МУЗЫКА  Когда соул встретил драм

История непростых отношений соула и драм-н-бейса, закончившаяся хэппи-эндом.

Успех нового сингла Rudimental "Bloodstream" лишний раз подтвердил, что формула "драм-н-бейс плюс белый соул" работает практически безотказно. "Белый", разумеется, понятие условное и обозначает оно не столько цвет кожи исполнителя, сколько культурный бэкграунд, в котором Дасти Спрингфилд заметно больше, чем Ареты Франклин. Идея, казалось бы, лежала на поверхности: набравший популярность обновленческий соул в диапазоне от Джеймса Блейка (James Blake) и How To Dress Well до Фрэнка Оушена (Frank Ocean) был уж слишком субтильным и упадническим, а EDM, в котором как раз энергетики было хоть отбавляй, звучал до того прямолинейно, что даже евроденс и пампинг-хаус на его фоне казались джазом. Осталось только объединить эти две составляющие. Но как оказывается, тренду этому отнюдь не пара лет, и развивался он долго и интересно, двигаясь по весьма замысловатой траектории.

Идея скрестить соул с джанглом стара - если не как мир, то как минимум как джангл. Еще в 1994-м с этим сочетанием активно экспериментировали, например, 4 Hero (альбом "Universal Love"), да и главный хит Goldie "Inner City Life" был выстроен по схожей формуле. Из той же джангловой сцены (тогда этот жанр еще называли арткором) вышла и своя локальная поп-звезда, певица Элизабет Трой (Elisabeth Troy). Об Элизабет заговорили после выхода хита Soundman & Don Lloydie "Greater Love", где звучал её голос. А позже она сделала в меру успешную карьеру гест-вокалистки и записывалась с MJ Cole, Metric, Clean Bandit.

Редким примером безусловного коммерческого успеха в этом формате был британский проект Baby D – в 1994-м они выстрелили довольно ярким хитом "Let Me Be Your Fantasy", а спустя два года попали в национальный топ-5 с альбомом "Deliverance". Но после этого проект тихо угас. Интересно, что определенный успех этот формат имел даже в России, где ни соула, ни тем более джангла в культурной традиции не было отродясь. Однако именно с них в своё время начинала группа Гости из будущего.

И всё же, за исключением редких всплесков, soulful jungle мейнстримового успеха не имел. Это была слишком ритмически сложная музыка, едва ли пригодная для массовых танцев. К тому же, попадать в чарты джанглу всегда мешала репутация музыки "чёрного подполья", ведь возник он именно как реакция на коммерциализацию британского хардкора. Сломать это проклятье "музыки для чёрных" смог только случившийся во второй половине девяностых ребрендинг джангла в драм-н-бейс.

Следующий прорыв случился в 1999-м, когда уже и слова "джангл" никто не помнил. Виновниками тожества стали британцы Kosheen – группа, ведомая певицей Шан Эванс (Sian Evans), а также двумя выходцами из джангл-сцены, продюсерами Дарреном Билом (Darren Beale) и Марком Моррисоном (Mark Morrison). Kosheen сделали с обеими компонентами ровно то, чего и требовал рынок – драм-н-бейс максимально "спрямили" и упростили, а соул сделали максимально белым. Другого Шан, коренной валлийке, было просто неоткуда взять. Группа выпустила целую серию успешных синглов в этом ключе, но довольно быстро отошла от ломаных клубных ритмов и двинулась в сторону стопроцентной поп-музыки.

Драм-н-бейс, тем временем, обосновался в клубном секторе рынка и понемногу впитывал элементы других жанров, в первую очередь популярного в первой половине нулевых электро. Сказывалось это в первую очередь на басовом рисунке, который становился всё более чётким и понятным обычному клаберу. В этом инкубаторе вырастали свои локальные звезды, например, High Contrast и John B, но для того, чтобы производить большие хиты им не хватало поп-составляющей, того самого соула.

Массовый приход драм-н-соула в большой шоу-бизнес случился примерно на рубеже нулевых и десятых. Самыми яркими представителями среди первопроходцев были британцы Chase & Status. Их первая пластинка "More Than Alot" была вполне обычным по тем временам в меру коммерческим драм-н-бейсом, а вот следующий диск "No More Idols" и предшествовавшие ему синглы уже представляли собой тот самый гибрид, для пущей убедительности сдобренный эйфорическими синтезаторными аккордами, пришедшими прямиком из EDM.

В том же 2010-м к процессу подключился DJ Fresh, издавший сразу несколько таких синглов (на одном из которых засветилась всё та же Шан Эванс), а также звездное трио дабастеп-продюсеров (дабстеп и драм-н-бейс, как известно, родные братья) под названием Magnetic Man. Их главных хитом стала композиция "Perfect Stranger", по звучанию до ужаса напоминающая старых добрых Baby D. Появление в роли приглашенной вокалистки у Magnetic Man стало началом карьеры певицы Кейти Би (Katy B) – ныне вполне самостоятельной творческой единицы. Начинать "на фичерах" у танцевальных артистов стало для исполнителей с амбициями не менее престижным и перспективным делом, чем выступать на подпевках у рэпперов. Chase & Status, например, стали стартовой площадкой сразу для нескольких певиц, включая Моко (Moko) и Делайлу (Delilah), у которой сейчас уже есть соло-альбом, попавший в британский топ-5.

Лондонский квартет Rudimental довёл идею до совершенства. Британцы сделали ставку на хитовые мелодии, головокружительный оптимизм на стыке школьной дискотеки и рейва и, разумеется, отличное шоу с живыми инструментами, без которого сегодня не может обойтись не одна уважающая себя команда. В добавок к этому, Rudimental собрали у себя на альбоме настоящий "all-star band" из молодых певцов и певиц. Эмели Санде (Emili Sande) к моменту появления на пластинке Rudimental была уже вполне сложившейся звездой, а вот для Эменике (MNEK) и Джона Ньюмана (John Newman) это был отличный способ засветиться. Исполнив вокальную партию в треке "Feel The Love", Ньюман оказался на вершине британских чартов, не успев выпустить сольно ни единого сингла.

Очень похоже, что в ближайшее время нам предстоит увидеть если не засилие, то по крайней мере плотный поток такого рода музыки. Но для полной победы жанра не хватает одного – танцевальные альбомы при участии драм-н-бейс продюсеров должны начать записывать маститые соул-исполнители. Так что нам остаётся ждать танцевальных записей Адель (Adele), Лизы Стенсфилд (Lisa Stansfield) или Тома Джонса (Tom Jones). Он-то точно может.

11.05.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: