытая, живая и ироничная. Идеально справился с этой задачей Алексей Айги и его оркестр минималистов-неформалов. Примечательно то, что история получилась не разовая, а популярная и долгоиграющая – музыке Айги вот уже скоро 20 лет, при этом представление с кинопоказом и живым исполнением продолжает собирать полные залы.

Путешествие на Луну / "Le Voyage Dans La Lune" (Франция, 1902, режиссер Жорж Мельес)
Музыка: Air (2012)

Самый старый фильм в этом списке не раз служил вдохновением для музыкантов – вспомним хотя бы видеоклип Smashing Pumpkins "Tonight Tonight", по сути – оммаж Жоржу Мельесу. Но взяться за переозвучку фильма впервые решились лишь в 2012-м. Возможно, дело в том, что полная версия ленты была восстановлена только годом раньше. Строго говоря, альбом Air – не столько покадровое озвучание (длина пластинки превосходит хронометраж фильма более, чем вдвое), сколько музыка, написанная под влиянием фильма Мельеса. Но эстетику картины Жан-Бенуа Дюнкель (Jean-Benoît Dunckel), и Николя Годэн (Nicolas Godin) передали стопроцентно точно.

Робокоп (США, 1987, режиссер Пол Верховен)
Музыка: Pinch & Bass Clef (2013)

Как оказывается, переозвучивать можно не только немое и даже не только авангардное кино, но и самый настоящий голливудский мейнстрим. Так, например, двое британских адептов бас-музыки Пинч и Басс Клеф в рамках проекта "Don’t Look Now: music from films" (посвященного как раз альтернативным саундтрекам) устроили разовый перформанс, где озвучили дабстепом и футуристическим техно классический боевик Пола Верховена. Жаль, что до записи дело не дошло.

Драйв (США, 2011, режиссер Николас Виндинг Рефн)
Музыка: Chvrches, Джон Хопкинс (Jon Hopkins), Bring Me The Horizon, The 1975, Foals, Эрик Придс (Erik Prydz) и другие (2014)

Самая экстравагантная акция по созданию неканонического саундтрека была предпринята в 2014-м лондонской станцией Radio One, а кураторами проекта выступил радиоведущий Зейн Лоу (Zane Lowe). По случаю телепремьеры фильма, собственный саундтрек к "Драйву" записала целая команда звезд. И хотя оригинальная звуковая дорожка Клиффа Матринаса (Cliff Martinez) уже успела стать классикой, альтернативной версией, кажется, тоже остались довольны все, включая создателей фильма.

21.07.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: