СКРЯБIН  К смерти и дольше

Накануне мемориального концерта в Киеве в память об Андрее Кузьменко Звуки выбирают лучшие пластинки группы Скрябiн.

В начале февраля 2015 года случилась самая большая трагедия украинской музыкальной сцены за последние годы - нелепая гибель Андрея "Кузьмы" Кузьменко, лидера одной из самых популярных в стране групп Скрябiн. Большой любитель автомобилей и быстрой езды попал в фатальное ДТП. Любые аналогии будут неполными, но, пожалуй, по уровню популярности у соседей Кузьма был сравним с Васильевым или Лагутенко в России (тем более, что с последним Андрей даже успел совместно поработать). Интересна и история Скрябiна - от Depeche Mode-образного синти-попа через все пограничные жанры к практически эстрадному поп-року.

20 мая в Киеве случился большой мемориальный концерт, посвященный памяти Андрея, и о его роли в культурной жизни страны говорит состав участников. В раскупленном за один день 10-тысячном Дворце Спорта под аккомпанемент группы Скрябiн выступали Святослав Вакарчук, Руслана, Александр Пономарев, Андрей Хлывнюк (Бумбокс), Потап, Иван Дорн, Дмитрий Шуров, Валерий Харчишин (Друга Рiка), Фагот (ТНМК), Ирина Билык и многие другие. В его канун Звуки выбрали самые знаковые и любопытные пластинки, с которых стоит начать знакомство с группой в формате "топ-10".

10. Мова Риб (1992/1997)
Фактически дебютный альбом, первая официальная запись после утерянного магнитоальбома "Чуєш біль". Скрябiн считаются первопроходцами украинской электронной сцены, и в "Языке рыб" так или иначе засвечены все актуальные жанры и характерное для тех времен звучание (в первую очередь, если сравнивать с российскими представителями жанров). Драм-машины и синтезаторы, ещё свежий флёр новой романтики, размеренный синти-поп, резвое техно и то, что тогда в бывшем Союзе называли хип-хопом. А главное - меланхоличные и умные тексты на рiдной мове - отличительная черта группы, намеренно отказавшейся от английского языка. "Мова Риб" сгодится в качестве артефакта далёкой музыкальной эпохи, но, в отличие от столь же несовременно звучащих пластинок "Птахи" (игра на поле техно-рейва, принесшая группе первую популярность) или "Технофайта" (официальная версия 1999 года выглядит слишком куцо, а неофициальный сетевой вариант - наоборот, безразмерно), "Мову" по-прежнему интересно слушать целиком.
Кроме этого: Технофайт (1993/1999), Птахи (1995)

09. Хробак (1999)
Самая тяжелая по звуку пластинка группы - музыканты отправляются за творческими поисками в самые дремучие из пограничных синти-попу жанров. Местами песни звучат натурально в духе дарквейва, хотя есть и неожиданные вещи - вроде реверанса в сторону "Autobahn" Kraftwerk "Мы Як Машини" или громкого EBM "Великий хробак". Самой радиоформатной вещью пластинки оказалась "Небо Каже (Йди Сюда)", оказавшаяся одной из редких композиций группы, добравшихся до российских FM-волн - её частенько крутили на заре вещания "Нашего радио". Возможно, самая нон-конформистская и авантюрная работа Скрябiна - к этому моменту группа фактически уже выступала на стадионах и никак не могла себе позволить от развеселости недавнего хита "Танець Пингвина" сделать шаг на тёмную сторону.

08. Радіо Любов (2012)
В позднем поп-роковом периоде почти все песни Кузьмы можно было условно разделить на несколько типов. Был разной степени удачливости юмор, была социальная тематика, но самыми, пожалуй, любимыми слушателями были медленные лирические композиции - сборник из таковых под названием "Баладi" оказался, например, единственным виниловым релизом группы за всю её 25-летнюю историю. Так вот, пластинка "Радіо Любов" практически целиком состояла из таких баллад, и в ней не нашлось места ни для юмора на грани, столь любимого Кузьмой, ни для патриотических лозунгов. Её целостность, отличные песни, а также частичное возвращение к чистой синти-поп-стилистике ("Не думай про завтра", "Слiди", "Тримай її за руку") делает эту работу лучшей из поздних пластинок группы. Выдающиеся песни случились и на более поздних "Добряке" и "25", но там они соседствовали с более посредственными вещами. На "Радио" же придраться совершенно не к чему. И, да, здесь имеется одна из самых трогательнейших песен-обращений к маме.
Кроме этого: Про Любов (2007), Баладi (2012)

07. Modna Країnа (2000)
Альбом-водораздел: Кузьма, сохранивший группу после серьезного конфликта с коллегами, нащупывает язык, с которым через несколько лет станет воистину народным артистом. Поп-роковые стадионные боевики "Нема дурних" и "Цукор", полу-юмористические ухабистые вещицы-фельетоны "Бультер'єр", "Джапан тіві" и "Модна країна", привет недавнему прошлому в виде проникновенной "Зламані крила" и уже упомянутому балладному будущему "Неділя понеділок" - группа резко меняет фаталистиный минор на иронический позитив. Клип на хулиганскую, но имевшую социальный посыл "Чорнобиль форева" крутится по украинским каналам и через программу "Украинская 20-ка" прорывается в российский эфир MTV. Помнится что тогда мне, слышавшему прежние песни Скрябiна, показалось, что это просто другая группа с тем же названием.

06. Натура (2003)
Первый альбом группы, посвященный исключительно любви в том или ином проявлении. Из мизогинической "Вiдстань" выросли другие тематические памятные шлягеры "Не даєш", "Шмата" и "Мумiтроль". В остальном же - это чувственные вещи, вроде "Мовчати" и "Спи соби сама", визитные карточки группы, бодренькие "Червонi Колготки" (с басом а-ля Питера Хук) и "Дiвчина Кончiта", или же минималистичный и простенький, но от того ещё сильнее западающий в душу дуплет "Давай з тобою займатися любов'ю" и "Я сховаю тебе (любов)". В убористом звучании пластинки чувствуется рука небезызвестных Павло Шевчука и Ильи Лагутенко, выступивших продюсерами "Натуры". Показательно, что Кузьма не кичился участием Лагутенко в записи и не использовал этот факт для того, чтобы прорываться в российский шоу-биз, хотя "Давай з тобою..." и попал в недолгую ротацию на радио "Maximum". Неохотные попытки интегрироваться в музыкальное пространство соседей окончательно сходят на нет. Парочку следующих пластинок в России по лицензии напечатали уже скорее по инерции - хоть сколько-нибудь осязаемыми тиражами они не продавались.

05. Озимі люди (2002)
А вот этот альбом в России издал лейбл Real Records, на тот момент главный холдинг звукозаписи в стране. Лид-сингл "Любити Платити", основанный на теме из "The Riddle" Ника Кершоу, вышел в сборнике "Нашествие", крутился по "Нашему радио", и шёл в эфире российского MTV. Самое интересное, что пластинка была записана и выпущена в поддержку партии "Команда озимого покоління", накануне релиза избиравшейся в украинский парламент. В альбоме Кузьма впервые поднял темы национального единства и самоопределения, начиная проникновенной вещью "Искал свой дом" и заканчивая лобовыми лозунгами вроде "Возьмите нас к себе в Европу, у нас есть Андрей Шевченко". Партия в итоге в парламент не прошла, набрав чуть больше 2%, а вот патриотический хит "Сам Собі Країна" исполнялся Кузьмой до самых последних концертов. Неудивительно, что напрямую обращенная к слушателям другой страны пластинка не нашла отклика в России, даже на волне популярности ВВ и Океана Ельзи. И с тех пор, к слову, диск нигде не переиздавался. К социально-политической тематике Андрей ещё вернётся накануне президентских выборов 2010-го на тоже хорошем (но, увы, чуть меньше выдающемся) альбоме "Моя Еволюція", в лид-сингле которой звучит рефрен "По-моему, чувак, нас кинули", а в ещё одной песне - "Ми любим цю країну без вазеліну!"
Кроме этого: Моя Еволюція (2009)

04. Танго (2005)
После не сильно успешного (и, будем говорить честно, не сильно достойного внимания) сборника перезаписанных вещей "Альбом", выходит диск "Танго". И наработанное в "Натуре" и "Modnой Країnе" доходит на нем до абсолюта: набор творческих приёмов, использованный в "Танго", так или иначе будет перенесен в практически все студийные работы группы в следующее десятилетие. Оптимальное сочетание гитарных хитов, лирики, социалки, юмора и рефлексии - именно "Танго" вернуло (а то и возвело) группу в ранг эстрадных украинских исполнителей первого эшелона. Самыми большими хитами становятся "Люди Як Кораблi", отсылающая к событием недавней оранжевой революции, а также ставшая гимном выпускных и вечеров встреч "Старі фотографії". Помимо них - десяток цепляющих поп-рок-композиций, практически не напоминающих о прошлом группы ни в плане аранжировок, ни в плане сонграйтинга. И неудивительно - это первый студийный диск с новым материалом, в которой не принимали участия музыканты классического состава трио Ростислав Домишевский и Сергей Гера. К слову, последний тоже отошёл от синти-попа - Гера с успехом до сих пор играет клавишником в другой достойной украинской поп-рок-группе Друга Рiка.
Кроме этого: Гламур (2006), Добряк (2013), 25 (2014)

03. Еутерпа (1999)
Проникновенный эксперимент - песни древнего фольклора, собранного матерью Кузьмы Ольгой на территории Яворивщины, получали обрамление минорным синти-попом и трип-хопом. Вместе с Андреем над несколькими композициями работали его соратники Андрей Пидлужный, Тарас Чубай (Плач Єремії) и Юлия Лорд. С Чубаем Кузьма записал боевитый альбом повстанческих композиций "Наши партизаны", диковатый проект хаус- и техно-ремиксов на традиционные украинские свадебные песни KOZZZAK DISCO, а также лирический сборник рождественских композиций "Наше рiздво". Лорд спела в нескольких песнях Скрябiна, а также записала с группой сольную пластинку. Впрочем, эти проекты очевидно меркнут по сравнению с этими тремя народными композициями, совершенно органично легших в размеренные аранжировки клавишных. Была попытка реализовать проект в Канаде, где достаточно сильна украинская диаспора, но дело с места особо не сдвинулось. Видимо, диск "Еутерпа" просто сильно опередил своё время - стоит посмотреть хотя бы на то, как стремительно набирает сейчас популярность среди украинской молодёжи певица Onuka.
Кроме этого: Наше Рiздво (feat. Тарас Чубай) (1999)

02. Казки (1997)
Первая пластинка, на которой группа могла себе позволить хорошую студию и не торопиться во время записи (все прошлые релизы писались "впопыхах"). Собранный частично из старого материала, частично из нового, сыгранный при помощи известных тогда инди-музыкантов, альбом оказался этаким "The Best Of" на момент 1997 года, причем песни на нём впервые звучали именно так, как изначально и задумывались. Образцовая пластинка, изобилующая хитами, эталон "того самого" Скрябiна. Практически opus magnum, вобравший в себя всё то, чем группа занималась все годы с момента собственного основания. Именно с "Казок" больше всего песен было переделано для странного релиза 2004-го года "Альбом" и больше всего игралось "старых" вещей на поздних концертах. Годом позже оставшиеся в загашнике архивные хиты Кузьма сотоварищи переосмыслят на сборнике "Танець Пингвина" - заглавная вещь надолго станет самой известной композицией группы.
Кроме этого: Танець Пингвина (1998)

01. Стриптиз (2001)
Именно во время записи "Стриптиза" по классическому трио Скрябiн пошла трещина, позже разорвавшая коллектив на части. В оригинальном составе и Домишевский и Гера играли большие роли, участвуя и в написании текстов песен, и в сочинении музыки и аранжировок - потому-то группа так преобразилась, когда лишилась своих сооснователей. Конечно, в нулевые и время было другое, когда столь диковинная и узкожанровая музыка, чудом вытаскивавшая звёзд из андерграунда парой лет ранее, вмиг утратила перспективы массовой популярности. "Стриптиз" - эпический финал первопроходческой миссии группы, 70-минутное полотно практически без слабых мест, минорное и созидательно-философское, которое в буклете диска отчего-то называли "скандальным". Скандальным в нём была разве что нарочитая неформатность - как и в случае с "Хробаком", после FM-ориентированной "Країни" песни про эфемерные озёра и коридоры-норы под мелодичный, но холодно-отстранённый рокот драм-машин, даже выпустить удалось с трудом. Несмотря на популярность группы, диск увидел свет только через два года после записи, а с тех пор окончательно взявший руководство над Скрябiном Кузьма предпочитал творчески выражаться куда более прямолинейно и конкретно.

Концерт памяти Кузьмы Скрябина
Киев, Дворец Спорта
20 мая, 19:00

19.05.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

СКРЯБIН - свежие публикации: