HIATUS KAIYOTE  "Организаторы концертов не всегда понимают, что с нами делать"

Гости Усадьбы Jazz, австралийцы Hiatus Kaiyote о своем новом альбоме, музыкальной сцене Мельбурна и проблемах со сменой часовых поясов.

Дебютный альбом австралийской нео-соул формации Hiatus Kaiyote вышел в 2012-м году. Именно тогда квартет с необычным для русского слушателя названием полюбился и ценителям "традиционного" звучания, и фанатам новой австралийской волны, и хип-хоп-продюсерам. Мощный женский вокал, комплименты одновременно олдскульным и футуристическим музыкальным течениям, анималистические образы и философские мотивы - собрав всё и сразу, коллектив получил номинацию на "Грэмми", объехал полмира, в мае этого года выпустил второй студийный релиз "Choose Your Weapon", крайне тепло встреченный критиками, и наконец едет в Россию. Звуки поговорили с фронтвумен группы, вокалисткой и гитаристкой Нэй Палм (Nai Palm), о записи альбома, музыкальной сцене Мельбурна и смене часовых поясов.

Звуки: К разговору о вашем свежем альбоме, как вам работа с Салаамом Реми (Salaam Remi - американский продюсер, работавший с Эми Уайнхаус, Ферги и Нэсом, - прим. Звуков)?
Нэй: На самом деле, мы с ним особо и не работали. Он скорее делал "инженерную" часть, обдумывал, размышлял над готовым материалом, предлагал варианты, как всё вместе слепить, советовал. Процесс был не особо совместным. Реми стал главным продюсером альбома. Можно сказать – "проверил" нашу работу в конце. А сам по себе он действительно крутой чувак!

Звуки: Ваш дебютник "Tawk Tomahawk" был вполне успешен, а что насчёт второго? Что вы от него ожидаете?
Нэй: Мы ничего не ожидаем, мы просто делаем. Если кому-то нравится наша музыка – это здорово, мы счастливчики, но мы не делаем альбом, чтобы "стать известными" или что-то ещё. Второй альбом – это эволюция. Мы чувствуем себя художниками и хотим творить. Если ты не можешь себя творчески реализовать, когда в этом есть потребность – это как строить клетку в собственной душе. Если честно, то лично мне больше нравится второй альбом. Когда мы выпустили первый студийник, мы ещё не были так долго вместе как коллектив, некоторые песни я написала, когда мне было 16-18 лет. А сейчас мы через многое прошли вместе, мы путешествуем, у нас было больше времени, чтобы поработать над релизом, это более осмысленный, целенаправленный альбом.

За песню "Nakamarra" с первого альбома Hiatus Kaiyote получила номинацию на "Грэмми"

Звуки: С позиции европейского слушателя кажется, что музыкальная сцена Австралии и Новой Зеландии погружена в нео-психоделию и любовь к "олдскульному" звучанию. У вас тоже есть этот градус, но что насчёт соул-сцены? В Мельбурне есть какая-то соул-тусовка? Можно ли вас назвать выходцами музыкальной среды ваших родных мест, или вы сами её создаёте?
Нэй: Вряд ли можно сказать, что мы развивались как соул или R&B исполнители в классическом понимании. Сейчас можно послушать музыку откуда угодно, и на нас скорее повлияло то, какие записи мы слушали, а не звук живых выступлений. Если оглядеться вокруг – действительно, здесь столько разной музыки, столько непохожих жанров, и именно это мне по душе. Но это совсем не обязательно музыка с элементами соула. Я бы даже сказала, что в Австралии вряд ли сыщешь большое наследие такой музыки, все и правда тяготеют к рок-н-роллу. Мне нравится то, что здесь столько оригинальной, разнообразной по звучанию музыки, совершенно на своей волне, это вдохновляет само по себе, а не какой-то жанр в частности. Все играют в группах друг друга, музыканты участвуют в разных проектах – вот, что по-настоящему прекрасно.

Звуки: А какие есть дружеские группы, о которых нам стоит узнать?
Нэй: Да, мои большие друзья совсем недавно начали свой проект - Jaala. Я даже не знаю, как их описать, но это очень красивая и очень умная музыка. Ещё наши друзья – Sex on Toast, они буквально пару дней назад выпустили видео. У наших бэк-вокалистов, с которыми мы выступаем, есть свои проекты, например, Kirkis и Silent Jay. И да, это всё музыка на любой вкус.

Звуки: Вас приглашают играть на джазовые фестивали, а новым альбомом заинтересовались в хип-хоп тусовке. Считаете ли вы, что сможете работать в разных направлениях и не растеряться?
Нэй: Люди любят навешивать ярлыки, но мы отдаём должное стольким влияниям, что можем думать о совершенно разных "сценариях" и погружаться в разные музыкальные миры. В один и тот же год мы выступаем на одном фестивале с Бастой Раймзом (Busta Rhymes), через пару недель играем с 73-летним европейским джазменом, а потом делим сцену с Massive Attack. Иногда организаторы даже не совсем понимают, что с нами делать. Мы просто не можем ухватиться за что-то одно. Это круто: когда ты не скован музыкальными границами, ты получаешь больше приглашений, имеешь возможность больше выступать и путешествовать.

Звуки: Австралия далековато от всех остальных континентов, а вы много гастролируете. Кто-нибудь из членов группы страдает морской болезнью или нарушениями биоритмов из-за постоянной смены часовых поясов?
Нэй: Мне кажется, через какое-то время ты просто привыкаешь к таким полётам. Конечно, пару дней джетлэги бывают ужасные, когда ты куда-нибудь летишь 15 часов. Физически – это совсем непросто, но мы это делаем, потому что нам нравится наша деятельность, так что всё окей.

Выступление Hiatus Kaiyote пройдёт 21-го июня на главной сцене фестиваля Усадьба Jazz

19.06.2015, Анна ПОЗДЕЕВА (ЗВУКИ РУ)