АУКЦЫОН  "Сейчас молодые музыканты хотят всё и сразу"

Шоумен Аукцыона Олег Гаркуша о том, чего не хватает молодым артистам и собственном арт-центре "Гаркундель".

Не требующая особых представлений гордость российской музыки Аукцыон даёт традиционные летние концерты в столицах. В следующий раз культовый коллектив удастся увидеть живьём ещё не скоро - тем более, что осенью, возможно, он активно займётся студийной работой. Об этом, а также о степени готовности собственного культурного центра "Гаркундель" и молодой петербургской рок-сцене, в канун грядущих концертов Звуки поговорили с бессменным шоуменом и лицом группы Олегом Гаркушей.

Звуки: Скажите в каком состоянии нынче находится арт-центр "Гаркундель"?
Олег: Пока ещё он, конечно, не готов. Ремонтные работы делаются силами волонтёров, а ребята приходят только по воскресеньям и понедельникам. Но всё равно дело расширяется. Многое уже сделано, но предстоит не меньше. Например, надо отремонтировать фасад здания. Мы хотим сделать некую "стену памяти", где будут увековечены музыканты, которых с нами больше нет. Разной степени популярности - от Цоя с Башлачёвым до менее известных, вроде Эдика Нестеренко из Петли Нестерова или Андрея "Свиньи" Панова. Будет такая масштабная композиция на всю стену. Готовим центр к открытию - это случится, наверное, уже в следующем году. Тем более, что нам, как обычно, на всё не хватает денег. Поэтому я планирую сделать ещё один "Гаркундель-Фест" в поддержку строящегося здания - были такие концерты уже в Питере, Москве и Екатеринбурге. Сейчас будет четвертый - он пройдёт 9 декабря нынешнего года. Не буду говорить о составе концерта, чтобы не сглазить, но должны быть самые-самые.
Звуки: То бишь, концерты действительно приносят ощутимую финансовую поддержку?
Олег: Да, конечно. Этот фестиваль пройдёт в Москве, мы специально выбрали крупную площадку, Yotaspace, и она пошла нам на встречу, урегулировав вопросы аренды. Музыканты также будут выступать безвозмездно - слава Богу, есть хорошие люди, и это очень приятно.

Звуки: Есть такое ощущение, что сейчас "движение" в современной питерской музыке вовсе не напоминает времена рок-клуба. Не сравнится даже с 90-ми, когда был целый пласт самобытных альтернативных групп. Это так?
Олег: Не совсем. Как ни странно, коллективов-то в Петербурге очень много. По подсчётам Андрея Бурлаки - около 6000. Конечно, часть музыкантов приезжают из других городов и остаются в Питере, тем не менее. Вот совсем недавно я вновь принимал участие в оргкомитете фестиваля "Окна Открой", где в начале играют молодые музыканты, а хедлайнеры - группы, которых мы выбрали заранее, за год. Коллективов много, играют все хорошо, поют неплохо, но, к сожалению, коллективов с уникальным, единичным творческим почерком, практически не встречается. Мало харизматичных людей, талантливых - но они есть. Например, группа Хамы, Ангел НеБес вот уже немало поиграли и сейчас практически на уровне с уже известными коллективами. Акустик Пипл ещё интересная группа, всего из двух человек состоящая, - только барабаны и гитара, но крайне мощная... Ещё могу выделить Площадь восстания. То бишь, есть перспективные ребята, но их пока маловато.

Звуки: Последние большие русские группы в рок-н-ролле появились вообще больше 10 лет назад...
Олег: Вы знаете, мне кажется, это связано с целым рядом моментов. В "те времена", да и сейчас, что уж там, мы не были богаты, но творчество нас очень сильно увлекало. Для нас это было больше, чем хобби, мы этим реально жили. Хотя не было ни техники, ни площадок, где можно было выступать, репетиционные точки были раскиданы по подвалам всего города... Сейчас это всё, в принципе, есть - любая точка и аппарат на твой вкус и кошелек. Но с клубами вот договориться не так просто. Совсем недавно прошёл очередной фестиваль молодых групп "Гаркундель", который я делаю уже 15-ый год - слава Богу, мне помогают с организацией, пока не открылся наш арт-центр. Но вот если играет какая-то совсем неизвестная группа, которая в принципе вряд ли продаст много билетов на вход? Конечно, никто в ней не заинтересован. Поэтому мы и делаем "Гаркундель", в котором не будет существовать формата, лишь приводи с собой публику. Музыканты занимаются творчеством, но не занимаются активной работой по привлечению слушателей. И, самое главное, на мой взгляд, почему так всё происходит - всё убил интернет. Практически все музыканты проводят время в сети, не ходят на концерты друг к другу, мало общаются.

Звуки: Так в интернете же и слушатель - они же и пытаются так продвинуть творчество.
Олег: Это-то ясно, но сидят они в интернете не по творческой части, как мне кажется, а по каким-то другим интересам. Другое время, пропало общение. Раньше был дефицит информации и музыки - все гонялись за журналами и пластинками. А сейчас всё есть - не то, чтобы музыканты обленились, а без должного энтузиазма относятся к своему делу.
Звуки: Не хватает современным молодым артистам взаимопомощи, в общем.
Олег: Да, есть люди, которые стараются эту руку помощи протянуть, и я с фондом "Гаркундель" в том числе, существует два рок-клуба - Петербургский и Ленинградский, постоянно проводятся фестивали... Но активности среди музыкантов не хватает. Никто не кричит на каждом углу "моя группа самая лучшая" - ну сыграли, ну и всё... А для нас на их уровне концерты были настоящим праздником. Мы не спали, шили костюмы, придумывали грим, ну и в таком духе. А сейчас молодёжь хочет всё и сразу - славу, популярности и денег, не сильно при этом напрягаясь.
Звуки: То бишь, материальные аспекты всё чаще перекрывают творческие?
Олег: Не у всех коллективов, конечно. Но стать известным хочется, конечно, многим - это прекрасно, когда ты играешь свои песни, на тебя ходит народ, ты и деньги ещё за это получаешь. Здорово, но так же просто это не случается, к этому нужно идти и идти.

Звуки: Сейчас, ввиду всех законотворческих инициатив и прочих действий активистов, имеет место возвращение некоей цензуры, во всяком случае, некоторые темы очевидно уже находятся под запретом. Как вам кажется, может ли рок-музыка вновь впасть в опалу, или этого больше не случится?
Олег: Думаю, такие времена уже прошли. Но, как ни странно, я думаю, что будет хорошо, если будут определённые, скажем так, комиссии, которые будут остерегать исполнителей, исполняющих что-либо намеренно провокационное. В 80-х имело место литование программ, когда тексты коллективов рассматривали определенные люди, и если те проходили литовку, то ставилась печать и с этой бумагой ты уже мог выступать, а если бумажки не было - то нет. А если ты исполнял не прошедшую подобный совет песню, то отстранялся от выступлений на год-два.
Звуки: То бишь, какой-то цензурный момент может подстегнуть артистов работать активнее.
Олег: Как это ни странно. Уж извините, что я по-стариковски, но в "наше время" все были материально равны и жили ровно - были, конечно, индивиды, жившие побогаче, но редко. Сейчас же разрыв в достатке между социальными слоями довольно большой, и у музыканта отсутствует, скажем так, хорошая злость, которой отличались все ранние записи больших групп, и поныне остающихся на плаву - Аукцыона, Алисы, ДДТ и так далее, при этом их песни оставались светлыми и душевными. Сейчас же песни тоже хороши, но они другие - не могу объяснить, почему это происходит. Человек, конечно, должен жить достойно и всё хорошо должно быть, но, почему-то, при более трудных условиях песни писались иначе.

Звуки: Проскальзывает периодически в сети информация, что Аукцыон пишет новый альбом - это так?
Олег: Пока не пишем, идёт репетиционный процесс. Но... Я тоже слышал краем уха, всё-таки, у нас в Аукцыоне все происходит достаточно спонтанно, что осенью возможно будет запись, да.

Аукцыон: традиционный летний концерт
Москва, клуб RED
10 июля, 20:00

06.07.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

АУКЦЫОН - свежие публикации:

Сайт: www.auktyon.ru

АУКЦЫОН

"Тоталитарный рэп - это аукцион, где тебя покупают, тебя продают", - изрек некогда Кинчев, явно намекая на своих товарищей по рок-клубу. Оджнако именно антитоталитарные разброд и шатание "аукцыонщиков" оказались одной из причин, не давшей закрыть АукцЫон раньше времени. Не хлопнуть молотком по столу с криком "Продано!".

Дата образования:

1 января 1978

Подробности из жизни:

Группа АукцЫон была и остается
уникальным явлением на российской
не-поп-сцене. И это не расплывчатый комплимент, а точное определение. Так уж в
силу разных причин (перечислять которые было бы долго да и, пожалуй, излишне)
случилось, что русские рок-группы доперестроечных годов рождения
выкристаллизовывались вокруг поющих поэтов - любящих, конечно, музыку и не
лишенных порой мелодического дара, но всё-таки в первую очередь именно поэтов.
Этим, как говорил Маяковский (тот еще был бы рокер, между прочим) и интересных.
Гребенщиков, Цой, Кинчев, Борзыкин, Чистяков, Ревякин, Летов, даже
Макаревич. Исключения были единичны и оказывались недолговечны:
эстетские Странные игры, писавшие песни на стихи Поля Элюара и
Козьмы Пруткова, (и где они сейчас, эти "игры"?), Наутилус
Помпилиус со злыми точными текстами Ильи Кормильцева и харизматичным
фронтменом Бутусовым. Покойный ныне Кормильцев, как известно, в 90-е
годы не
захотел жить прошлым и создал собственное радикальное…

Далее... →