Евгений МРАВИНСКИЙ  Masters in the Box

Обзор бокс-сетов великолепных мастеров классической музыки.

Музыкальный рынок перенасыщен. Красивые толстые боксы чуть ли не популярнее отдельных релизов, и кто-то видит в них спасение рынка. Но редкие записи и комплекты-антологии, не только рассказывающие о творчестве какого-то гениального мастера, но и являющиеся ценностью, артефактом - сами по себе - действительно интересны. И как источник информации, и как отпечаток вдохновения, и как вещь. В этом обзоре - бокс-сеты великолепных музыкантов.

Daniil Shafran Cello 5CD (Мелодия)
Даниил Шафран был одним из самых известных советских музыкантов-исполнителей. Композиторы - от Хренникова и Кабалевского до Шнитке, Вайнберга и Шостаковича приглашали его быть первым исполнителем своих произведений. Особо выделим звук его виолончели Амати - уникальный, легкий и певучий. В нем была чрезвычайная красота, не торжественность, а ясная и четкая манера, совершенная форма. Это комплект демонстрирует в полной мере, музыка увеличивает насыщенность и количество информации – Шафран раскрывается от альбома к альбому.

Первый диск комплекта – это Бах (Сонаты соло 2, 4 и 6). Тут виолончель дает пример "идеальной" музыки, она не говорит ни о чем, и говорит обо всем, она - о мире и о душе. Она требует спокойствия и даже не концентрации, а душевной открытости. Над этим циклом музыкант работал 30 лет, и итог впечатляет – гармонией, строгостью и легкостью, естественностью и глубиной.

Основа трек-листов следующих трех дисков – сонаты. Нервный и задумчивый, но целеустремленный опус Шопена (соч.65) – это его последнее опубликованное при жизни произведение. Далее идет романтичный, разорванный и разбросанный, полный метаний и борьбы духа, а в финале даже торжественный и назойливо позитивный Рахманинов (соч.10). Оба автора в первую очередь – "фортепианные" композиторы, но струнный инструмент в их произведениях равноправен и многозвучен, виолончель рисует узоры, красоты, расставляет акценты, придает смысл происходящему и раскрывает образы. Следующий альбом отведен музыке Иоганнеса Брамса (соч.38). Две его сонаты романтично и строго продолжают поиск гармонии, как и произведение Дмитрия Шостаковича (соч.40) - партию фортепиано в последней исполняет сам автор. Тут основные краски - гротеск и лирика, каждое чувство доводится до края эмоциональности. Далее идет CD с музыкой Сергея Прокофьева – его соната (соч.119) и симфония-концерт полны аромата классицизма и тонкими, словно хрустальными, деталями.

Пятый диск продолжает тему концертов для виолончели и оркестра. Все записанные произведения классичны по форме и пограничны по эффекту. Шафран играет барочного, но, кажется, переросшего свое время Боккерини и, словно открывающего людям глаза на новый мир, строгого романтика Гайдна (№2). Тут же звучат Вариации на тему рококо Чайковского (это самая старая запись комплекта - 1949 года), в которой и чувство, и энергия, кажется, хлещет через край.

Treasures of World Music Performed by Dmitri Kitayenko 6CD (Мелодия)
Комплект, выпущенный к 75-летию Дмитрия Китаенко, одного из крупнейших советских дирижеров, входит в число знаковых релизов, представленных к 50-летию "Мелодии". На нем собраны произведения, которые не всегда просто найти и услышать. Китаенко великолепно передает детали, нюансы, настроения, его оркестр и хор – совершенные инструменты,

Первый альбом открывает строгий Эдвард Григ - сюита "Из времен Хольберга". Далее - Арканджело Корелли - Сюита для струнных № 7, и, словно тянущийся, томный Отторино Респиги - "Старинные танцы и арии для лютни", третья сюита.

Второй альбом - дело другое. Неожиданная для кого-то духовная музыка композитора Джакомо Пуччини - "Messa di Gloria" (1880). В ней парадоксально заметны итальянский дух, оперность, даже маршевость, Третий диск – более привычное раскрытие темы, тут записан Иоганнес Брамс - "Немецкий реквием" – одно из самых серьезных произведений в истории музыки. Четвертый альбом - Дмитрий Шостакович - Симфония № 10, суровый опус, жестокая и иногда страшная красота. Диск 5 отдан Гаэтано Доницетти - его "Мизерере" сочетает духовное и мирское. Тут же знаменитая поэма "Колокола" Сергея Рахманинова на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта – произведение мятежное и бурное.

Диск 6 полон откровенно красивой музыкой. Тут записаны интерпретации классики, сделанные модернистским интеллектом. Это Сергей Прокофьев - Симфония № 1 "Классическая" - взгляд на классику с «высоты» прошлого века, Рихард Штраус - "Танцевальная сюита на темы Франсуа Куперена" и, в качестве бонуса, Петр Чайковский – "Концертная фантазия для фортепиано с оркестром".

Дмитрий Китаенко дирижировал Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии. При всем разнообразии стилей музыки, которую исполняет дирижер, она у него всегда о чем-то, что нельзя до конца выразить словами. Он - дирижер души, ее оттенков, настоящий романтик.


Yevgeny Mravinsky Special Edition 5CD (Мелодия)
Комплект, также выпущенный к 50-летию "Мелодии", музыкальных вопросов не оставляет – это великое исполнение великой музыки. Записи сделаны Евгением Мравинским и Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии в 1949–1982 гг. Безупречно эмоциональное и взволнованное, интеллигентное музицирование Мравинского – реализованный идеал и для исполнителей, и для слушателей. Про "священный огонь искусства" Мравинского говорил другой великий дирижер Геннадий Рождественский.

Продолжительность звучания всех дисков (76.12, 72.53, 78.54, 76.44, 76.02) близка к предельной – трек-листы, видимо, подобраны, исходя и из этого параметра, "оптимизированы". Поэтому просто перечислим произведения комплекта: Моцарт – Симфония №39; Бетховен – Симфония №6; Чайковский - Симфонии №4, №6 и "Итальянское каприччио"; Брамс - Симфония №3; Вагнер - Увертюра к опере "Нюрнбергские мейстерзингеры"; Брукнер - Симфония №9; Дебюсси – "Море" и "Послеполуденный отдых Фавна"; Равель – "Болеро"; Сибелиус - "Туонельский лебедь"; Скрябин - "Поэма экстаза" и Стравинский – Балет "Аполлон Мусагет".

Мир Мравинского коллекция рисует, постоянство восприятия гарантируется уровнем исполнения, но отметим, что преимущество – над музыкой XX века - отдано классическим авторам. Альбомы объединяют музыку композиторов из разных эпох, например, на одном диске могут оказаться Моцарт, Сибелиус и Чайковский. Объясняется, что «в своих программах Евгений Мравинский избегал "монографичности", свободно чередуя произведения разных авторов, эпох и музыкальных стилей». Такой подход к репертуару отмечала и вдова дирижера. Но между записями произведений, помещенных на один альбом, есть большие – до 30 лет - временные промежутки. Вряд ли Мравинский мыслил циклами таких масштабов. Ведь он менялся сам - как музыкант, тоже происходило и с вещами от него независящими – с критериями качества фонограмм, с технологией звукозаписи. При этом работы разных лет, благодаря их достойному качеству, звучат без режущих слух перепадов. Дирижер воспринимал музыку, как один большой мир, без границ. Этому по коллекции можно учиться и учиться.

16.04.2015, Александр В. ВОЛКОВ (ЗВУКИ РУ)

Евгений МРАВИНСКИЙ