Patti SMITH  Land

Кто-кто, а гранд-дама "гуманитарного" панка Патти Смит (Patti Smith) не спешила издавать "бест". Она не скупилась на номерные альбомы, ей всегда было что сказать. Смысла тиражировать свои работы...

Кто-кто, а гранд-дама "гуманитарного" панка Патти Смит (Patti Smith) не спешила издавать "бест". Она не скупилась на номерные альбомы, ей всегда было что сказать. Смысла тиражировать свои работы она не видела - ей и так подражала добрая половина всех рок-певиц в мире. Словно военный фотограф или "журналист катастроф", она всегда была на передовой, ей некогда было оглянуться. К тому же, сама певица неоднократно признавалась, что на публику и ее мнение ей плевать с самого высокого небоскреба.
А когда Патти молчала... впрочем, еще Сомерсет Моэм говорил: "чем больше актер - тем больше пауза". В 1979-м году она замолчала на целых 9 лет. А потом - еще на 8. И после, как ни в чем ни бывало, выпустила очередной номерной альбом - с издевательским названием "Gone Again".
Тем больший вес имеет подвиг продюсеров, убедивших Патти выпустить "диск по заявкам". На официальном сайте звезды было устроено голосование, в котором участвовало чуть менее 10 тысяч фанов со всего мира. Вместе они отобрали 17 лучших композиций, среди которых - знаменитые Rock 'N' Roll Nigger, Free Money, People Have The Power, Ain't It Strange, Pissing In A River, Because The Night и Ghost Dance, а на сладкое - мрачный кавер на песню Принса When Doves Cry.
Но это - только первый диск. Надо же было сделать что-то и для себя. Во вторую часть роскошно изданного сплита вошел раритетный материал, раньше не издававшийся и мало кому знакомый - демо-записи, "зарубленные" студийные сессии, записи клубных выступлений, поэзию, - словом, то, что интересно Патти и то, что во все времена было предметом охоты коллекционеров.
Результат - двухчастная монопьеса, подобранная по тематическому признаку, многое говорит о Патти Смит как о явлении в мировой культуре, и почти ничего - об истории ее развития как музыканта. Отсутствие в этой работе привычной иронической усмешки, без которой Патти немыслима, чувствуется настолько сильно, что поначалу сбивает с толку. Лишь название, будучи изъятым из забавной версии "Distant Fingers", рождает подозрения, что этот проект - одно большое хулиганство. Очевидное "неравенство" двух частей заставляет задуматься: а для кого, собственно, создан сей великолепный продукт? Для поклонников - возможно, но тогда следует исключить из сплита первый диск, ведь полка каждого нормального ценителя содержит минимум два "программных" номерных альбома. Для начинающих - несомненно; но зачем пугать их вторым диском?
Однако уже сам факт выхода сплита, не говоря о его великолепном оформлении, заставляет нас прикусить язык и застыть в немом восхищении. Ведь он знаменует собой новое возвращение легенды. Многие песни на этом сборнике и сами стали легендами: к примеру, "Because the Night" была написана для Патти и посвящена ей Брюсом Спрингстином, а Патти перекроила песню по своему вкусу; "Frederick" - ее посвящение недавно умершему мужу - Фреду Смиту. Добавьте сюда древнюю запись Ван Моррисоновской Gloria - раритет на раритете...
Второй диск открывает "рассказка" "Piss Factory", чрезвычайно "острая" и снабженная приджазованными клавишами,- особо рекомендуемая к прослушиванию всем любителям Тори Амос и Сюзанн Вега.
Редкие треки "25th Floor" и "Higher Learning" также не могут остаться без внимания, и вновь заставляют выкидывать с полки альбомы многочисленных подражательниц.
И самое главное: каждая из этих песен убеждает, что спела их женщина, воплощающая собой рок в чистом виде.

26.04.2002, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Patti SMITH

Дата рождения:

30 декабря 1946