МУМИЙ ТРОЛЛЬ  С начала начать бы

Илья Лагутенко попытался записать одиннадцатый альбом Мумий Тролля так, будто альбом - первый.

Скорый, если сравнить с предыдущей паузой в номерных релизах, выход "Пиратских копий" в первую очередь свидетельствует о том, что Мумий Тролль окончательно пережил длительный период затишья. Подведя итоги на пластинке "S.O.S. матросу", Лагутенко раздал долги самому себе - диск сквозил отсылками к творчеству и биографии автора. Время прошло, радость от факта выхода альбома - тоже, и предположение, что прижизненной классикой диску не стать, оказалось близким к правде. Недавние новинки исчезли из концертных сетлистов и осели в фанатских гаджетах, Лагутенко же пошёл искать дальше.

Как и в случае с "Матросом", группа провела бесчисленное количество сопутствующих PR-акций, так или иначе педалирующих тему тех самых "Пиратских копий". Интеграция с Google, конкурс среди девушек на запись гитарного соло в "Последнем выпускном", психоделические клипы от Андрея "Флаконкишочки" Касая, лид-синглы и EP, на которых было засвечено пол-альбома, наконец - эксцентричный релиз диска. В iTunes-версии, сделанной по предзаказу, группа намеренно поменяла часть новых песен на схожие по названиям нетленки - намек на "паленые" сборки, которые в незапамятные времена пираты называли "полными версиями" альбомов. А в CD-релиз, криво повторяющий оформление диска "Морская", вложен сборник азиатских участников фестиваля V-Rox. В то время как сам альбом, записанный на болванке, лежит завернутым в газету под фальшивым дном упаковочной коробки.

Расставшись с бессменным гитаристом группы и вторым её ядром Юрием Цалером, Мумий Тролль превращается то ли в трио, то ли в квинтет и окончательно раскрывает объятья обилию синтезаторов и причудливых звуков, заигрывать с которыми МТ начали ещё на "Слиянии и Поглощении". Роль гитары действительно теперь куда менее весомая и больше вспомогательная, хотя совсем без неё, конечно, не обходится. Открывающая мелодичная расслабленная вещь "С чистого листа" построена на акустическом "чёсе" - своеобразный дисклеймер пережившего встряску Мумий Тролля. Под привязчивую гармонию, готовую для любительского исполнения под гитару, Лагутенко с усталостью пожившего и повидавшего вытягивает "Сначала начать бы, с чистого листа". Видимо, Илья Игоревич искренне хотел, чтобы "Копии" в чем-то тоже стали дебютом, о чем и свидетельствует обложка.

На "Морскую", правда, из всего предыдущего творческого багажа альбом похож меньше всего. И он вновь, как и "Матрос" создан по принципу "всего понемножку". Рок-н-ролльная лихость теплится в импульсивных "Витаминах" и "Мошке", причем у обеих песен заразные хуки в припевах, да и оба трека заточены на то, чтобы греметь живьём, однако их общая ценность под большим вопросом. Есть очевидные хиты - заглавная вещь поселится в концертных плейлистах группы, видимо, на ближайшее десятилетие, а игривый и породистый диско-поп "Где вы, девочки" наверняка войдет во все фанатские топы. Есть неожиданности - отсылающий к ранним Garbage боевик "Шторм", атмосферный трип-хоп, в который превратился "Ноябрь", техногенный пост-панк "Кто будет спасать рок-н-ролл", практически Interpol, ударившиеся в колдвейв, или невесомая и какая-то особенно интимная "Куклы" - возможно, лучшая вещь пластинки, напоминающая об альбоме "Меамуры" (к слову, туда же подходил и хайлайт предыдущего альбома "Федорино Горе" - может, группе стоит вновь обратиться к этой своей ипостаси?)

Несмотря на резкие перепады, альбом звучит на удивление органично. Если на "Копиях" среди прочего ставилась задача доказать, что МТ может спокойно существовать и без Цалера, ее можно назвать выполненной. Если хотелось показать, что Лагутенко постоянно нацелен на актуальное звучания и далеко впереди ретроградов, с которыми прославился в одно время - в этом всякие сомнения окончательно исчезли ещё лет десять назад. Но категорического перерождения с нуля, пожалуй, не вышло. Как говорит сам фронтмен в интервью, он вне своего желания уже стал константой в российском роке. "Пиратские копии" - это попытка доказать, что эта самая "вечность" - лишь условность, продиктованная временем и обстоятельствами. Но возрастная рефлексия вкупе с постоянными отсылками к восьмидесятническим жанрам, нью-вэйву и синти-попу, даёт от этого какой-то совсем обратный эффект. В том же "Матросе" искренности и чуть ли не ребячьей живости, кажется, было на порядок побольше. "Пиратские копии" - альбом хороший, который богатую дискографию группы нисколько не испортил. Но с трудом представляется, что эта пластинка сможет влюблять в себя безо всяких оговорок, зажигать огонь, на который была способна любая студийная работа группы до "Восьмёрки" включительно.

Мумий Тролль: презентация альбома "Пиратские копии"
Москва, YotaSpace
25-26 апреля, 20:00

21.04.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

МУМИЙ ТРОЛЛЬ - свежие публикации:

Сайт: www.mumiytroll.com

МУМИЙ ТРОЛЛЬ

Although some may take this as an exaggeration, it always seemed to me that there was something more complex about Mummy Troll and Ilya Lagutenko than what appeared on the surface of his songs. It's...

Дата образования:

16 октября 1983

Подробности из жизни:

Although some may take this as an exaggeration, it always seemed to me that there was something more complex about Mummy Troll and Ilya Lagutenko than what appeared on the surface of his songs. It's not that he has a particularly exciting biography, however, nor does the group really stray far beyond the standards of Russian pop. But if you listen closely to the lyrics, you realize there has to be some sort of reason, or at least justification for either their esoteric showiness, or imaginative eccentricity (depending on your point of view). You just don't know where to look for that justification. When I found out that by the time he reached the status he knows today, Lagutenko had already obtained a diploma in African and Eastern Studies from the Far East State Universtiy in Vladivostok, and had lived in China for a while (which I'm sure did wonders to his lexicon and his concept of vocabulary), I was able to place an origin to some of the wildest imagery in his songs. Not that…

Далее... →