МАХАРАДЖА  Нас посетили заклинатели музыки

На концерте в ЦДХ Махараджи вынужденно выступали в усечённом составе - до Москвы сумела добраться только половина "табора". Несколько участников группы до сих пор томятся в Дели, ожидая вылета. Но уже 28 апреля "бригада" будет в сборе. Впрочем, и четыре колоритных индуса поразили воображение нашего корреспондента...

Перед началом действа заполняющую зал публику развлекали фонограммами горлового пения и напевами в духе "Харе Кришна". Сцена концертного зала ЦДХ была устлана коврами. Даже не видя "виновников торжества" было понятно, что предстоящее зрелище будет весьма специфичным.

Мы побеседовали с организатором гастролей Махараджи Александром Чепарухиным. Александр, усталый, но воодушевленный, рассказал, что неофициальное название этой группы - "цыгане из Раджастхана". Музыканты не только принадлежат к различным кастам, но ещё и живут посреди индийской пустыни на расстоянии сотен миль друг от друга. Они собираются вместе только во время гастролей.
Предваряя выход артистов на сцену, Александр поведал, что группа вынужденно выступает в усечённом составе - до Москвы сумела добраться только половина "табора". У организаторов и музыкантов возникли проблемы с бронированием авиабилетов, а чуть позже с индийской полицией.
Несколько участников "Махараджи" из-за сложностей с получением выездных виз до сих пор томятся в Дели. Среди них и "хореографическая группа" - танцовщица, изображающая кобру и некий эксцентричный трансвестит (чуть ли не единственный на всю Индию). Однако Чепарухин заверил собравшихся, что усилиями фирмы "Green Wave" и компании "Аэрофлот" все артисты в скорости будут доставлены в Россию. Так что на следующим концерте в "Б2" (28 апреля) "бригада" будет в полном составе.

И вот после вступительной части началась мистерия. На сцену вышли три индуса в ярких чалмах и уселись в позу лотоса. У двоих в руках были струнно-смычковые инструменты под названием сааранги, а третий заменял ритм-секцию с помощью тамтама, который именуется у индийцев тхомаг. Музыка сопровождалась пением и воздеванием рук к небесам. Происходящее напоминало отправление причудливого культа на почти предельной громкости.
Когда саарангисты удалились в гримерную, их место занял "факир" с флейтами. Корзин со змеями выставлено не было, но изогнутые стойки микрофонов перед играющим были похожи на заклинаемых кобр.

По ходу этого "пестрого" "этно-спектакля" артисты выходили на авансцену в различных сочетаниях, всякий раз кланяясь залу на восточный манер. В их песнопениях было больше медитативной умиротворенности, чем драйва, но впечатления это вовсе не портило. Происходящее можно было c некоторыми поправками окрестить индуистским джазом. При наличии заранее обговоренной музыкальной схемы всякий раз "резервировалось" место под импровизацию.

У Киплинга была фраза: "Кто услышит зов с Востока, вечно помнит этот зов". Применительно к концерту в ЦДХ - насчет вечности, конечно, вряд ли. Но то, что сочетание ритуальной музыки, расцветки индийских костюмов и бижутерии запомнится московской публике надолго, это уж точно!

Фестиваль Green Wave продолжается...

30.03.2009, Димка МЕЖИК (ЗВУКИ РУ)

Группа МАХАРАДЖА