RAGE  Могучая Кучка cнова c нами!

Зачем Террана сбрил виски? Читает ли Вагнер до сих пор Лавкрафта, и если нет, то почему? Как Смольский умудряется играть на синтезаторе, не выпуская гитары из рук? Можно ли исполнить джазовую версию "Don't You Fear The Winter"? Всё это - и многое другое - в нашем репортаже о московском концерте яростных героев тевтонского металла по имени Rage.

20 апреля, невзирая на опасения, обошлось без провокаций со стороны "новых лысых". В связи с чем вспоминается старый австралийский анекдот:

- Скажите, на этом побережье много акул?
- Что вы, ни одной. Их всех распугали скаты...

Обязанности скатов исполняла в этот день волосатая рокерская братия в чёрной коже, сперва отрезавшая все подходы к магазину "Союз" на Ленинском проспекте, где проходила пресс-конференция и сессия автографов группы Rage, а потом, разрастаясь по дороге, как лавина, хлынувшая в тихие зелёные Фили. Умноженное безумие с автографами повторилось в "Ля-Ля Парке", вознесённом на антресоли над Горбушкиным Двором, чтобы к вечеру плавно переместиться в другую Горбушку - уже непосредственно на концерт кумиров.

Ещё в гостинице "Украина" мы успели пообщаться с гитаристом Rage Виктором Смольским.

Звуки.Ру: С чем связано изменение логотипа группы на обложке нового альбома? Другой лэйбл и другой дизайнер?
Смольский: Никаким образом. Просто старый логотип не очень удобен для оформления обложек. Либо в него обязательно вписывали что-нибудь круглое, либо сдвигали его вбок и он совершенно не смотрелся.
Звуки.Ру: Оформление предыдущего диска "Welcome To The Other Side" перекликалось с песенным материалом и несло в себе некую концепцию. Связано как-либо оформление "Unity" с его содержанием?
Смольский: Обложку оформлял старый приятель Вагнера.
Вагнер: Никакой концепции. Оформление отражает лишь тот факт, что новый материал - гораздо более тяжёлый и агрессивный.

Дизайн нового альбома включает три символа, обозначающие всех музыкантов группы. Вагнер в который раз щеголяет с египетским крестом. Смольский выбрал в качестве символа свои сплетённые в монограмму инициалы V и S. Ударник Майк Террана воспользовался заключённым в круг кельтским трилистником, и не отрицает того, что в контексте его инструмента этот символ ассоциируется со знаменитыми тремя кольцами покойного Джона Бонэма.
Коллекционное издание альбома будет включать видеоклип на песню "You Goin` Down", снятый с участием чемпионок по сумо и дзюдо. Кроме того, в планах группы - выпуск DVD-диска с архивно-историческими материалами.

Звуки.Ру: Как будут воспроизводиться на концертах оркестровые партии с нескольких последних альбомов?
Смольский: С мини-диска. В последнем турне я пробовал использовать синтезаторы, но, честно говоря, устал от этого. Поэтому сюда приехал без клавиш. Одно время мы рассматривали идею гостевых музыкантов, но отказались от неё.
Звуки.Ру: А информация об участии в турне Хеньо Рихтера...
Смольский: Всего-навсего первоапрельская шутка.
Звуки.Ру: Будут ли продолжены симфо-роковые эксперименты группы?
Смольский: Да, но, видимо, позже. Возможно, где-то к Рождеству мы дадим несколько концертов с симфоническим оркестром. Это будет исполнение старого материала с оркестровых альбомов.

Здесь следует рассказать немного об оркестровой "кухне" группы, а также о том, почему не следует ставить знак равенства между понятиями "синтезатор" и "клавишные".
По мнению выдающегося продюсера современности Брайана Ино в наше время самым главным после электрогитары инструментом является микшерский пульт. Музыканты Rage - одни из немногих, использующих возможности этого агрегата на все сто. Четвёртым членом группы вполне можно считать звукорежиссёра группы Чарли Чайковски. Цифровая запись позволяет хранить оркестровые партии на мини-диске разложенными на столько каналов, сколько в оркестре инструментов. Выстраивая баланс звучания записи оркестра относительно акустики помещения и баланса с рок-составом, звукорежиссёр превращается в самого настоящего дирижёра.
Теперь - о синтезаторах. Нынешние их модели, упрощённо говоря, состоят из клавиатуры и процессора. Стало быть, процессор для синтеза звука может быть использован наряду с привычными уже гитарными процессорами. Поэтому, когда одна из гитар Смольского вдруг зазвучит в регистре флейты или гобоя - удивляться не стоит. Обеспечивает эти метаморфозы заведённый под струны добавочный звукосниматель и укреплённая прямо на деке инструмента маленькая коробочка "Roland GK-2".

Звуки.Ру: Будете ли вы летом выступать на Wacken Open Air?
Смольский: Нет. Но у нас будет несколько выступлений на европейских фестивалях. Осенью мы едем в большое турне.
Звуки.Ру: Оно будет сольное, или...
Смольский: С Primal Fear.

Героем пресс-конференции неожиданно стал ударник Майк Террана. Журналисты живо интересовались, рискнёт ли он сразиться со своим тезкой Майком Портным из Dream Theatre, и если рискнёт, то при помощи ли барабанных палочек, или же боксёрских перчаток.
Террана: Не вижу смысла в таких соревнованиях. Артисты должны учиться друг у друга, а не пытаться положить конкурентов на лопатки.
Басовитый голос мускулистого ударника навёл некоторых на мысль, что Майку не мешало бы попробовать свои силы в качестве дэт-металлического вокалиста. В ответ Террана мягким приятным голосом пропел: "You flying to the moon and back...", отвергая эту дурацкую идею в зародыше.
Всплеск интереса вызвала и несколько видоизменённая причёска ударника. Зачем Террана сбрил виски, превратив свою гриву в длиннющий, белый и пушистый панковский гребень?
Террана: Индейский обычай. После террактов в Америке я впервые задумался о скоротечности жизни, и решил не откладывать изменение причёски на будущее. Да и матушка до сих пор считает меня панком...

К восьми вечера зал ДК им. Горбунова был забит под завязку. Сквозь плотную завесу окутавших сцену световых и звуковых эффектов прорвался замогильный голос Майка, приглашающий публику "на ту сторону". Россыпь мелких нот гитарной миниатюры "Trauma" резко, в один удар, сменила молотобойная "Paint The Devil On The Wall".

Все полтора с чем-то десятка песен, составлявших концертную программу группы, отличала удивительная лаконичность и завершённость. Rage - самодостаточный коллектив. Музыканты не заимствуют классических мотивов у композиторов прошлого, предпочитая сочинять в классическом стиле самостоятельно, а заодно и расширять его рамки. Хоровые и оркестровые композиции группы полны непривычных, скреплённых порой под самыми немыслимыми углами гармоний и ритмических ходов. То же касается и лирики песен. В отличие от других хэви-групп последних лет Rage не обращаются за вдохновением к древним легендам или побасенкам Толкиена. Когда-то Пиви, работая над лирикой, вдохновлялся трудами Лавкрафта, но сейчас предпочитает думать своей головой.
Таким же лаконичным было и оформление сцены. Отрадно, что старый логотип группы не отвергнут окончательно, а используется в качестве некоего охватывающего ударную установку сияния. Несколько однотипных универсальных прожекторов в считанные мгновенья преображали сцену до неузнаваемости, подчёркивая атмосферу концерта.

Сочетание живой игры пауэр-трио с хоровыми и оркестровыми сэмплами разило наповал. После представления народу новой композиции "You Going Down", грубого среднетемпового хэви-боевика, народ в партере обезумел. Под синкопированные взлаивания гитары в "The Days Of December" начались слэм и стейдждайвинг, прекращавшиеся только тогда, когда могучий бородатый Пиви, не прекращая игры, подходил к краю сцены побрататься с народом. Свирепые же действия секьюрити не оказывали на публику решительно никакого дисциплинирующего воздействия.
В новом инструментале "Unity" Смольский сменил по ходу развития музыкальной темы несколько гитар, одна из которых, как и ожидалось, звучала благодаря встроенным синтезаторам, в далёких от гитарного регистрах. Композиция плавно перешла в барабанное соло Террана. Шутить, сидя за барабанами и играя на оных? Панкующий виртуоз владеет этим даром в совершенстве. Публику изрядно повеселила пантомима на тему "ноги мои, что же вы вытворяете", когда во время исполнения дробей чуть ли не шестьдесят четвёртыми долями Майк непонимающе глядел на свои руки с зажатыми в них палочками. Кроме того, использовав для вокала микрофон от случайно упавшей тарелки, ударник порадовал народ сольным исполнением какой-то африканской народной плясовой, а также джазовой версии уже упоминавшейся "You Flyin` To The Moon And Back".
Вслед за этим вернувшиеся на сцену Пиви и Смольский с ходу врубились в спид-трешевые дебри "Send By The Devil". Во время исполнения следующей "Firesorm" сцену заливало тревожное багровое сияние. Здесь настал черёд для соло Смольского, включавшего как бы между прочим кусочек из священного для всех уважающих себя металлистов "Полёта Шмеля". Присоединившись к товарищу, Вагнер неожиданно перевёл его нарциссичные запилы на прямые рельсы мелодии, подозрительно напоминавшей "Thunderstrack" ACDC. Однако это была всего лишь прелюдия к "Sister Demon".
После ломового хэви-фанкстрота (по другому этот ритм назвать просто неозможно!) из саундтрека какой-то новейшей немецкой комедии настал черёд и для "Higher In The Sky". Казалось, публика готова скандировать рефрен композиции до бесконечности. Музыканты в свою очередь, оторвались здесь по полной программе, сыграв его несчастные несколько аккордов во всех стилях, какие только приходили им в головы.
Короткая передышка перед последним, решительным ударом - и музыканты вернулись на сцену. Оркестровая интродукция Кристиана Вольфа плавно перешла в монументальную, давящую тяжесть "From The Craddle To The Grave". Публике, однако было мало и этого.
Главный сюрприз, как водится, приберегался на финал. Известнейший хит группы "Don`t You Fear The Winter" неожиданно зазвучал в ритме допотопного свинга с манерно-сладкими вокалами: ни дать, ни взять какой-нибудь Pallast Orcestra. Посвятив эту развесистую клюкву Кириллу Немоляеву (не слишком ли изысканный комплимент его "Комическим Куплетам"?), группа резко прыгнула в заоблачные выси гиперзвукового спид-метал, продолжив и закончив композицию в любимом народом темпе.

Ну что же? Яростная музыкальная интербригада вновь показала нам класс. После такого представления практически все шоу новомодных металлистов последнего поколения, сотрясавшие Горбушку последний год - от Moonspell до Tiamat - воспринимаются каким-то беспомощным невнятным бредом. Пожалуй, лишь для Nightwish можно сделать исключение. Увы, большая часть попыток альтернативного примоднения просто не выдерживает сравнения с грамотно сыгранным по старинке классическим хэви. Хотите вы этого, или нет, но это вызов.

Авторы материала благодарны Виктору Смольскому за помощь в создании оптимальных условий для подготовки репортажа и проведения фотосъёмки.

30.03.2009, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

RAGE - свежие публикации: