ФЕСТИВАЛЬ  FIJM 2015: подождем под дождем

Jaga Jazzist, The Barr Brothers, Баз Лурманн и Beirut – в традиционном репортаже с крупнейшего в мире джазового фестиваля.

Крупнейший на планете и 36-й по счету Festival International de Jazz de Montreal стартовал с места в карьер: это нам с вами может показаться, что группа Beirut - не ахти какой хедлайнер, а в Монреале ее бесплатное шоу под открытым небом с легкостью собрало свыше ста тысяч зрителей. Что, с одной стороны, не значит вообще ничего (в хорошую погоду похожий кворум может собраться на любой концерт всякого из монреальских опен-эйров), а, с другой, составило идеальную симметрию со здешней славой живого, многоликого, мультикультурного города - ведь не о том ли и вся биография Зака Кондона (Zach Condon) и его ансамбля?

Играя для напоминавшей пчелиный рой, ошпаренной жарой, но по-монреальски расслабленной и, как следствие, благодарной аудитории, Beirut исполнили ретроспективную, никак не связанную с грядущим выходом своего четвертого альбома "No No No" программу, обошедшуюся без явных кульминаций, но и без особых провалов: "Elephant Gun", "Nantes", "Postcards from Italy", далее - везде. И если самого Кондона было слышно не всегда и уж точно не отовсюду, то стопроцентно узнаваемые труба с тромбоном зазывали все новых и новых зрителей со всего монреальского даунтауна - на пару песен и (или) ближайшие десять дней.

Эйфория, правда, была недолгой: буквально на следующий день в городе начался непродолжительный, но крайне неприятный для FIJM сезон дождей. И дело даже не в том, что из тысячи фестивальных шоу под открытым небом проходят примерно 2/3, а в том, что из-за непогоды сильно страдает уличная торговля, и без того вынужденная конкурировать с кафе и ресторанами, которых в окрестностях Quartier des Spectacles хоть пруд пруди, и приносящая в казну FIJM львиную долю его дохода (по признанию организаторов, несколько солнечных дней под занавес фестиваля не без труда, но позволили им "практически выйти в ноль").

Что ж, по крайней мере, в театрально-клубную программу FIJM дожди не вмешались. В 2015 году в ней, как обычно, хватало больших имен - от Эрики Баду (Erykah Badu) до Джосс Стоун (Joss Stone), от Хьюи Льюиса (Huey Lewis) до Мики (Mika), от GoGo Penguin до Ghostface Killah, - ну а меня, как водится, особенно заинтриговали "ночи в Club Soda". Их лайн-ап занимает в фестивальной иерархии место категории "Лучший альтернативный альбом" среди номинантов "Грэмми", собирая под одной крышей все самое интересное, что не является при этом профильным.

Первой под это определение попала Шара Уорден (Shara Worden) и ее My Brightest Diamond (в составе самой Шары и могучей ритм-секции). С ходу войдя в образ буйного балагура, Уорден развлекала зал, как могла: начинала заново уже сыгранную песню (потому что в предыдущий раз у нее запала клавиша), вызывала на сцену подругу, преподававшую аудитории уроки танцев, терзала гитару, билась в конвульсиях. Напоминая то Florence + the Machine (в самые скучные моменты), то St. Vincent, а то и вовсе Бьорк (одна из песен оказалась вылитой "Hunter"), Шара покоряла в первую очередь диапазоном: вот задыхающееся от нежности посвящение сыну, вот остервенелый панк-рок, а вот и франкоязычный encore.

Но кульминацией программы - и клуба Soda, и, может статься, всего FIJM - стали, как и ожидалось, норвежцы Jaga Jazzist. Их шоу четырехлетней давности безотлагательно вошло в фестивальные легенды, и есть подозрение, что аналогичная судьба ждет и этот сет - продолжавшийся почти два с половиной часа, увенчавшийся незапланированным вторым бисом для опустевшего зала и, чуть не забыл, вполне выдающийся. Сделав акцент на материал двух последних альбомов ("One-Armed Bandit" и совсем новый "Starfire" были представлены в сетлисте четырьмя треками каждый), свою классику - "Oslo Skyline" (понятное дело, переименованную в "Montreal Skyline") и "All I Know Is Tonight" - Jaga Jazzist оставили на потом, убедив всех во всем.

А, впрочем, суть и соль их творческого метода (которую сами JJ формулируют как "все вышеперечисленное - и ничего из перечисленного выше") стали ясны задолго до этого. Играя решительно каждую вещь по 10-15 минут, норвежцы вникают в ее содержание как будто бы вместе с аудиторией: мелодия, гармония и мерцавшие всеми цветами радуги LED-шесты оставались на месте, но все остальное - ритм, грув, клавишные проигрыши или саксофонные соло - поминутно менялось, напоминая, почему этот фестиваль называется джазовым и отчего Jaga Jazzist вновь стали его украшением (даже если звучали они при этом то как ранние Red Snapper, то как наглотавшийся антидепрессантов прог-рок).

Еще одним успешным повторением пройденного собиралась порадовать театрально-музыкальная труппа, прошлым летом привезшая в Монреаль мюзикл по мотивам фильмографии Тарантино и игравшую в нем сразу несколько главных ролей Румер Уиллис (Rumer Willis), дочь Брюса. Румер с тех пор стала чемпионкой Dancing in the Stars и уехала в соответствующее турне по Америке, а ее менее известные коллеги отрепетировали еще одно шоу - теперь уже на материале "трилогии красного занавеса", а заодно и "Великого Гэтсби" База Лурманна (Baz Luhrmann).

Во второй раз этот номер, увы, не прошел - то ли потому что лучший из лурманновских фильмов, "Мулен Руж", и сам по себе мюзикл, то ли потому что австралиец и сам маэстро китча, то ли потому что душераздирающие трагедии (включая одну - многовековой выдержки) не слишком располагают к тому, чтобы их пересказывали в формате капустника. Как бы то ни было, шоу "For the Record: Baz Luhrmann in Concert" разочаровало настолько, что я едва не сбежал в антракте на проходивший по соседству бенефис The Barr Brothers - монреальского фолк-квартета, тихо дослужившегося до статуса звезд одного из трех главных событий FIJM, опен-эйра для очередной гигантской толпы в канун Дня Канады.

А лучше бы сбежал. Год назад я видел The Barr Brothers в куда более скромных декорациях маленького клуба, где тоже был аншлаг, но исчислявшийся не десятками тысяч, но десятками зрителей, и был впечатлен. И хотя несколько их песен, услышанных мной с главной сцены FIJM, то впечатление не перебили, безошибочно монреальская история успеха рожденных в Новой Англии братьев Барр, конечно же, заслуживает восклицательного знака. (На их давнишнем концерте в Монреале случился пожар, Эндрю Барр (Andrew Barr) предложил свою куртку одной из выскочившей с ним на улицу зрительниц, между ними завязались отношения, а у братьев с городом - любовь.)

Сыгранная на бис кавер-версия, чего бы вы думали, "Shine on You Crazy Diamond" Pink Floyd стала в свою очередь эпизодом, на котором хочется поставить точку (благо концерт воссоединившихся Cibo Matto запомнился разве что образцово неловким конферансом Михо Хатори (Miho Hatori), а обещанный Сондре Лерке (Sondre Lerche) и вовсе не приехал). Так, пожалуй, и сделаем - в надежде на то, что следующим летом немного веселее будет и фестивальный лайн-ап, и монреальская погода (к ее чести, пролившаяся очередным дождем только с финальными аккордами The Barr Brothers).

14.07.2015, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: