Mark GUILIANA  "Думать о том, чего делать нельзя - плохая отправная точка"

Участник петербургской Усадьбы Jazz, ударник Марк Джулиана о Squarepusher и Дэвиде Боуи, электронике и восточной этнике и своих собственных проектах.

Несколько лет назад я побывал на концерте Авишая Коэна в Стокгольме. У этого израильского контрабасиста всегда играли лучшие, но на том концерте на Шеппсольмен толпу особенно неслабо качал барабанщик. Звали его Марк Джулиана (Mark Guiliana). Лучшие, новаторские, записи Коэна — именно с ним. Сейчас Марк, прославленный сайдмен, не играет ни в чьём составе, но организовал собственный квартет. С которым приедет в Питер на Усадьбу.Джаз. Играют — креативный пост-боп. Однако чем отличается Джулиана — так это нереальным стилистическим разнообразием и всеядностью. Причем когда он играет, хоть с Дэвидом Боуи (David Bowie), хоть с Бредом Мелдау (Brad Mehldau), он превращается не просто в аккомпаниатора, но в соавтора.

Накануне концерта мы позвонили Марку, чтобы узнать, что такое быть крутым сайдменом, и каково ему теперь оторваться от сильных мира сего и уйти в свободное плавание.

О трубаче Дейве Дагласе и его новом альбоме "High Risk"
Есть немного моей вины в том, как Дейв теперь звучит. Но гораздо важнее тут электронщик Шигето (Shigeto). Мы довольно быстро записали этот альбом: провели день в студии, записав композиции и импровизации. Всё, что вы слышите, происходило в реальном времени в студии. Был, конечно, постпродакшн и редактирование, но в широком смысле - где начать трек, где остановить. Партии не трогали, мои ломаные барабаны — не "нарезка"!

Откуда берутся универсальные барабанщики. Случай Марка
С самого начала, с детства, я слушал много разной музыки, и многое меня вдохновляло. Потом я решил, что всему нужно найти место в моей игре. Важно, чтоб это всё — рок, джаз, электроника, этника — в композиции жило вместе. Когда я начал учиться играть, я любил рок Nirvana, Red Hot Chili Peppers. Потом я конкретно врубился в джаз, после — в электронику. В юности я думал: если играю джаз, то надо это делать по-джазовому, рок трогать нельзя, электронику тем более. И это неправильно, конечно. Я использую все стили, но делаю это музыкально. Я не думаю о том, что нельзя или на что я не имею права — это плохая отправная точка. Надо думать, как применить вкус и опыт к конкретной задаче.

О том, каким должен быть современный барабанщик
Для меня хороший барабанщик тот, у кого мощный фундамент. Я над ним до сих пор работаю: сильный грув, большой звук. Азы. Это важно для абсолютно любого жанра. Мне это нужно вне зависимости от того, что я играю: джаз, рок или электронику, свое или чужое. И да, барабанщик должен иметь, так сказать, хорошие отношения с инструментом. Контакт. Это сложно, потому что разная музыка требует разных барабанов. Но, что бы ты ни играл, надо контактировать с этой музыкой, понимать, что она значит, о чем она. Тогда найдутся инструменты нужные.

О Матисьяху
Я дружил с одним парнем из группы Матисьяху (Matisyahu). Мы оба живем в Нью-Йорке, однажды меня ему порекомендовали, я получил приглашение сыграть в нескольких концертах. А когда Матисьяху решил писать альбом очередной, то просто пригласил меня сыграть все барабаны. Вот так всё просто. В моей карьере вообще все происходит просто. Все друзья, все свои!

О Дэвиде Боуи
Вообще в мире хип-хопа и джаза просто с коллаборациями. В роке — сложнее, там группы, сложившиеся составы, в которых просто очень мало места для гостей на треках. Но случается. Опять-таки благодаря дружеским отношениям я попал на один трек Дэвида Боуи ("Sue (Or In A Season Of Crime"), - ред.). Он его записывал с оркестром Марии Шнайдер (Maria Schneider), а у нее играл тенор-саксофонист Донни Маккаслин (Donny McCaslin), с которым я тоже работал. Вот он меня и порекомендовал. Так все просто. А опыт — отменный! Дэвид великий музыкант, работать с ним одно удовольствие.

Об удисте Дафере Юсефе и восточной музыке
Восточная музыка — другой мир. Авишай Коэн и Дафер (Dhafer Youssef) — это очень сильные личности и уникальные творцы, начать с того. Они очень легко мотивируют тебя на работу. Дафер играет не чисто восточную музыку, это фьюжн, так что не надо было изучать глубоко именно восточные фольклорные стили. Но я все равно проделал большую домашнюю работу.

Об электронике
Squarepusher изменил мою жизнь! Сокурсник дал мне послушать "Feed Me Weird Things", и с того момента я просто запал на всю эту электронику умную: Aphex Twin, Photek, Venetian Snares. Дальше я искал амбиентное что-то.
Когда я впервые слушал Squarepusher, то у меня было точно такое же чувство, когда я в школе впервые услышал Тони Уильямса: этот чувак изменит мою жизнь! Я все глубже погружался в его музыку Squarepusher. Пытался снимать партии — не получалось. Сложные ломаные ритмы, их интересно принести в акустические барабаны. Это оказалось невозможным: у человека две руки и две ноги. Но Squarepusher не думает о том, как живой человек это сыграет — ему это ненужно, он программирует. Я так не смог нормально сыграть всё это, но в итоге многому научился.

О Бреде Мелдау и внезапности "Грэмми"
Брэд вообще один из самых моих любимых музыкантов. Я слушал его еще задолго до нашего знакомства. Свел нас Авишай, в 2008 году на одном фестивале... Мы с Брэдом поиграли и решили, что хочется электроники! Пару раз в год мы приходили в студию ненадолго — Брэд очень занятой. Со всеми коллаборации организовывает беспрестанно. В общем, так эти сессии тянулись до 2011 года. Хорошо время проводили, выкраивали в расписании время для совместного музицирования. Не планировали делать альбом-бестселлер, совсем. "Грэмми" явилось совершеннейшим сюрпризом. Но, правда, номинировали не нас, а Брэда за его соло, так что это меня не удивило — он заслужил!

О соло-проекте и альбоме
Месяц назад примерно (4 июня, - прим.) вышел мой сольный альбом "Family First". Это мой акустический квартет: Джейсон Ригби на саксофоне, Крис Морриси на контрабасе, на фоно Шай Маэстро. С Маэстро я играл у Авишая много лет. Кстати, в Питер он приехать не может, его заменит другой музыкант. Это проект, на котором я сейчас сконцентрирован. Мы поедем в тур в Штаты и Европу. А пока мы сыграли всего одно шоу — в честь релиза. В Санкт-Петербурге будет только второе выступление на публике. Мы взволнованы!

О том кем лучше быть: сайдменом или лидером
Мне сложно судить. Будучи сайдменом, я очень многому научился, и тот опыт я бы ни на что не променял. Но с ролью лидера, чувствую, ничто не сравнится. Это круто: создавать целый проект на ровном месте, с нуля, знать все детали, представлять людям свою авторскую музыку. Да, мне нравится, как сейчас говорят, выходить из зоны комфорта. Лидер — это про выход, точно. Но оба опыта крайне ценны.

Mark Guiliana в Усадьбе Jazz
Санкт-Петербург, Елагин остров, ЦПКиО им. Кирова
11 июля

01.07.2015, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)

Mark GUILIANA

Дата рождения:

2 сентября 1980