ФЕСТИВАЛЬ  Универсальное лекарство

Грандиозное выступление Muse на Greenfest в Санкт-Петербурге как рецепт к сглаживанию минусов любого стадионного опен-эйра.

Экономический кризис больно ударил по летним фестивалям в двух столицах. Организаторы крупных опен-эйров в этом году столкнулись с тяжелым выбором: сделать хороший фестиваль европейского типа с развлекательной частью, полноценным лайнапом на весь день, лекториями, маркетом и зоной стрит-фуда, где можно провести половину фестивального времени, или привезти пару-тройку громких имён и окупиться. Greenfest (как и Park Live), лидер этого лета по хедлайнерам, выбрал второй вариант. Не самый удачный формат вечернего опен-эйра на спортивной арене был компенсирован как минимум одним обстоятельством: это Muse, армия поклонников которых в России не знает границ.

Юбилейный, десятый по счёту, Greenfest открыл двери на стадионе "Петровский" в Санкт-Петербурге 21-го июня. За всеобщим ажиотажем было трудно понять, кто же она, таинственная целевая аудитория фестиваля. Школьники с разноцветными волосами, семейные пары, люди за 35, на чью молодость и пришлось начало карьеры Muse – общий поток пытался унести меня от пресс-шатра, но я не сдавалась. Выступление первой группы, представляющей российскую альт-рок сцену, Jack Action (они же открывали и первый день Park Live), многие послушали еще за пределами стадиона.

Вторых участников, финский коллектив Poets of the Fall, можно назвать традиционной "сахарной" скандинавской рок-группой, которую любит и знает каждая российская восьмиклассница. Во время их сета людей на стадионе всё прибавлялось и прибавлялось: все хотели услышать бессмертный хит "Sleep". И они его сыграли. Сладкоголосый вокалист коллектива, Марко Сааресто (Marko Saaresto), как и остальные участники, держались молодцом и задавали тон всему выступлению, которое состояло из нескольких хитовых синглов, в том числе "Late Goodbye" из дебютного альбома. Финский 2005-й и русский 2007-й не замедлили вернуться.

GusGus, коллектив в лучших традициях исландской музыки, выступал перед хедлайнером, но всё равно остался незаслуженно обделённым вниманием. Эту группу можно назвать скорее арт-проектом не столько из-за репертуара, сколько из-за их бэкграунда и внешнего вида: на Greenfest приехало трио из клавишника выразительной внешности, странного вокалиста средних лет и девушки, больше похожей на бэк-вокалистку, вышедшую на переднюю часть сцены, чем на полноценного участника коллектива.

Отличному, интересному проекту, создающему качественную электронную поп-музыку с налётом холодного исландского безумия, к сожалению, совсем не идёт стадионный формат. GusGus – группа, которая бы уместнее слушалась и смотрелась в масштабах условного московского клуба Yotaspace (где они и выступят в августе); группа, которую портит чересчур большая сцена: не потому, что не такие уж популярные и крупные артисты, а потому, что их музыка совсем не стадионная. Если успешный электронный проект можно назвать камерным, то GusGus однозначно подходят к такому определению. Робкие попытки небольшой части полупустой танцевальной и фан-зон танцевать под хит "Over" оборвались, толком не начавшись: аудитория, собравшаяся на Гринфесте, не особо оценила звучание коллектива.

Хедлайнеры фестиваля, британцы Muse, не нуждающиеся в представлении, задержались на несколько минут, что дало время разглядеть окружавшую меня толпу. Слева – девушка лет 18-ти со своей матерью средних лет, обе экстравагантно одетые, во время выступления неистово прыгающие и кричащие. Если бы я встретила их на улице, я бы никогда не подумала, что так выглядят фанаты группы в России. Позади – парочка школьников, которые, судя по их разговору, не смогли бы спокойно умереть, не сходив на концерт любимой группы. Люди вокруг, в ожидании кумиров, нервно курили, пренебрегая прошлогодним запретом на курение в общественных местах.

Начали Muse с трека из их нового альбома "Drones" - "Psycho". Несмотря на то, что меня разочаровал седьмой студийник группы, который я очень ждала, я не смогла не отметить, что вживую треки из нового лонгплея звучат более чем сносно. Мэттью Беллами (Matthew Bellamy) уверял, что их творчество теперь можно начинать слушать с нового релиза, ведь "Drones" – это "лучший их альбом", но за пару недель с его выхода, очевидно, понял, что его точку зрения разделяют не все. Muse сыграли лишь два трека из новой пластинки: это "Psycho" и "Dead Inside". Вторым треком стал один из главных хитов группы, "Supermassive Black Hole" из альбома "Black Holes and Revelations", и тогда началось, что называется, месиво, продолжающееся до конца выступления. Лучшими песнями в сетлисте оказались треки из "Origin of Symmetry""Bliss" и "Plug In Baby", особенно вторая, которую группа играла почти навзрыд, с неистовым подпеванием (правдивее сказать, подкрикиванием) фанатов, кишащей, едва не слэмящейся аудиторией. В целом, сет-лист состоял из хитов – по парочке из каждого альбома, кроме дебютного "Showbiz", который группа обошла стороной. Если это произошло потому, что этот диск был выпущен ещё в 99-м году, - очень жаль.

Сыграв основной сет из 15 песен, коллектив вновь вышел на сцену, даже не выждав сколь-либо приличной паузы. Песня, которой открылся второй выход британцев, была выбрана идеально: эпичный трек "Uprising" из пятого студийного альбома "The Resistance" "добил" публику окончательно. Люди плакали и подпевали, тянули руки к небу и рыдали навзрыд, и это не метафора. Завершилось выступление одной из лучших песен группы "Knights of Cydonia" которой предшествовал проигрыш на губной гармошке.

Выступление Muse прошло гладко, но торжественно и величественно, в чём-то весело, в чём-то - истошно. Хедлайнеры стали идеальным завершением насыщенного фестивального вечера, добавив ему законченность и оставив самые положительные впечатления у всех посетителей.

Фото: Ольга Визави

29.06.2015, Анна ПОЗДЕЕВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: