ФЕСТИВАЛЬ  Музыка по душе и по любви

В Ярославской области VII Международный фестиваль Юрия Башмета.

Звуки уже начали составлять карту мира, по которой вам будет легче ориентироваться в пространстве летних фестивалей. Но сезон мы начали ещё в начале мая в Ярославле и Ярославской области, где прошёл VII Международный фестиваль Юрия Башмета. В его рамках состоялся концерт юных музыкантов Ярославля, отбором которых, в частности, занимается и сам маэстро. Прослушивание юных талантов - отдельный пункт в его расписании.

Фестиваль был задуман и воплощён как серия концертов самой разной стилистической направленности, исполнения музыки разных периодов и традиций. "Это фестиваль по душе и по любви", - сказал на пресс-конференции в честь открытия сам Юрий Абрамович. И добавил, что, кроме души и красоты должна быть логика. Проследить её было не так просто, потому что организаторы внесли в программу практически весь диапазон музыки от Средних веков до XX века, включая поп-музыку. Не удивляйтесь.

В первый день фестиваля - ожидаемый ажиотаж. По случаю для исполнения в первом акте были выбраны произведения, связанные с творчеством Моцарта: увертюра к "Свадьбе Фигаро", "Концертштюк" для квартета валторнистов с оркестром. Далее прозвучали концерт Александра Чайковского и оратория "Стикс", посвящённая Юрию Башмету композитором Гией Канчели. Произведениями Моцарта фестиваль не только открывали, но и закрывали: были включены произведения, отражающие разные грани его творчества.
Немного об оркестре "Новая Россия", который вместе с маэстро взял на себя осуществление программы. Юрий Башмет уже много лет является его художественным руководителем. Знатоки отдают должное Юрию Абрамовичу как альтисту, но со скепсисом относятся к нему как к дирижёру. Тем не менее, в рамках фестиваля это позволило расширить программу; за 9 дней было сыграно 19 концертов в Рыбинске, Тутаеве, Гаврилове-Яме, Переяславле-Залесском и даже в соседних сёлах: Вятском, Большом, Кукобое и других.

"Свадьба Фигаро" настроила на авантюрный лад, как и задумывал автор. "Концертштюк" оказался премьерой, которую готовили месяц. Эта одноактная пьеса для духовых в своё время была инновационной и ввиду своей сложности - необходимо именно четверо очень одарённых духовиков - нечасто исполнялась. Произведение стало отличной прелюдией к выступлению Ксении Башмет и Дарьи Чайковской - обе дочери выдающихся музыкантов весьма достойно продолжают семейные традиции. В концерте Чайковского явно слышались отголоски Свиридова, Прокофьева и Шостаковича. Как пишут, именно произведение Дмитрия Дмитриевича окончательно подтолкнуло Александра Чайковского к решению стать пианистом. Публика, придирчиво оценившая состав оркестра (одна дама другой: "Ты помнишь вон того тромбониста? Я - нет"), растаяла и удостоила музыкантов почти овацией.

Гия Канчели известен, прежде всего, как композитор, создавший музыку для фильмов Георгия Данелия. "Стикс" был написан давно специально для Юрия Башмета и что в нём только не найти: и симфонию, и литургию, и поэму. Она двуязычна и имеет даже мистический подтекст. Всё-таки Канчели склонен к спецэффектам, и потому "Стикс" больше подошёл бы к блокбастеру, который надо смотреть на большом экране. И никак нельзя было ожидать услышать как бы между прочим и тему из "Кин-Дза-Дза".

Другой вечер был посвящён программе Татьяны Самуил "Carte Blanche". Татьяна - одна из самых заметных молодых скрипачек, за чьими плечами учёба под руководством Игоря Ойстраха в Брюсселе, работа с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, победы в престижных музыкальных конкурсах.

Программу начали с камерного произведения авангардного композитора Софьи Губайдулиной "Танцовщик на канате", исполняемого на скрипке и фортепиано (на фортепианных струнах в том числе). Нервно, отрывисто, мощно - так она видит путь музыканта . К слову, если вам впервые встретилось имя Софьи Асгатовны, знайте, что её музыку вы уже слышали - в мультфильме "Маугли" и в киноленте "Чучело". Хотя композитор и признаёт, что это был чистый заказ, всё же отзывается об этом опыте положительно. Путь композитора был непрост, в своё время её не жаловали, не давали выступать на радио и телевидении. По счастью, хотя бы теперь мы можем слышать произведения Софьи Асгатовны, она изредка может выступать в России. Если будет шанс, пожалуйста, послушайте её.

Все ждали исполнения "Истории солдата" Игоря Стравинского, где чтецом стал Михаил Полицеймако. Актуальный и ныне сюжет в идеале должен исполняться на базарной площади, но здесь всё было камернее: ни танцоров, ни стола с выпивкой и закусками, только Татьяна, Михаил, пианистка Ирина Ланькова и специальный гость кларнетист Паскаль Морагез. Конечно, приглашение известных актёров - неплохой приём, привлекающий внимание публики, но всегда есть риск, что за формой не будет видно содержания. Но получилось как нельзя лучше: артисты либо очень хорошо чувствовали друг друга, либо идеально всё отрепетировали.

Самуил имеет широкий диапазон музыкальных интересов и тонкий вкус. Для заключительной части своего вечера - можно по праву его так назвать - она выбрала "Гольдберг-вариации" Баха в переложении для струнного трио. Композитор написал 30 вариаций для клавесина, и потому такое его прочтение стало премьерой. История создания такова: произведение было написано для посла России в Саксонии Канта Кейзерлинга, который путешествовал вместе с молодым музыкантом-виртуозом Гольдбергом. Посол страдал бессонницей и попросил Баха сочинить для него спокойную тихую музыку, под которую можно засыпать. Клавесин тоже струнный инструмент, но его звучание гораздо мягче, и потому заснуть в зале никому не удалось. А этого так опасался конферансье!

В этом году исполняется 330 лет со дня рождения Баха, и потому в программу фестиваля были включены и "Бранденбургские концерты" в исполнении камерного ансамбля "Солисты Москвы" - это тоже детище Башмета, которым он занимается уже более 20 лет. "Бранденбургские концерты" предъявляют серьёзные требования к музыкантам, они сильно опережали время, и музыковеды считают, что при жизни автора концерты так и не были сыграны. Симфония была оценена только спустя столетие. Шестичастное произведение жанрово разнообразно, и сыграть его уже небольшой подвиг. Плюс случился форс-мажор: Юрий Башмет был вынужден срочно уехать в Москву, потому оркестрантам пришлось справляться самостоятельно.

Специальным проектом фестиваля стала программа "Кто боится барокко?", для исполнения которой в Ярославль был привезён итальянский ансамбль "Soqquadro Italiano". В своё время художественного руководителя ансамбля Клаудио Борджанни (Claudio Borgianni) и вокалиста Винченцо Капеццуто (Vincenzo Capezzuto) сблизила любовь к барочной музыке. Её было написано столько, что сыграно только 10 процентов от общего числа! Состав приехал квартетом (не считая руководителя), в который, кроме вокалиста, входил исполнитель на теорбе и барочной гитаре, ударник и кларнетист. В барокко группа вплела всё, включая джаз и поп. Представьте, что римейки (простите!) делают не современные музыканты на произведения прошлых лет, а наоборот. Как бы вы тогда восприняли песню "I Want You Back" группы Jackson 5?

В программе концерт был заявлен как спектакль, и артисты это оправдали: было чтение стихов, пантомима, немного танца и даже рецепт десерта на итальянском и русском языках. Браво, синьор Капеццуто! - его русский был практически блестящим, хотя, конечно, он просто заучил слова. Ему не впервой, ведь каждая композиция исполнялась на своём диалекте, коих в Италии немало. Легчайший контр-тенор летал над залом, словно бабочка, вокалист извлекал из него максимум, доступный для его диапазона. А природная постановка голоса и огромный исполнительский опыт - Винченцо выступает с раннего детства - позволили ему с лёгкостью покорить зал.

"Тёмной лошадкой" фестиваля стало трио братьев Жубран (Samir, Adnan & Wissam Joubran), представителей палестинской династии музыкантов, исполняющих произведения на уде. Уд - древний музыкальный инструмент, предок лютни и современной гитары. Отец музыкантов сам изготавливал инструменты и передал мастерство сыновьям - один из братьев делает уды для трио сам. А аккомпанирует им известный восточный перкуссионист Юссеф Хбеиш (Youssef Hbeisch). Арабская пентатоника внесла свою пряную нотку в общую канву, хотя в который раз слушатели убедились, что корень всей мировой музыки один. Братья разбавили традиционные лады своим прочтением, после концерта они сказали, что музыка как часть культуры не может быть законсервирована, она всегда меняется, всегда течёт. Это хороший аргумент для блюстителей чистоты стиля, которые забывают, что ту же этнику в первозданном виде может слушать далеко не каждый, тем более. что мелодии и ритмы у всех народов служили и для отправления ритуалов.
Технология изготовления инструментов не могла не поменяться за века хотя бы потому, что меняются материалы и приспособления, меняется сама музыка: в Древнем Ираке были только две основные ноты, ни о каких четвертях они тогда не знали. По признанию Виссама, он сохраняет общую технологию, изменяя детали. Даже если попытаться сделать два одинаковых уда, из одинаковых пород дерева (обычно в одном инструменте их несколько), звучание всё равно будет отличаться.

Можно по-разному относиться к эклектичности программы фестиваля Юрия Башмета, но вне зависимости от того, формирует он её сам или частично или полностью отдаёт на откуп выступающим, надо понимать, что как явление он уникален. Единство времени и места даёт о себе знать. Для ярославцев это праздник, для тех кто живёт в ярославской и соседних областях и даже москвичей - тоже. Наконец, он даёт шанс узнать то, что по миллиону причин прошло мимо, говорим ли мы о признанных мастерах, авангардистах или молодых талантах. Итак, следующий мини-праздник в июне. Приходите. 14 июня в Концертном зале им. П.И. Чайковского состоится концерт Всероссийского юношеского симфонического оркестра под руководством Юрия Башмета. В программе заявлены симфония "Гарольд в Италии" Гектора Берлиоза (солист Юрий Башмет, дирижёр Клаудио Ванделли) и симфония П.И. Чайковского си-минор (дирижёр Юрия Башмет). Оркестр был сформирован в 2012 году на основе всероссийского конкурса исполнителей классической музыки и за короткое время успел отыграть в Екатеринбурге, Нижнем Новогороде, Перми, Тюмени, Санкт-Петербурге, Симферополе, Севастополе, на закрытии XXII Зимних Олимпийских Игр в Сочи, а также в Брюсселе, Женеве и Берлине.

29.05.2015, Анна НИКИТИНА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: